Казань (Россия) - Бугуруслан (Россия). 7 сентября. INTERFAX.RU - "Здравствуйте. Это звонок-будильник. Сейчас половина пятого. Доброе утро". Воскресенье, между прочим. Правда, по времени гонки "Шелковый путь", в этот момент на час больше, чем сообщил портье, - половина шестого. Через час с аэродрома казанского моторостроительного завода вылетит в Бугуруслан, место финиша второго этапа гонки, Ан-24 с администрацией гонки и журналистами.
В субботу в Казани прошел первый этап гонки, так называемый пролог-"суперспешиал" на 2013 м на искусственной трассе. В категории "грузовики" его выиграл Фирдаус Кабиров из "КАМАЗ-Мастера" с результатом 2 минуты 31,9 секунды. Среди "легковушек" - Жинель де Виллерс с результатом 2 минуты 9,1 секунды. Оба - действующие чемпионы "Дакара" каждый в своей категории. Разница между спортсменами в первой пятерке грузовиков совсем невелика. Еще один лидер гонки Жерар де Рой проиграл Кабирову 2,1 секунды. Первые три места среди легковушек у заводской команды "Фольксвагена", а экипаж россиянина Руслана Мисикова, занявший в прологе пятую строчку (+16.5 секунды), будет пытаться подняться выше в итоговой таблице второго дня. Борьба на этапе "Казань - Бугуруслан" обещала быть непростой.
"Добрый день. Бортпроводника мы сегодня не нашли. Полетим без него", - здоровается с нами пилот Ан-24 и предлагает доступные удобства: на борту есть кислородный баллон для экстренных случаев и корзина с леденцами для неэкстренных. В хвосте самолета - туалет и прохладный грузовой отсек, где можно "осторожно" курить. Про бортпроводника он шутил, конечно, какие на таком перелете стюарды, а курить просто никто не решился.
Лететь от Казани до Бугуруслана всего ничего, даже самый простой сон досмотреть не успеешь. Уже через 40 минут после взлета экипаж предупреждает о посадке, и Ан-24 опускается на бетонную полосу аэродрома "Карповка" Бугурусланского летного училища гражданской авиации. На траве, в стороне от взлетно-посадочной полосы уже стоят рядами палатки, машины МЧС, милиции и автомобили с провиантом, палатка медпомощи. Врачи прилетели и разбили свой штаб первыми.
Организаторы, для которых "Шелковый путь" - первая гонка такого масштаба в России, перестраховывались и сделали бивуаки стационарными: каждая стоянка оборудована отдельно. Чтобы гости не заскучали, на площадку привезли народные ансамбли, организовали мини-выставку об истории Бугуруслана, предложили экскурсию по городу. Но скучать и без этого особо не пришлось. Палатки и еда на одном конце летного поля, пресс-центр - на другом. Посередине разместятся и будут отдыхать экипажи, когда закончат этап.
В первой половине дня наш самолет вернулся в Казань, чтобы привезти новую группу. К тому же, десять человек опоздали на первый рейс, но - летайте самолетами "Шелкового пути" - без каких-либо последствий. По этому маршруту в течение воскресенья прошли еще два пассажирских рейса. Грузовым бортом французы привезли все оборудование, которое используют на "настоящем" Дакаре: от спутниковой тарелки для обеспечения связи и огромной копировальной машины до стоек, на которых вечером вывешивают результаты этапа, и столов-стульев. Хотя спутниковая связь и работала исправно, технической поддержки для ее настройки в палатке прессы ждали с таким же напряженным нетерпением, как победителя этапа в категории "легковых автомобилей" Насера аль-Аттия. Он прошел спецучасток за 1 час 10 минут 15 секунд, оставив позади коллег по команде "Фольксваген Мотоспортс" Карлоса Сайнца (+2 минуты 53 секунды), Марка Миллера (+4 минуты 20 секунд) и Жинеля де Виллерса (+7 минут 3 секунды).
Выйдя из машины в своем секторе "бивуака", лидер дня тут же принялся нахваливать трассу: "Организаторы отлично справились со своей задачей. Никаких ошибок не допущено", - заявил он "Интерфаксу". К тому же, "на дороге много зрителей, что очень приятно", добавил он, и маршрут хорошо охраняется. По мнению Аль-Аттии, трассу "Шелкового пути" вполне можно сравнивать с трассой "Дакара". По крайней мере, первый день оставил именно такие впечатления. "Сейчас, в самом начале (гонки), да", - сказал он, отвечая на вопрос, можно ли сравнивать качество трассы двух ралли. "Но мы не знаем, что ждет нас впереди", - добавил он.
Кроме того, оказалось, что Аттия - один из самых общительных участников ралли. Ему нравится говорить о свой победе: "Этап был хороший, быстрый. Мы выиграли его и показали хорошее время. Все работает отлично. Я рад и с нетерпением жду продолжения гонки", - рассказал Аль-Аттия "Интерфаксу" на бивуаке.
Сразу же после первой четверки "Фольксвагена" пришли на финиш: экипаж россиянина Алексея Беркута на "Митсубиси" (+9 минут 44 секунды), Бернард Эррандрнеа из Андоры на Шевроле-Багги (+10 минут 3 секунды) и немец Матиас Кале (+11 минут 15 секунды), а также росссиянин Андрей Бирюков на "Митсубиси Паджеро" (+16 минут 39 секунд). Руслан Мисиков, завершивший "супер-спешиал" в Казани четвертым, второй этап закончил на десятой позиции. Его отставание составило 17 минут 5 секунд.
В категории "грузовиков" второй этап прошел первым голландец де Рой - младший - 1 час 22 минуты. Владимир Чагин пришел к финишу этапа вторым - отставание 12 секунд. Чех Алес Лопрес на третьем месте - отставание 2 минуты 54 секунды. Действующий чемпион "Дакара" Фирдаус Кабиров ("КАМАЗ-Мастер") прошел спецучасток четвертым с отставанием 4 минуты 43 секунды.
"Первый этап совершенно нормальный. Честно говоря, думал он будет более запутанным. Сегодня половина трассы была скоростного прямолинейного движения. Для первого дня вообще замечательно", - рассказал "Интерфаксу" Кабиров. Он, как и Аль-Аттия, не видит разницы между "Дакаром" в Африке и Южной Америке и "Шелковым путем" в России. "На "Дакаре" первый день еще проще, чем здесь. Там никакой навигации, трасса идет по равнине, а вот уже на третий день Дакара становится интереснее и сложнее", - рассказал Кабиров.
Жерар де Рой, выигравший второй этап, тоже ждет, что интересные участки начнутся не сразу. "Этап был очень быстрым. Я думал, что будет больше лесных участков, потому что во время прошлой гонки в России, которая проходила под Москвой, было больше спецучастков в лесу. Но день прошел отлично", - сказал де Рой-младший.
Его отец, Ян де Рой, рассказал "Интерфаксу", что первый день полноценной гонки прошел "отлично и даже лучше". Он тоже не заметил, что находится не на большом Дакаре, а его половине. "Никакой разницы я не почувствовал", - признался он.
В понедельник спортсменам предстоит пройти трейти этап ралли Бугуруслан (Россия) - Уральск (Казахстан). Общая протяженность этапа - 548 км, из них 231 км приходится на спецучастки.
Обозреватель Сергей Костыркин