Казань. 5-6 сентября. INTERFAX.RU - Суббота. Перед отелем "Ривьера", расположенном на правом берегу Казанки, столпотворение. Люди плотным кольцом обступили пустырь перед гостиницей. Из-за гула толпы совсем не слышно того, что происходит внутри. Разглядеть происходящее из-за спин невозможно. Жители ближайших многоэтажек вышли на балконы, свешиваются с подоконников. Группа молодых людей, человек, наверное, пятнадцать, забрались на козырек над подъездом - не очень высоко, но разглядеть что-то можно. Над толпой то и дело появляется вертолет: сделает круг и улетает, через некоторое время появляется снова. Близлежащие дороги перекрыты. Всюду милиция, ОМОН, машины скорой помощи - меньше, конечно, чем бывает на Триумфальной площади в Москве, когда там планируется велотриал, но тоже немало. Один из милиционеров, заметив, как его фотографирует корреспондент interfax.ru, пришел в напряжение:
- Вы откуда? Что фотографируете? Покажите-ка.
- Из Москвы.
На этой фразе милиционер, только что говоривший со своим коллегой по-татарски, вдруг переходит на английский с неожиданно хорошим выговором: Yeah, Moscow never sleeps. И начинает бодро пританцовывать. Ответ на второй вопрос и сама фотография его уже не интересуют.
А ведь Казань тоже не спит уже второй день. В городе проходит ралли"Шелковый путь" серии "Дакар" или "половинка настоящего Дакара", как его тут прозвали. А то, что охранял тот милиционер, - это первый этап многодневной внедорожной гонки "Шелкового пути". Это она стартовала в субботу днем перед отелем "Ривьера". Это ее организаторы и участники заняли номера в большинстве гостиницах города - их машины стоят на каждом перекрестке. Это они never sleep, потому что на отдых остается часа по три в сутки, не больше.
Накануне, в пятницу, отель "Ривьера" был похож на место обрушения Вавилонской башни. Участники гонки и аккредитованная пресса - сотни представителей из 25 стран - проходили административные и технически проверки. Чтобы попасть в путешествие по трассе, которая пройдет через территорию России, Казахстана и Туркменистана, каждому участнику нужно было собрать личное досье, сфотографироваться, получить документы на машину, радио- и навигационное оборудование - всего не менее пяти-шести этапов. Чувствовалось, что администраторы готовы валиться с ног, но виду они не подавали. "Если это только начало, то могу представить, что будет потом", - восклицала в середине первого дня проверявшая аккредитации прессы Светлана Амеличкина и бежала через весь отель за очередной важной бумагой. Точно так же бегали по гостинице десятки ее коллег и спортсменов. Бегать приходилось быстро, но аккуратно: некоторые пилоты привезли на старт гонки жен с детьми. Самые маленькие прямо в холле ползали по полу.
Пилот "КАМАЗ-Мастера" Владимир Чагин атмосферу первого дня называет "рабочей суетой": у него за плечами только выигранных "Дакаров" - пять. И он с легкостью раздавал интервью в перерывах между рабочими совещаниями. Вместе с товарищем по команде Фирдаусом Кабировым они успели дать совместную пресс-коференцию, посетить выступление своего наставника и главы команды Семена Якубова перед журналистами и еще решить едва ли сотню проблем, которые неизбежно встают перед стартом: все ли готово, все оборудование взяли сопровождающие машины - "технички". Ну, и еще в качестве гостеприимного хозяина успевал следить за тем, чтобы водитель команды помогал гостям Казани передвигаться по городу.
Другим участникам гонки перенести день административных тягот оказалось не так просто, и результат был предсказуем - к десяти часам вечера, когда в "Ривьере" коллегия спортивных комиссаров только закончила подводить итоги проверок, в одной из гостиниц, принявшей значительное число спортсменов, заканчивалось пиво. Ничего предосудительного, кстати. Пиво и вино сопровождают спортсменов-внедорожников всегда. Как рассказал Булат Янборисов, один из участников оргкомитета "Шелкового пути", для гонки приготовлено 2 тысячи бутылок вина.
Справка: "Шелковый путь" в цифрах
В организации бивуаков были задействованы 300 человек. Примерно половина от этого числа будет задействована во время гонки. К работам привлечены 25 единиц техники.
Для 8-дневного ралли приготовлено 90 тонн провианта. Для организации 7 биуваков в местах остановки гонщиков были привлечены 6 рефрижераторов. Двухразовоепитание получат 1200 человек, обед - 400 человек. На всем протяжении гонки построено более 12 тыс. кв. метров площадей самого разного назначения, включая пункты питания. По словам Янборисова, эти бувуачные пункты питания "больше похожи на гламурные московские рестораны, чем на полевые кухни". К примеру, для их оформления привлекались дизайнерские студии. Безопасность на бивуаках будут обеспечивать сотрудники частных предприятий и во взаимодействии с местными правоохранительными органами.
Суббота на "Шелковом пути" началась с брифинга для спортсменов. Такие брифинги будут проводиться перед каждым этапом, и явка хотя бы одного из членов команды на встречу с организаторами обязательна. Иначе штраф в 500 евро. Правила поведения на гонке в точности повторяют дакаровские во всей их строгости. Принципы эти простые - "играть честно, не мошенничать", "соблюдать правила безопасности", "помогать попавшим в беду соперникам" - именно о них спортивный директор гонки Фредерик Лекиен и глава ралли Семен Якубов говорили на брифинге.
Лекиен - молодой француз, директор серии "Дакар", приглашенный для организации гонки, спортивный директор "Шелкового пути". А Семен Якубов скоро перестанет нуждаться в представлении. В Татарстане он живая легенда. "Смотри, Якубов стоит, - встречавший корреспондента волонтер чуть ли не пальцем показывал на него своей спутнице. - Помнишь, про него писали.." Про Якубова писали и пишут. На пресс-конференциях гонщики аплодируют ему стоя. Когда гонка "Шелковый путь" закончится, Якубов будет легендой для страны – он создал спортивную модель Камаза, создал спортивную команду "Камаза", наконец, создал гонку серии Дакар в России и планирует... Нет, что он планирует, пока секрет. На все вопросы о перспективах серии "Дакара", он дает один ответ: "Доедем до финиша - поговорим". А до финиша 4352 километра. Сейчас, правда, уже на 2013 метров меньше.
В субботу участники прошли первый этап-пролог, или "суперспешиал", протяженность которого повторяет год, в который Казани предстоит принять всемирную Универсиаду - молодежные спортивные соревнования. Число 2013 для столицы Татарстана почти магическое. Президент республики Минтимер Шаймиев давно не скрывает, что регион должен стать спортивной столицей страны. Открывая "Шелковый путь", он вновь заявил, что в этом деле республика "дойдет до финиша". "Без булдырабыз (Мы можем/We can - тат.)", - подчеркнул он.
Результаты первого этапа-пролога.
Супер-специальный участок. Казань-Казань (Россия). 2013 метров.
1. Жениль де Виллерс (ЮАР, заводская команда "Фольскваген") - 2 минуты, 9,1 секунды.
2. Карлос Сайнц (Испания, заводская команда "Фольскваген", автомобиль Race Touareg 2) отставание + 4,7 секунды.
3. Нассер аль-Аттия (Катар, заводская команда "Фольскваген", автомобиль Race Touareg 2) +5,3 секунды.
4. Кристан Лавиль (автомобиль "Ниссан") + 11,3 секунды.
Экипаж россиянина Руслана Мисикова (автомобиль "Ниссан") проиграл лидеру 16,5 секунды и занял пятое место.
В категории "грузовики" этап-пролог выиграл также действущий чемипион Дакара, россиянин Фирдаус Кабиров ("КАМАЗ-Мастер", автомобиль КАМАЗ-4326). Его результат - 2 минуты 31,9 секунды.
Категория "грузовики"
1. Фирдаус Кабиров ("КАМАЗ-Мастер", КАМАЗ-4326) - 2 минуты 31,9 секунды.
2. Жерар де Рой (Голландия, автомобиль IVECO TRAKKER 4x4) - отставание 02,4 секунды
3. Алес Лапре (Чехия, Татра) +03,4 секунды
4. Владимир Чагин ("КАМАЗ-Мастер", КАМАЗ-4326) + 06,4 секунды.
По просьбе участников ралли результаты этапа-пролога не будут учитываться в финальной классификации, а также не повлияют на порядок старта на втором этапе ралли Казань (Россия) - Буругуслан (Россия), который пройдет в воскресенье, 6-го сентября.
Когда гонка завершилась и были объявлены официальные результаты, неподалеку от трассы начался концерт для зрителей, жителей и гостей Казани. Но наслаждение российской поп-музыкой не для спортсменов и журналистов. Ровно в полночь участники гонки перевели стрелки часов на час вперед, перейдя на время гонки (GTM+5). Дальше автобус, аэропорт и Ан-24 увезет журналистов на первый бивуак гонки, где завершится первый полноценный этап со скоростным участком "Алексеевское- Бугуруслан" в 141 километр. По словам Сергея Гири, отвечающего за маршрут "Шелкового пути", на этом этапе есть и пересеченная местность, и участки со сложной навигацией, а также два брода. Скорее всего, лидеры гонки финишируют около восьми вечера, а последние - глубоко за полночь
Вместе с гонщиками преодолевать сложный маршрут отправился корреспондент Interfax.ru. Все дни ралли он будет информировать вас о самых ярких событиях. Stay tuned.