Москва. 19 февраля. INTERFAX.RU - Министр экономики и технологий Германии Райнер Брюдерле, находящийся с визитом в Москве, дал интервью специальному корреспонденту "Интерфакса" Ольге Головановой
- Как в Германии оценивают ситуацию вокруг строительства газопровода Норд-Стрим? Все ли этапы осуществляются согласно плану? Есть ли перспективы для расширения консорциума?
- Выданы необходимые разрешения на строительство газопровода. По сообщению эксплуатирующей компании, график строительства газопровода выполняется. Вопросы о расширении консорциума решают акционеры. В настоящее время идут переговоры об участии французской компании "GdF".
- Как вы оцениваете значение газопровода NEL и согласны ли Вы с позицией акционеров проекта, которые просят освободить его от регулирования? Какие новости есть по этому согласованию?
- Северогерманский газопровод (NEL) является важной соединительной веткой с газопроводом Норд-Стрим. По этому газопроводу предусмотрена перекачка газа и в Германию и транзит через Германию в другие европейские страны. Если будет подано соответствующее заявление, Федеральное сетевое агентство как регулирующий орган рассмотрит возможность освобождения от регулирования и вынесет свое решение.
- Новый президент Украины Виктор Янукович, будучи кандидатом на этот пост, заявлял о намерении создать консорциум по реконструкции и эксплуатации украинской газотранспортной системы, в частности с участием России и ЕС. Как Германия оценивает данную инициативу, готова ли участвовать в ее реализации?
- Мы приветствуем любое предложение, способствующее повышению стабильности газового транзита в ЕС. Цель должно стать укрепление надежности энергоснабжения посредством более тесного переплетения производителей, государств-транзитеров и потребителей. И в этом плане идея создания международного консорциума может быть подходящим вариантом. Для этого необходимо учесть предварительные работы ЕС по модернизации газотранспортной инфраструктуры Украины при участии России. Кроме того, считаю, что создание прозрачных рамочных условий является важной предпосылкой для обеспечения предприятиям возможности их инвестиционного участия в этом процессе.
- Как в Берлине оценивают воплощение в жизнь стратегии GM в отношении Opel?
- Принятое в ноябре прошлого года неожиданное решение GM все-таки не продавать компанию Opel заинтересованному консорциуму Magna и Сбербанка вызвало определенное недоумение не только в России, но и в Германии. Между тем GM представил новый план, который будет рассмотрен нами тщательно и непредвзято. Мы имеем дело с совершенно новой ситуацией, поскольку GM отказывается от привлечения частного инвестора.
- Нет ли в планах немецких автоконцернов, таких как Mercedes Benz, Audi создать собственные заводы в России по примеру VW?
- Audi уже сегодня в рамках совместного концерна с компанией Volkswagen производит в Калуге сборку ограниченного количества автомобилей своей марки.
В отличие от компании Volkswagen, которая создала в Калуге производство с нуля, Mercedes Benz в России пока делает ставку на проекты технического сотрудничества и совместные предприятия; есть намерение расширить эту деятельность с российскими партнерами.
- Как Вы в целом могли бы охарактеризовать инвестиционный климат в России в настоящее время?
- Оценка инвестиционного климата страны состоит из двух компонентов - инвестиционного потенциала и инвестиционного риска. Россия для германских предприятий, несмотря на последствия экономического и финансового кризиса, - по-прежнему очень привлекательный рынок с точки зрения инвестиционного потенциала. Масштабы российского рынка и стабильно высокий спрос на высококачественные и перспективные изделия германских фирм обуславливают большой интерес многих германских предприятий в дальнейшем расширении своего присутствия в России.
Те центральные факторы, которые пока мешают России по инвестиционной привлекательности своего народного хозяйства встать в один ряд с самыми привлекательными странами мира, являются предметом интенсивных дискуссий в самой России, поэтому я не стану их перечислять по отдельности. На днях Президент Медведев одобрил комплекс мер по улучшению инвестиционного климата, который я только могу поддержать. Россия сделает большой шаг вперед на этом пути, если ей удастся осуществить все эти меры в запланированные – весьма амбициозные - сроки и при этом обеспечить их последовательное и прозрачное применение на практике.
- Какие сферы еще не охвачены немецким бизнесом в России?
- В России работают свыше 6000 германских предприятий, поэтому вряд ли можно найти такую сферу, где не были бы представлены фирмы из Германии. Что касается географии распределения предприятий по территории России, то и здесь в плане представленности своих фирм Германия опережает все остальные страны – лишь в трех из 83 субъектов Российской Федерации нет предприятий с немецким участием.
Это конечно не означает, что активность германского бизнеса в России уже не может быть расширена. Полагаю, особый потенциал для этого существует, например, в области сельского хозяйства, пищевой промышленности, а также здравоохранения и фармацевтической промышленности. Одной из приоритетных тем ближайших лет станет повышение энергоэффективности российской экономики. В этой сфере открываются большие возможности для плодотворного сотрудничества между германскими и российскими предприятиями. В прошлом году мы учредили Российско-германское энергетическое агентство (РУДЭА) с целью содействия обмену опытом между Германией и Россией в этой области – в надежде, что РУДЭА станет связующим звеном между бизнесом и политикой.
Не в последнюю очередь германские предприятия намерены внести весомый вклад и в подготовку к зимним Олимпийским играм, которые пройдут в 2014 году в Сочи. Здесь германские компании предлагают первоклассные решения для задач, которые необходимо выполнить в сфере региональной инфраструктуры и логистики.
- Ожидают ли в Берлине инвестиций в германского производителя микроэлектроники Infineon?
- Германия открыта для иностранных инвестиций и останется таковой и впредь – причем не только в трудные с точки зрения экономики времена.
Федеральному правительству известно предложение Infineon по сотрудничеству с российским инвестором в областях, не затрагивающих вопросы безопасности. Поскольку это сотрудничество не относится к сферам, затрагивающим вопросы безопасности, принятие такого решения находится исключительно в руках задействованных компаний.
- Стоит ли ожидать громких двусторонних сделок в ближайшем будущем?
- Федеральное правительство приветствует и поддерживает дальнейшее углубление германо-российских экономических отношений. Наряду с увеличением двустороннего товарооборота - здесь мы намерены как можно скорее вернуться к тому динамическому развитию, которое существовало до наступления экономического и финансового кризиса, - это касается, прежде всего, углубления отношений с точки зрения их качества. Когда предприятия наших двух стран не только ведут между собой торговлю товарами, а все больше инвестируют – германские предприятия в Россию, а российские - в Германию, - это, с моей точки зрения, лучшее доказательство устойчивости нашего сотрудничества.
Вы, надеюсь, с пониманием отнесетесь к тому, что я не собираюсь забегать вперед, сообщая о каких-то конкретных переговорах на уровне предприятий. Естественно, германские политики внимательно следят за развитием новых германо-российских экономических проектов, и мы, по мере необходимости, готовы использовать свои хорошие и интенсивные контакты с российскими коллегами для оказания политического содействия. При этом генератором новых инициатив и движущей силой остается, разумеется, частный бизнес.