Москва. 17 мая. INTERFAX.RU - Минэкономразвития ответило на замечания ЦБ РФ к пакету законопроектов о создании специальных административных районов (САР) в Приморье и Калининградской области.
Согласно предложениям Минэкономразвития, статус резидента САР даст компаниям, помимо особого корпоративного и налогового законодательства, льготный режим с точки зрения соблюдения валютных норм. Поправки в ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", которые входят в пакет законопроектов для создания САР, гласят, что "юрлица, созданные или редомицилированные (сменившие юрисдикцию - ИФ) в соответствии с ФЗ "О международных компаниях" и являющиеся участниками специальных административных районов, не признаются резидентами". ЦБ в письме в Минфин высказал опасения, что это нарушит принцип равенства и привлечет в САР специфический контингент резидентов.
"Резидентам САР предоставляются преимущества в части возможности без ограничений проводить валютные операции, не репатриировать денежные средства, что будет нарушать один из основных принципов, определенных статьей 3 ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", - единство системы валютного регулирования и валютного контроля. Исключение отдельных субъектов хозяйственной деятельности из общих требований к проведению валютных операций может привести к тому, что недобросовестные субъекты хозяйственной деятельности, зарегистрированные на территории РФ, в целях незаконного вывода денежных средств из РФ будут в массовом порядке перерегистрироваться в САР с использованием их преимущества", - писал ЦБ.
В среду в беседе с журналистами опасения регулятора прокомментировал и.о. министра экономического развития Максим Орешкин, который высказал предположение, что "не все сотрудники ЦБ глубоко погрузились в тематику". В четверг, выступая на форуме в Санкт-Петербурге, тему более подробно осветила директор департамента финансово-банковской деятельности и инвестиционного развития Минэкономразвития Екатерина Салугина-Сороковая.
Действующее законодательство о противодействии отмыванию денежных средств снимает риски массовой регистрации в САР недобросовестных участников, заявила она на сессии "Вызовы российскому корпоративному праву в условиях деофшоризации" юридического форума в Санкт-Петербурге.
Салугина-Сороковая отметила, что стимулом для перетока капитала из многих известных юрисдикций в проекты САР "является установление в законопроекте изъятий для резидентов САР из общих требований валютного регулирования и валютного контроля".
Она напомнила об опасениях ЦБ, что "это может привести к тому, что недобросовестные участники оборота будут в массовом порядке перерегистрироваться в САР в целях незаконного вывода денежных средств из РФ".
"Однако ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" уже устанавливает ряд изъятий из общих требований для отдельных операций и лиц. Применение к валютным операциям по списанию денежных средств за рубеж требований законодательства о противодействии отмыванию денежных средств и без применения валютных ограничений может служить барьером для таких действий как в САР, так и на всей территории РФ. Кроме того, риск массового перетока хозяйствующих субъектов в САР из иных регионов РФ минимизирован двойным контролем на "вход": при получении статуса резидента САР (критерии устанавливаются правительством РФ) и при получении статуса международной компании (необходимость соответствия компании следующим критериям: статус резидента САР, ведение деятельности на территории нескольких государств, осуществление инвестиций на территории РФ)", - исключила она риски массового перетока недобросовестных участников валютного рынка.
Еще одно опасение ЦБ - отсутствие в законопроектах о САР порядка выполнения требований антиотмывочного законодательства. Более того, в предложениях Минэкономразвития есть возможность выпуска ценных бумаг на предъявителя, что не соответствует стандартам FATF, писал Банк России. Это может негативно отразиться на результатах страновой оценки FATF, которую РФ должна пройти в 2018-2019 годах, полагает ЦБ.
"Предусмотренное в рамках законопроектов исключение из правил о публичном раскрытии сведений о бенефициарах юридических лиц любому заинтересованному лицу касается лишь режима раскрытия информации третьим лицам и не отменяет для международных компаний требования о раскрытии бенефициаров уполномоченному органу и организациям финансового рынка, действующим в рамках проектов САР, в том числе во исполнение требований о противодействии отмыванию денежных средств. В целом законодательство о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, применяется в САР в неизменном виде", - заявила директор департамента Минэкономразвития.
"FATF долгое время борется за прозрачность информации о владельцах и бенефициарных собственниках юридических лиц. Безусловно, пакет законопроектов не преследует цель затруднения этих действий. Чтобы удовлетворить запрос бизнеса на конфиденциальность и простоту передачи корпоративных прав и одновременно обеспечить доступ правоохранительных органов к информации о владельцах ценных бумаг на предъявителя, предлагается обсудить возможность выпуска сертификатов долей на предъявителя при условии ведения списка владельцев сертификатов у нотариуса, регистратора или иного посредника на рынке ценных бумаг", - сказала Салугина-Сороковая.