Москва. 26 марта. INTERFAX.RU - В Национальном исследовательском институте мировой экономики и международных отношений имени Примакова (ИМЭМО) состоялась встреча с основателем и председателем Французского института международных отношений господином Тьерри де Монбриалем (Thierry de Montbrial). Господин де Монбриаль выступил с лекцией, значительная часть которой была посвящена современному положению Европы, политике США и Китая.
Специальный корреспондент "Интерфакса" Вячеслав Терехов присутствовал на этой лекции.
Корр.: Имя этого человека значится в числе действительных членов академий наук ряда европейских стран, включая РАН, поэтому было чрезвычайно интересно ознакомиться с точкой зрения французского ученого о проблемах, стоящих перед Европой, о политике Трампа, о перспективах развития Китая.
Подзаголовки к отдельным частям изложения этого выступления даны "Интерфаксом".
Что такое Европа?
Мы договорились, что я выскажу свое мнение о положении в Европе на современном этапе.
Прежде чем ответить на этот вопрос, надо определиться, как это ни покажется странным, с самим понятием: что такое Европа, что мы подразумеваем под этим названием?
Это очень старый вопрос, который до сих пор так и не нашел точного ответа. Де Голль в свое время сказал, что Европа простирается от Атлантики до Урала. СССР также придерживался этого понятия. Но и оно не дает возможность определить точные географические рамки этого континента. Это довольно условное определение, которое, к тому же, из-за своей условности может быть даже конфликтоопасно. Подумаем, например, о жителях Северной и Южной Осетии. Одни из них, согласно такому определению, живут в Европе, а другие в Азии. В каком миропорядке они живут?
И все-таки это определение, пока нет более четкого раздела, довольно удобное. Но все же даже в этих границах происходит раздел на Западную и Восточную Европу. В свою очередь каждая из частей этого континента имеет разделение на север и юг. Но разделение это, если можно так сказать, скользящее: за несколько последних десятилетий Запад с падением Советского Союза политически передвинулся на Восток.
Развал СССР – шок для Европы
Исходя из этих условностей и для более точного определения географического положения, мы можем перефразировать вопрос: в каком положении сегодня находится Европейский Союз? Прямо скажем - в плохом! Евросоюз еще не оправился от двух шоков. Первый из них - это падение Советского Союза. Этот факт никто не мог спрогнозировать. Уже когда он свершился, стали говорить, что да, это должно было произойти, но когда? Этого никто не мог сказать даже приблизительно! Вместе с тем, падение СССР имеет двойное значение: во-первых, это падение коммунистической системы, а во-вторых - это окончательный развал Российской империи!
Эти два мощных феномена произошли одновременно, но природа у них разная. Пала последняя империя ХХ века. Причем ее развал произошел очень резко, очень жестко. Это не может не вызвать серьезных последствий, которые мы переживаем до сих пор и будем еще долго переживать.
Европа: головокружение от успеха...?
Итак, используя эту ситуацию, Евросоюз стал быстро расширяться за счет Восточной Европы. Мне кажется даже слишком быстро. Правда, были некоторые колебания в отношении сроков. Но победило мнение, согласно которому, если европейское сообщество не откроется тем странам, которые называли себя восточноевропейскими, бывшими коммунистическими, то они могут пуститься в какие-то перипетии и приключения. Их вхождение в Европейский Союз будет способствовать нормализации всей ситуации.
И мы действительно смогли избежать возможных войн. Например, между Румынией и Венгрией, потому что венгры никогда не соглашались с передачей Трансильвании после первой мировой войны Румынии. И таких примеров достаточно много.
И все же я продолжаю утверждать, что процесс расширения Евросоюза на Восток был слишком быстрым. Европа оказалась не готовой к этому изменению. Слишком широкая Европа стала чрезвычайно неэффективной! Было предпринято немало попыток, чтобы исправить эту ситуацию. Самая блестящая из них - это создание евро. Оно стало важным фактором выживания Европейского Союза. Все нынешние кризисы - миграционные, кризис самого евро и даже Брекзит, - это все вторично по сравнению с фундаментальным феноменом развала Союза и империи.
...нет, Европа - жертва успешного расширения
В результате быстрого и успешного расширения, которое Европа так и не смогла переварить из-за своей огромной притягательности для восточноевропейских стран, мы стали жертвами этого успеха!!! Слишком быстро происходил процесс нового европейского строительства.
Практически, все страны подвержены внутренним напряженностям. Это касается и европейского Союза. Но у нас нет четкой европейской идентичности, потому что мы не являемся государством "Европа". Мы новое политическое образование. И то, что Франция и Германия обсуждает все эти темы - еще не значит, что появилась такая идентичность.
Трампизм - новое политическое течение?
Вторая причина плохого состояния Европы кроется в таком феномене, как Трамп! Но речь не идет о Трампе как о человеке. Речь идет о постепенном отдалении США от Европы. Причин здесь две. Первая - фундаментальная. Она состоит в том, что союзы не бывают бесконечными, так как уходят изначальные причины этих альянсов. Конечно, немалую роль при этом все же играет феномен самого Трампа, вернее его эксцентричность. Таким образом, мы должны делать различия между Трампом как человеком, как личностью, и трампизмом как видом политики. Под трампизмом я понимаю не тенденцию к изоляционизму, а тенденцию к ограничению понятия "национальные интересы", к их более узкому понятию.
Да, каждая страна на определенном этапе развития обычно определяет свои национальные интересы довольно широко. Так было и у США. Сегодня американцы определяют свои национальные интересы по-другому. Раньше американцы распространяли их на весь мир. США называли это вкладом в развитие мира. Но этот вклад создавал соответствующие определенные опасности, вернее, создавал возможности для возникновения опасных ситуаций. Если Трамп будет переизбран, что вполне возможно, то такая политика будет продолжаться. Но, даже если будет избран другой президент, то и он также будет придерживаться позиции ограниченного понимания национальных интересов. В этом они будут отличаться и от Обамы, и от Клинтона. В этом и кроется экзистенциальная угроза для Европейского Союза! Трамп из-за своего презрения, игнорирования правил мирового военно-стратегического и экономического управления и соответствующих институтов мирового характера может быть сможет заработать какие-то преимущества в краткосрочной перспективе, но в долгосрочной перспективе он готовит всем настоящую бомбу!
Существует риск распада Евросоюза
Я сказал про экзистенциальную угрозу. Я, конечно, не хочу, чтобы Евросоюз рухнул, но я хочу сказать, что существует риск, что он распадется. Но тогда это будет подлинной трагедией для всех европейцев, включая и Россию. Более того, это может стать трагедией для всего мира. В мире тогда не будет никакого противовеса столкновению или соперничеству между США и Китаем.
Чтобы этого не произошло, европейцы должны ответить на вопрос: способны ли мы преодолеть наши разногласия, наши ссоры, которые возникли в период окончания "холодной войны" и ответственность за которые разделяют, я думаю, обе стороны. Нужно признать, что мы тем самым провалили период выхода из холодной войны. И теперь вопрос в том, способны ли мы пойти дальше, чтобы выработать видение общих интересов, при которых речь уже не пойдет о необходимости определять свою позицию: мы против американцев или против китайцев? Мы должны представить себе наше европейское будущее, мы должны понимать, как будет организован европейский континент.
Полезно при этом вспомнить термин Горбачева "общеевропейский дом". И будет также полезным вернуться к терминологии прежних времен, это поможет выработать третий путь развития с тем, чтобы мир не оказался в ситуации, когда ему придется выбирать между китайцами и американцами.
В перспективе часть Сибири отойдет Китаю
Мы все время говорим о роли Китая. Это вполне объяснимо. Эта страна поставила себе целью стать первой мировой державой и, вероятно, это может произойти в ближайшие тридцать лет, если не раньше. Гонконг должен был быть передан в 2047 году. Но он уже сегодня абсорбирован Пекином. Не удивлюсь, если то же самое произойдет и с Тайванем, хотя это сложнее.
И никто не убедит меня в том, что если китайцы действительно утвердят свою мощь, то у них не появятся территориальные амбиции. Они предъявят претензии в отношении Восточной Сибири. И наличие ядерного оружия не помешает, когда настанет тот день, когда де-факто постепенно Сибирь или часть Сибири будет завоевана китайцами. Да, это будет в долгосрочной перспективе, но для меня это очевидно.
Конечно, надо иметь в виду, что ни одна страна в мире не может считать себя в безопасности от внутренних конфликтов, внутренних беспорядков. Отчасти они связаны с бурным развитием технологии. Если бы не было развития технологии, Советский Союз мог бы продолжать, особенно с точки зрения вооружений, сопротивляться США очень длительное время. Однако технологическая революция произошла и продолжает ускоряться.
Чего боится Китай?
Развивается интернет и другие технологии. Также будет и в Китае. Вот почему сегодня Китай "закручивает гайки". Китайские власти уже давно боятся, что страна достигла той стадии развития, когда могут возникнуть тяжелые последствия и в экономике, и в социальном положении страны.
И они очень боятся, что это может отразиться на внутреннем состоянии страны. Конечно, самой верной гипотезой является гипотеза, что Китай станет крупнейшей мировой державой. Однако есть и другие гипотезы.
Нельзя сбрасывать со счетов и политические амбиции Индии. И все же, продолжая говорить о Китае, мы знаем, что в истории этой страны происходили смены династий и даже революции. И я думаю, что то, что сегодня можно назвать коммунистическим режимом - практически можно назвать династией. Проблема Си Цзиньпина в том, чтобы сохранить эту династию, эту коммунистическую династию.
А в США все спокойно? Нет, они также могут столкнуться с какими-то внутренними сложностями, которые к тому же будут нарастать. Но все же главным соревнованием в обозримом будущем будет соревнование между США и Китаем. Поэтому наше будущее мы должны планировать вместе. Для этого нужно видение, нужно представлять, что мы хотим, а творчество должно способствовать тому, чтобы превращать это видение в реальность!
Эпилог
Тьери де Монбриаль - один из самых авторитетных экспертов-международников не только во Франции, но и в мире. Примечательно, что его идеи несут минимальную идеологическую нагрузку. Ветеран французской дипломатии и внешнеполитического планирования развивает в ХХI веке концепции голлизма и realpolitik Генри Киссинджера. Высказанные французским ученым мысли могут вызвать несогласие, могут быть оспорены, но одно безусловно: подобные встречи и обмен мнениями может способствовать не только улучшению взаимопонимания, но и укреплению мира и мирового содружества на основе равенства и общего видения перспектив развития.