Денис Мантуров: самолеты МС-21 обладают серьезным потенциалом на азиатском рынке

Глава Минпромторга РФ рассказал о бестселлерах российской авиации на рынке вооружений, экспортных перспективах Су-57 и потенциальных заказчиках МС-21 за рубежом

Денис Мантуров: самолеты МС-21 обладают серьезным потенциалом на азиатском рынке
Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров
Фото: ТАСС, Антон Новодережкин

Москва. 25 марта. INTERFAX.RU - Сможет ли российский Су-57 конкурировать на зарубежных рынках с американскими истребителями пятого поколения, о презентации учебно-боевых Як-130 в Малайзии и продвижении МС-21 в азиатских странах рассказал в интервью специальному корреспонденту "Интерфакса" Екатерине Мальцевой глава Минпромторга РФ Денис Мантуров.

- Денис Валентинович, в преддверии открытия малайзийской выставки LIMA-2019 расскажите, пожалуйста, какую технику Россия представит в этом году и какие переговоры планируются с потенциальными инозаказчиками?

- По традиции, в ходе выставки планируются встречи и переговоры с представителями министерств обороны, штабов Военно-морских сил, а также береговой охраны, по большей части, стран Юго-Восточной Азии.

Российское самолетостроение будет представлено стендом ОАК и натурным образцом учебно-боевого самолета Як-130, который примет участие в летной программе. На выставке пройдет презентация Як-130 для потенциальных заказчиков Юго-Восточной Азии. Кроме того, высший пилотаж продемонстрирует группа "Русские Витязи" на многоцелевых истребителях Су-30СМ.

- Как вы оцениваете перспективы заключения контракта с Малайзией на поставку Як-130?

- Мы организуем показ натурного образца самолета Як-130 на выставке и его презентацию. Ряд стран региона, в частности Малайзия, проявляют интерес к приобретению легкой учебно-боевой машины, и наш Як-130 идеально подходит для этих целей. Напомню, что в Малайзии уже находятся на вооружении самолеты российского производства – истребители Су-30МКМ и МиГ-29.

Пристальное внимание потенциальных покупателей в Юго-Восточной Азии обращено и на наши самолеты Як-130, которые могут использоваться и для обучения летчиков, и для решения боевых задач. В последние годы были поставки этих современных машин в Бангладеш, Мьянму и Лаос.

Россия предлагает Як-130 не только Малайзии, но и другим азиатским странам. Мы готовы расширять возможности этих самолетов в соответствии с пожеланиями заказчиков. Як-130 – это конкурентоспособная машина, имеющая хорошие перспективы на мировом рынке.

- С Мьянмой обсуждаются новые контракты на Як-130? Есть ли в планах продолжение поставок МиГ-29 или, может, Россия будет предлагать МиГ-35?

- Мьянма является одним из давних покупателей российских вооружений и военной техники. Возможность дальнейшего сотрудничества обсуждается.

- А когда российские военные получат первые МиГ-35 по заключенному в августе контракту на 6 самолетов? Планируются ли массовые поставки этих истребителей ВКС РФ или все ограничится небольшой партией?

- Предназначенные для участия в государственных испытаниях первые самолеты МиГ-35 уже переданы в Министерство обороны РФ. В госпрограмме вооружения предусмотрена закупка этих машин, и промышленность готова выполнить заказ Минобороны в необходимом объеме и полностью обеспечить потребности наших вооруженных сил в современных авиационных боевых комплексах.

- Сообщалось о планах вывести Су-57 на экспортный рынок - есть ли у него потенциальные покупатели в странах Юго-Восточной Азии? Как бы вы в целом оценили экспортные перспективы Су-57? Удастся ли ему выдержать конкуренцию с американскими истребителями пятого поколения?

- В первую очередь, мы нацелены на обеспечение потребности министерства обороны. В то же время, российский боевой самолет пятого поколения обладает выдающимися характеристиками, и это дает возможность рассматривать в будущем экспортные перспективы. Например, мы открыты для работы с Индией по этой программе. Индия – традиционно, крупнейший партнер России в авиастроении. Этот тренд должен сохраниться и в будущем.

Что касается конкуренции, то при приобретении такого рода вооружений рассматриваются не только вопросы цены или отдельных характеристик каждого конкретного самолета. Хотя это очень важные параметры, и тут нам есть что предложить. Тем не менее, одним из особенно важных обстоятельств на рынке вооружений является уровень доверия со стороны покупателя к поставщику. В этом плане Россия проводит очень последовательную и прагматичную политику, не пытаясь связывать не связанные между собой вещи, не ставя себе задачи влиять на другие страны посредством санкций или каких-то других подобных мер.

- А гражданские самолеты российского производства найдут своего заказчика в Азии?

- Конечно, ОАК также будет продвигать на рынок Юго-Восточной Азии и свою гражданскую продукцию. Рынок АТР быстро набирает обороты - по различным оценкам, среднегодовой рост пассажиропотока в Азии будет выше мирового на 1-2%. В перспективе это сделает Азиатско-Тихоокеанский регион одним из самых крупных в мире по потребности в новых самолетах.

На выставке в Малайзии будет сделан акцент на таких уникальных машинах, как Бе-200 и Бе-103 – это самолеты-амфибии, которые для островных государств являются незаменимыми в силу их способности садиться на воду и взлетать с нее.

- Индонезия проявляет интерес к пассажирским самолетам - МС-21 и SSJ-100?

- Государства Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе, Индонезия – один из ключевых рынков для продвижения новых российских гражданских самолетов. Здесь уже эксплуатируются самолеты SSJ-100. Переговоры по МС-21 также ведутся.

Мы считаем, что наши гражданские самолеты и их модернизированные модификации, а также новые высокоэффективные проекты – например, МС-21 – абсолютно конкурентоспособны на рынке АТР и обладают серьезным потенциалом. Сегодня основные усилия сосредоточены на сертификации самолета МС-21-300, завершение которой откроет ему дорогу в российские авиакомпании, которые станут первыми эксплуатантами новых лайнеров. Сертификация по российским и европейским нормам и начало эксплуатации позволит уже, в свою очередь, активизировать продвижение самолета в Юго-Восточную Азию и другие регионы.

- Как обстоят дела с испытаниями российских композитов для МС-21? Возможен ли сдвиг начала серийного производства более, чем на год?

- В России в рамках программы МС-21 создана отечественная школа проектирования композитных силовых агрегатов для гражданских самолетов. Внедрены методы их испытаний, освоены технологии серийного производства, создана необходимая промышленная инфраструктура. Это – большой успех.

Основные усилия нашей науки и промышленности сосредоточены на организации выпуска в России исходных материалов для выпуска композитных конструкций. Проведен детальный лабораторный анализ, выбраны подходящие по характеристикам материалы. Опытные образцы таких конструкций из отечественных компонентов для МС-21 уже изготовлены, прошли испытания. И первые результаты показали, что замена материала не повлияет на характеристики самолета.

Производство первых МС-21-300, предназначенных для поставок заказчикам, уже идет. Непрерывно ведется развитие производственных мощностей, в плановом порядке вводятся в строй новые автоматизированные сборочные линии. Существенных сдвигов из-за замены материалов не ожидается.

- Возвращаясь к теме малайзийской выставки - из вертолетной техники что вызывает наибольший интерес у партнеров?

- На выставке LIMA холдинг "Вертолеты России" представит три машины в виде моделей: Ми-38, Ми-171А2 и Ансат. С Ми-38, который занимает нишу между Ми-8 и самым большим вертолетом Ми-26, наши малайзийские партнеры уже могли ознакомиться на авиасалоне МАКС. А машины Ми-171А2 и Ансат осенью прошлого года побывали в Куала-Лумпуре в рамках демонстрационного тура по Юго-Восточной Азии.

Потенциальные заказчики не только увидели полеты, но и внимательно осмотрели эти машины, посидели в кабинах, специалисты "Вертолетов России" провели для них подробные презентации. Это мероприятие стало хорошей возможностью ответить на все вопросы об эксплуатации и послепродажном обслуживании новых российских вертолетов. Поэтому основное внимание наших партнеров приковано именно к Ми-171А2 и Ансату - они уже видели эти машины в полете в своих странах и смогли получить о них исчерпывающие сведения.

- Ожидается ли заключение новых вертолетных контрактов, в том числе на Ансаты и Ми-171А2?

- Сегодня холдинг "Вертолеты России" предлагает заказчикам из Юго-Восточной Азии весь спектр вертолетов отечественного производства – от легких Ансатов и Ка-226 до Ми-38 и Ка-32А11ВС. Переговоры идут продуктивно, детали раскрывать я не буду, но мы надеемся на скорое заключение новых твердых контрактов. Несомненный бестселлер для всех ведомств – наши вертолеты семейства Ми-8/17. Интерес к такой технике, безусловно, есть.

Разумеется, мы намерены развивать успех, достигнутый во время демонстрационного тура Ансата и Ми-171А2, когда в разных странах Юго-Восточной Азии были собраны "мягкие" контракты примерно на 50 вертолетов. Именно поэтому мы ожидаем документального подкрепления предварительных договоренностей со стороны наших партнеров.

- Какая военно-морская техника будет представлена на LIMA и что особенно интересует азиатские страны?

- В LIMA-2019 принимает участие крупнейший судостроительный холдинг России - "Объединенная судостроительная корпорация" (ОСК) и входящие в ее состав предприятия - ведущие конструкторские бюро "ЦКБ МТ "Рубин", "СПМБМ "Малахит", "ЦМКБ "Алмаз", "Северное ПКБ", "Зеленодольское ПКБ", а также заводы-строители - "Адмиралтейские верфи" и "Средне-Невский судостроительный завод".

Особо отмечу такие экспонаты, как подводная лодка проекта "Амур-1650" с воздухонезависимой энергоустановкой, подлодка с комплексом "Club-S", судно для спасения экипажей аварийных подводных лодок, малый ракетный корабль, рейдовый тральщик, патрульные корабли и скоростные катера, фрегат "Гепард-3.9" и другие.

Современный состав военно-морских сил и береговой охраны Малайзии достаточно многочисленный и разносторонний по типам. Поэтому для российских экспортеров перспективны все проекты военно-морской техники, которые будут представлены на экспозиции ОСК.

- А вообще, в целом, насколько активно у России покупают корабли и подлодки, вооружение для военно-морских сил? Кто наши основные партнеры в этой сфере? Есть ли перспективы для расширения экспорта?

- Самый крупный партнер России в этой сфере – Индия, которая приобретает как наши подводные лодки, так и надводные корабли. Ведется активная работа со странами Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Африки, Южной Америки. Поэтому перспективы для расширения экспорта, конечно, есть.

- Для российского ВМФ один из наиболее значимых проектов – модернизация тяжелого атомного ракетного крейсера "Адмирал Нахимов". Как идут эти работы? Правда, что после ремонта корабль получит новое ударное вооружение – ракеты "Калибр" и "Циркон"?

- В целом, модернизация крейсера осуществляется по графику. В Минобороны России уже уточнили требования к кораблю и составу его вооружения, определили объемы финансирования и сроки завершения модернизации. Исходя из концепции унификации пусковых установок, которую реализует Военно-морской флот, этот корабль сможет нести различные типы ракет.

Чемпионат Мира по футболу 2018
В РПЦ рост потребления алкоголя в 2018 году связали с ЧМ по футболуВ РПЦ рост потребления алкоголя в 2018 году связали с ЧМ по футболу
По данным ВЦИОМа, доля пьющих россиян выросла с 58% до 67%Подробнее
Путин в Кремле наградил членов сборной России по футболуПутин в Кремле наградил членов сборной России по футболу
Станислав Черчесов получил орден Александра НевскогоПодробнее
Финал ЧМ по футболу поставил рекорд по количеству телезрителейФинал ЧМ по футболу поставил рекорд по количеству телезрителей
Даже в России финал чемпионата посмотрело больше зрителей, чем матчи национальной сборнойПодробнее
Москва заработала на ЧМ по футболу около 13 млрд рублейМосква заработала на ЧМ по футболу около 13 млрд рублей
Таким образом, более чем наполовину окупилась реконструкция стадиона "Лужники", стоившая 25 млрд рублейПодробнее
Более 300 тысяч человек вышли на улицы Загреба встречать сборную ХорватииБолее 300 тысяч человек вышли на улицы Загреба встречать сборную Хорватии
Люди начали собираться в центре города еще со вчерашнего вечераПодробнее
Миллионы французов вышли на улицы отпраздновать чемпионство своей сборнойМиллионы французов вышли на улицы отпраздновать чемпионство своей сборной
Самые большие гуляния во Франции за последние двадцать летПодробнее
ЧМ-2018. ОбобщениеЧМ-2018. Обобщение
"Интерфакс" подводит итоги чемпионата мира-2018, завершившегося в России в воскресеньеПодробнее
Лучшие игроки ЧМ-2018 получили медали под проливным дождем в "Лужниках"Лучшие игроки ЧМ-2018 получили медали под проливным дождем в "Лужниках"
Дождь начался сразу после окончания финального матча, завершившегося победой сборной Франции над ХорватиейПодробнее
Плей-офф
1/8 финала
УругвайУругвай2:1ПортугалияПортугалия
ФранцияФранция4:3АргентинаАргентина
БразилияБразилия2:0МексикаМексика
БельгияБельгия3:2ЯпонияЯпония
ИспанияИспания1:1
(3:4)
РоссияРоссия
ХорватияХорватия1:1
(3:2)
ДанияДания
ШвецияШвеция1:0ШвейцарияШвейцария
КолумбияКолумбия1:1
(3:4)
АнглияАнглия
Четвертьфинал
УругвайУругвай0:2ФранцияФранция
БразилияБразилия1:2БельгияБельгия
РоссияРоссия2:2
(3:4)
ХорватияХорватия
ШвецияШвеция0:2АнглияАнглия
Полуфинал
ФранцияФранция1:0БельгияБельгия
ХорватияХорватия2:1АнглияАнглия
Матч за 3 место
БельгияБельгия2:0АнглияАнглия
Финал
ФранцияФранция4:2ХорватияХорватия
Групповой этап
Группа A
Команда И В Н П О
УругвайУругвай33009
РоссияРоссия32016
Саудовская АравияСаудовская Аравия31023
ЕгипетЕгипет30030
 
Группа B
Команда И В Н П О
ИспанияИспания31205
ПортугалияПортугалия31205
И.Р. ИранИ.Р. Иран31114
МароккоМарокко30121
 
Группа C
Команда И В Н П О
ФранцияФранция32107
ДанияДания31205
ПеруПеру31023
АвстралияАвстралия30121
 
Группа D
Команда И В Н П О
ХорватияХорватия33009
АргентинаАргентина31114
НигерияНигерия31023
ИсландияИсландия30121
 
Группа E
Команда И В Н П О
БразилияБразилия32107
ШвейцарияШвейцария31205
СербияСербия31023
Коста-РикаКоста-Рика30121
 
Группа F
Команда И В Н П О
ШвецияШвеция32016
МексикаМексика32016
Республика КореяРеспублика Корея31023
ГерманияГермания31023
 
Группа G
Команда И В Н П О
БельгияБельгия33009
АнглияАнглия32016
ТунисТунис31023
ПанамаПанама30030
 
Группа H
Команда И В Н П О
КолумбияКолумбия32016
ЯпонияЯпония31114
СенегалСенегал31114
ПольшаПольша31023
 
Последние новости