Москва. 24 февраля. INTERFAX.RU - В рамках олимпийского партнерства с Оргкомитетом сочинских игр 2014 года и спонсорства национальных олимпийских команд крупнейшая отечественная нефтяная компания "Роснефть" участвует в работе традиционного Русского Дома на проходящей в канадском Ванкувере зимней Олимпиаде. В "День "Роснефти", устроенный здесь 22 февраля, вице-президент этой компании Питер О‘Браен дал интервью агентству "Интерфакс".
- Питер, какие, на Ваш взгляд, выгоды несет "Роснефти" статус генерального партнера Олимпиады? Чего бы лишилась компания, если бы не стала олимпийским спонсором? Это инвестиции в экономику компании или престиж страны? Возможно ли получить из этого экономический эффект, и если да, то какой?
- Такие спортивные принципы, как стремление к победе, к достижению новых высот, к новым качественным показателям - все это Олимпийские ценности, и "Роснефть" - участник Олимпийского движения, генеральный партнер сочинских игр и российских олимпийских команд - в полной мере разделяет их. Это наши общие ценности, они созвучны нашему имиджу, важны для него как в России, так и за рубежом, поскольку оказывают такое же положительное влияние на наш трудовой коллектив, как и на спортсменов-олимпийцев, и это, мы считаем, в большой степени - ключ к успеху.
Олимпийское партнерство дает возможность поднять наш бизнес на новую высоту, так как игры в Сочи - это, безусловно, одно из крупнейших событий в России на ближайшее десятилетие, а спорт (особенно такие его виды как хоккей, лыжи и ряд других) - очень близок сердцам россиян от Сочи до Дальнего Востока.
Если говорить о чисто коммерческой составляющей нашего сотрудничества с Олимпийским комитетом, то она также вполне реальна и ощутима. Принимая во внимание те морально-психологические аспекты, о которых я сказал выше, а также мощный потенциал роста нашего сбытового направления, в силу его подкрепленности олимпийской рекламой и соответствующим позиционированием, можно быть уверенными, что наше спонсорство окупится несколько раз - в течение многих лет после Олимпиады в Сочи.
- Предусматривает ли олимпийский пакет "Роснефти" спонсорство только Олимпиады, которая состоится в Сочи, или также поддержку сборной России на играх, которые будут проходить до этого события? В каком объеме?
- Контракт "Роснефти" с оргкомитетом "Сочи-2014" предусматривает наделение нашей компании статусом генерального партнера не только игр в Сочи, но и Олимпийского комитета России до конца 2016 года, а также олимпийской и паралимпийской сборных применительно к каждой из команд 2010, 2012, 2014 и 2016 годов. Мы выполняем свои финансовые обязательства в рамках контракта с оргкомитетом сочинской Олимпиады, а куда конкретно и в каких объемах направляются спонсорские средства - это уже компетенция спортивных управленцев.
- Какой объем средств "Роснефть" уже освоила в рамках олимпийской программы? На что были направлены эти средства? Что планируется сделать в этом году? Какой объем средств будет освоен?
- В рамках олимпийской программы уже перечислено около $90 млн партнерского олимпийского взноса и около $14 млн - паралимпийского. В 2010 году компании предстоит выплачивать ежеквартально более $3 млн в рамках партнерства по олимпийским играм и более $600 тыс. - по паралимпийским. Всего, в рамках олимпийской программы к 2014 году будет освоено, как ранее было заявлено, $180 млн.
Помимо выплат партнерских взносов, в 2010 году компания начинает активную реализацию собственной инвестиционной программы развития сети АЗК в 9 регионах России, в том числе в Краснодарском крае, на долю которого приходится более половины запланированных инвестиций. В соответствии с данной программой, к 2014 году "Роснефть" планирует освоить более 13 млрд рублей.
- Начала ли "Роснефть" использовать олимпийскую символику для своих объектов/продукции? Чьи креативные решения вы используете?
- Мы прибегли к услугам одного из мировых лидеров в области брендинга для разработки олимпийского дизайна автозаправочных комплексов.
- Планируются ли какие-нибудь инновации в рамках подготовки компании к Олимпиаде, например, скажем, строительство АЗС на солнечных батареях?
- На солнечных батареях пока не планируем, но бензин и дизтопливо стандарта Евро-5 - для олимпийского транспорта и вообще, в Краснодарском крае в целом, производить будем. Планируем также увеличить выпуск высококачественных битумов для строительства автодорог.
В рамках реализации олимпийской программы будет введено в эксплуатацию свыше 130 автозаправочных комплексов в 9 регионах России. При этом 73 комплекса, в зависимости от месторасположения, кроме традиционных магазинов и кафе, будут включать в себя автостоянки, гостиничный и ресторанный модули, терминал банковского обслуживания, спортивную площадку.
Помимо развития сети самых современных комплексов олимпийского формата мы активно продвигаем идею экологической безопасности на всех своих объектах. Поэтому в рамках нового строительства и реконструкции розничных активов мы повсеместно внедряем современные технологии, способствующие сокращению вредных выбросов в атмосферу.
- Какие конкретно блага получат жители Сочи в результате участия компании в Олимпийской программе в качестве генерального спонсора?
- Планируется ввести в эксплуатацию 63 олимпийских АЗК на новых дорогах Краснодарского края, в том числе в Сочи и на Красной поляне. Предусмотрено также строительство двух плавающих АЗК и 5 специализированных заправок для тракторов.
Ну и конечно же деятельность "Роснефти" в регионе будет способствовать ускорению темпов экономического развития края. Будут обеспечены дополнительные рабочие места и поступления в бюджет, рынку будет предложено качественное топливо, сопутствующие товары и услуги, новый уровень сервисного обслуживания.
- Теперь несколько вопросов по теме "профильной" деятельности вашей компании. Тема поставок нефти из РФ в Белоруссию продолжает остаться актуальной в течение нескольких месяцев. Получила ли "Роснефть" возможность поставлять нефть в Белоруссию на льготных условиях? В каком объеме? Будет ли компания продолжать поставки нефти в республику сверх этого объема? Если нет, то на какие направления будут перенаправлены объемы, которые в прошлом году транспортировались в Белоруссию?
- На февраль этого года "Роснефть" получила право беспошлинно поставить в Белоруссию около 335 тыс. тонн нефти. В том числе, 236,7 тыс. тонн на Новополоцкий НПЗ и 98,2 тыс. тонн - на Мозырский.
После ратификации российско-белорусских договоренностей от 27 января 2010 года мы имеем возможность беспошлинно поставлять нефть только в рамках квоты, которая для всех российских компаний составляет 6,3 млн тонн в год. Конкретные объемы для той или иной компании определит Минэнерго России. Поставки нефти сверх квоты будут зависеть от позиции белорусской стороны: в случае, если Белоруссия не согласится уплачивать в пользу российских компаний таможенную пошлину на такие поставки, эти объемы будут отправлены по другим направлениям - в зависимости от пропускных возможностей системы "Транснефти".
- В начале февраля возникали задержки с оформлением нефти из РФ в Казахстан в связи с неясной ситуацией с взиманием таможенной пошлины. Оформляет ли "Роснефть" в феврале поставки нефти в Казахстан? В каком объеме? Если нет, то почему?
- Да, мы планируем поставить в Казахстан в феврале 43,6 тыс. тонн нефти.
- Еще один вопрос по пошлинам касается Ванкора, который входит в список месторождений, подпадающих по действие нулевой экспортной пошлины на нефть. Какой объем нефти Ванкорского месторождения был экспортирован с уплатой 100% экспортной пошлины?
- В 2009 году таким образом было экспортировано 2,8 млн тонн. В январе 2010 года - 810,5 тыс. тонн (надеемся, за январь нам компенсируют произведенные выплаты).
- Правильно ли я понимаю, что уникальная смесь Ванкорского месторождения физически не может попасть в трубопровод ВСТО? Есть ли риск, что в связи с этим у контролирующих органов могут появиться соответствующие вопросы к компании по поводу обоснованности применения нулевой экспортной пошлины при экспорте через ВСТО?
- Нет. Качество ванкорской нефти соответствует параметрам, установленным для восточносибирской нефти в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного Союза.
- Удалось ли договориться с "Транснефтью" о выкупе у компании нефтепровода Ванкор-Пурпе и по какой цене?
- В настоящее время этот вопрос обсуждается между нашими компаниями. Но работы по трубе и дополнительным насосным станциям ещё ведутся. Поэтому, договоренности вряд могут быть достигнуты до полной достройки трубопровода. Что касается цены вопроса, то здесь логично было бы исходить из уровня, который включал бы в себя затраты на строительство нефтепровода, а также приемлемый уровень доходности на вложенный капитал с начала строительства.
- Готова ли "Роснефть" и в каком объеме участвовать в финансировании строительства нефтепровода Пурпе-Самотлор, на каких условиях?
- Строительство нефтепровода Пурпе-Самотлор уже идет. "Транснефть" строит его за счет собственных средств. Мощность нефтепровода должна составить 25 млн тонн. Мы со своей стороны гарантируем прокачку порядка 10 млн. Между тем, у нефтяных компаний, которые предполагают использование этой трубы, пока нет четкого понимания, как именно это будет происходить, но есть общее мнение, что строиться он должен государством. То есть "Транснефтью".
- Какие участки на сахалинском шельфе интересуют "Роснефть"? Только Чайво-море и Астрахановское море-Некрасовский или какие-то еще?
- Вообще-то нас интересуют все предложения, касающиеся шельфа Сахалина. Компания уже давно там работает и накопила большой опыт как в разработке месторождений на суше острова, так и на шельфе. А что касается названных Вами участков, то на них мы уже подали заявки.
- Ведутся ли переговоры о покупке Urals Energy и Timan Oil?
- Нет, не ведутся. Насколько мне известно, эти активы рынку пока не предлагались.
- Какой объем нефтепродуктов "Роснефть" намерена продавать через биржу после отказа от тендеров?
- "Роснефть" выставляет на биржевые торги весь объем нефтепродуктов, остающийся в ее распоряжении после завершения участия в госпрограммах, а также после удовлетворения заявок всех своих дочерних предприятий. Это не менее 10% от общего объема производимых компанией нефтепродуктов. Мы планируем, что эта доля будет в дальнейшем расти.
- Есть ли планы по выводу на биржу нефти? Какие стимулы должны быть, чтобы компания начала реализовывать нефть на бирже?
- Этот вопрос нами изучается, но конкретных планов нет. На пути к осуществлению таких намерений (а мы, в принципе, готовы реализовывать нефть через биржу) сегодня имеются два основных препятствия.
Первое - 93% добываемого в России сырья транспортируется по системе "Транснефти". А поскольку именно "Транснефть" осуществляет формирование грузопотоков с учетом технических возможностей нефтепроводов (схема технологических грузопотоков, планово-предупредительные ремонты и прочее), необходимо ее обязательное участие в процессах биржевых торгов, как гаранта поставки приобретенных объемов нефти до конечного пункта.
И второе, необходимо, чтобы Минэнерго совместно с "Транснефтью" создали бы механизм разделения нефти, сдаваемой в систему магистральных нефтепроводов, по качественным характеристикам.
Что касается факторов, которые стимулируют биржевую торговлю нефтью, то мы выделяем следующие. Первый: возникновение ликвидного биржевого рынка нефти и рынка дерривативов для поддержки физического рынка. Второй: изменение налогового, таможенного и валютного законодательства, которые избавили бы российские компании, осуществляющие биржевую торговлю (в том числе дерривативами) от существующих сегодня дополнительных рисков.