ЦСР предупредил о потерях в бюджете из-за низкой эффективности госсегмента в госзакупках

Москва. 14 мая. INTERFAX.RU - Потери бюджета из-за низкой эффективности госсегмента системы госзакупок (и заказчиками, и поставщиками являются органы власти, бюджетные и казенные учреждения - ИФ) могут достигать порядка 70 млрд рублей в год, следует из доклада Центра стратегических разработок (ЦСР), находящемся в распоряжении "Интерфакса".

Речь идет, в частности, об экономической не эффективности закупок госзаказчиков у госпоставщиков. "В среднем в контрактах, заключенных по итогам торгов с поставщиками G2G, снижение начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК) на 8% меньше, чем среднее снижение НМЦК в контрактах госзаказчиков с поставщиками из частного сектора, - говорится в докладе ЦСР. - Если бы контрактные отношения, которые сейчас сложились между госзаказчиками и частным бизнесом в части конкуренции и ценовых скидок, распространить на сегмент G2G, бюджетная система смогла бы дополнительно экономить не менее 50-68 млрд рублей, или 1% от общего объема ассигнований, направляемых в госзакупки".

Помимо этого исследователи указывают на то, что бюджет дополнительно теряет порядка 10 млрд рублей на формальных расходах, связанных с организацией закупочной деятельности в госсегменте системы госзакупок. Речь идет, в частности, о затратах на проведение квазиторгов, под готовку и размещение закупочной документации, обязательное обучение специалистов контрактных служб и членов закупочных комиссий.

По оценке ЦСР, в настоящее время в госсегменте системы госзакупок действуют 95 тыс. организаций, из которых 73 тыс. выступают преимущественно в качестве госзаказчиков, и 22 тыс. являются поставщиками. В год в этом сегменте заключается 360-400 тыс. контрактов на сумму 550-670 млрд рублей (9-13% от общего объема госзакупок).

В докладе ЦСР отмечается, что большая часть закупок в госсегменте осуществляется у безальтернативных поставщиков. "87% по количеству и 80% по стоимости G2G-контрактов заключаются с единственным поставщиком, - говорится в докладе. - Показатели в два раза выше, чем в целом по госзаказу, где они составляют 29% и 25% соответственно. Доля электронного аукциона - 21% по количеству и 25-30% по стоимости контрактов, что в два-три раза ниже, чем по госзаказу, где эти показатели составляют 58% и 55-60% соответственно".

При этом исследователи подчеркивают, что значительная часть таких контрактов (58% по количеству и 55% по стоимости) заключается по результатам несостоявшихся закупочных процедур (квази-торгов).

"Сектор G2G - это госзакупки у единственного поставщика, - отмечается в материалах ЦСР. - Провалы рынка заставляют государственный аппарат делать то, что частный предприниматель делать не может или не хочет".

В настоящее время наибольший объем бюджетных средств перераспределяется внутри госсектора посредством закупки государством у государственных же структур научных исследований и экспериментальных разработок (около 150 млрд рублей в год), строительных работ, услуг ЖКХ, услуг по обслуживанию зданий и территорий, услуг здравоохранения и образования.

Однако, по оценке исследователей, госсегмент уже вышел за пределы названных сегментов экономики и за счет своих особенностей (в том числе, привязка конкретного госзаказчика к конкретному госпоставщику) вытесняет частный бизнес из тех сегментов экономики, где действуют рыночные условия и отсутствует необходимость в элементах, призванных закрыть "провалы рынка".

"Государство в лице административных структур осуществляет коммерческую деятельность на 84 из 88 продуктовых рынков госзаказа, - подчеркивается в исследовании. - Административная система (связка госзаказчика с госпоставщиком - ИФ) теснит бизнес в поставках продукции пищевой промышленности, в общественном питании, в обслуживании зданий и инженерных услугах, в поставках разнообразной готовой продукции, на транспорте и в иных традиционно рыночных областях. Госсектор соперничает с бизнесом в сфере информационных технологий и услуг, в информационном бизнесе и массовых коммуникациях".

По оценке ЦСР, для решения названной проблемы необходимо провести разделение системы госзакуопк.

"Там, где рыночные механизмы не работают, надо выстроить административную вертикаль с неукоснительным соблюдением требований госзаданий, - отмечается в докладе. - Контракт <...> не является институтом управления госсектором экономики. Его место, вероятно, должно занять государственное задание, отличающееся от контракта рядом существенных особенностей (обязательность выполнения, директивное определение состава и размера финансового обеспечения, особый порядок налогообложения и отчетности)".

В тех сегментах экономики, где сложился рынок или существуют серьезные предпосылки для его формирования, госорганы должны стремиться к полноценным контрактным отношениям с частным бизнесом.

"Рыночная трансформация возможна в поставках пищевых продуктов и кейтеринге, где поставщики-G2G заключают в год контракты общей стоимостью не менее 24 млрд рублей, строительстве административных зданий, вокзалов и иных гражданских объектов (100 млрд рублей), предоставлении складских и вспомогательных транспортных услуг (30 млрд рублей), - полагают исследователи. - Изменения должны затронуть и другие рынки, поскольку госорганы стали активными оптовыми покупателя и продавцами. На наш взгляд, нужно сократить возможность свободной, беспрепятственной коммерческой деятельности государственных организаций на рынках стандартной, готовой продукции".

Теги: Россия, ЦСР
Чемпионат Мира по футболу 2018
В РПЦ рост потребления алкоголя в 2018 году связали с ЧМ по футболуВ РПЦ рост потребления алкоголя в 2018 году связали с ЧМ по футболу
По данным ВЦИОМа, доля пьющих россиян выросла с 58% до 67%Подробнее
Путин в Кремле наградил членов сборной России по футболуПутин в Кремле наградил членов сборной России по футболу
Станислав Черчесов получил орден Александра НевскогоПодробнее
Финал ЧМ по футболу поставил рекорд по количеству телезрителейФинал ЧМ по футболу поставил рекорд по количеству телезрителей
Даже в России финал чемпионата посмотрело больше зрителей, чем матчи национальной сборнойПодробнее
Москва заработала на ЧМ по футболу около 13 млрд рублейМосква заработала на ЧМ по футболу около 13 млрд рублей
Таким образом, более чем наполовину окупилась реконструкция стадиона "Лужники", стоившая 25 млрд рублейПодробнее
Более 300 тысяч человек вышли на улицы Загреба встречать сборную ХорватииБолее 300 тысяч человек вышли на улицы Загреба встречать сборную Хорватии
Люди начали собираться в центре города еще со вчерашнего вечераПодробнее
Миллионы французов вышли на улицы отпраздновать чемпионство своей сборнойМиллионы французов вышли на улицы отпраздновать чемпионство своей сборной
Самые большие гуляния во Франции за последние двадцать летПодробнее
ЧМ-2018. ОбобщениеЧМ-2018. Обобщение
"Интерфакс" подводит итоги чемпионата мира-2018, завершившегося в России в воскресеньеПодробнее
Лучшие игроки ЧМ-2018 получили медали под проливным дождем в "Лужниках"Лучшие игроки ЧМ-2018 получили медали под проливным дождем в "Лужниках"
Дождь начался сразу после окончания финального матча, завершившегося победой сборной Франции над ХорватиейПодробнее
Плей-офф
1/8 финала
УругвайУругвай2:1ПортугалияПортугалия
ФранцияФранция4:3АргентинаАргентина
БразилияБразилия2:0МексикаМексика
БельгияБельгия3:2ЯпонияЯпония
ИспанияИспания1:1
(3:4)
РоссияРоссия
ХорватияХорватия1:1
(3:2)
ДанияДания
ШвецияШвеция1:0ШвейцарияШвейцария
КолумбияКолумбия1:1
(3:4)
АнглияАнглия
Четвертьфинал
УругвайУругвай0:2ФранцияФранция
БразилияБразилия1:2БельгияБельгия
РоссияРоссия2:2
(3:4)
ХорватияХорватия
ШвецияШвеция0:2АнглияАнглия
Полуфинал
ФранцияФранция1:0БельгияБельгия
ХорватияХорватия2:1АнглияАнглия
Матч за 3 место
БельгияБельгия2:0АнглияАнглия
Финал
ФранцияФранция4:2ХорватияХорватия
Групповой этап
Группа A
Команда И В Н П О
УругвайУругвай33009
РоссияРоссия32016
Саудовская АравияСаудовская Аравия31023
ЕгипетЕгипет30030
 
Группа B
Команда И В Н П О
ИспанияИспания31205
ПортугалияПортугалия31205
И.Р. ИранИ.Р. Иран31114
МароккоМарокко30121
 
Группа C
Команда И В Н П О
ФранцияФранция32107
ДанияДания31205
ПеруПеру31023
АвстралияАвстралия30121
 
Группа D
Команда И В Н П О
ХорватияХорватия33009
АргентинаАргентина31114
НигерияНигерия31023
ИсландияИсландия30121
 
Группа E
Команда И В Н П О
БразилияБразилия32107
ШвейцарияШвейцария31205
СербияСербия31023
Коста-РикаКоста-Рика30121
 
Группа F
Команда И В Н П О
ШвецияШвеция32016
МексикаМексика32016
Республика КореяРеспублика Корея31023
ГерманияГермания31023
 
Группа G
Команда И В Н П О
БельгияБельгия33009
АнглияАнглия32016
ТунисТунис31023
ПанамаПанама30030
 
Группа H
Команда И В Н П О
КолумбияКолумбия32016
ЯпонияЯпония31114
СенегалСенегал31114
ПольшаПольша31023
 
Последние новости