Киев. 6 декабря. INTERFAX.RU - Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров, находясь в поездке в Киеве, дал интервью агентству "Интерфакс-Украина". Он рассказал о борьбе с боевиками, информационных войнах, а такде прокомментировал слухи о секретных тюрьмах, которые якобы имеются на территории республики.
- Какие экономические интересы могут быть у Чечни в Украине и, наоборот, что Чечня может предложить нашей стране?
- Учитывая то, что сейчас происходит массовый строительный процесс, и вся Чеченская Республика является строительной площадкой, учитывая, что интерес инвесторов к республике с каждым днем возрастает, конечно, в этом плане интересы Чечни и Украины могут совпадать.
То есть мы можем сотрудничать и в плоскости строительной индустрии, развития промышленности, с учетом того, что у нас добывается нефть и газ. Конечно же, можем развивать сотрудничество в области спорта, культуры. Жизнь намного многограннее, чем мы можем предположить.
Нельзя забывать, что отношения наши не сегодня зародились. Мы жили в одном доме, в одном государстве, и, конечно же, говорим на одном языке, а это нельзя бесследно убрать, это требует продолжения, и я думаю, что продолжение сотрудничества будет.
Я могу сказать, что представители дальнего зарубежья уже давно работают в Чечне. В частности, присутствуют представители из Турции, из Кореи и так далее. Мы уже сотрудничаем с Украиной по некоторым направлениям. Поставки украинского оборудования уже осуществлялись даже по линии фонда Кадырова. То есть присутствие есть, требуется развитие.
Я хочу отметить близость расположения, наличие прекрасных коммуникаций, я имею в виду и автомобильную, и железную дороги, возможность воздушных сообщений между Чеченской Республикой и Украиной. Мы сейчас очень активно взялись за создание туристических комплексов мирового класса. В этом плане богатый опыт не только строительства, но и эксплуатации имеется у украинских предприятий. И, конечно же, если какие-то украинские фирмы проявят интерес, то они получат 100% окупаемость.
Кроме того, у Украины есть гидроэлектростанции, а мы делаем свои инвестиционные проекты на горной реке Аргун. Это очень привлекательный проект, состоящий из 7 гидроэлектростанций.
У нас прекрасные возможности для сотрудничества в нефтяной и газовой отраслях. Есть предложения, касающиеся работы предприятий по переработке газа, нефти и так далее. Это и сфера гостиничного бизнеса, то есть можно перечислять и перечислять...
Я говорю о том, что двери открыты, и мы будем приветствовать приход украинского бизнеса. Я уверен, что есть фирмы и на Украине, и в России, которые ищут, куда вложить свои ресурсы. Я уверен, что ваши представители могут проявить интерес, просто в силу каких-то обстоятельств украинский бизнес боится к нам идти.
Существует стереотип у людей, многие думают, что в Чечне война еще идет, но это не так. И люди, приезжающие в республику, видят, что это не так. Грозный стал одним из наиболее красивых городов России, совершенно безопасным. Ведь у нас немного городов, где круглые сутки молодые люди могут прогуливаться по улицам, не опасаясь за свою жизнь.
- Недавно господин Кадыров озвучил предложение провести матчи Чемпионата мира по футболу в Грозном в том числе. Насколько вы готовы обеспечить удобства и безопасность гостей и болельщиков?
- В плане инфраструктуры мы развиваемся. Мы достроим в следующем году большой 30-тысячный стадион, мы будем соблюдать в строительстве все необходимые стандарты. Кроме того, уже расширяются однополосные дороги на пути к стадиону, близлежащие дома вдоль дороги пройдут капитальную реконструкцию. То есть, в плане инфраструктуры нет никаких сомнений.
Что касается вопросов безопасности, они уже не столь актуальны, как несколько лет назад. Нас больше беспокоят вопросы экономического развития, создания рабочих мест, производства.
То есть люди могут нормально ночью гулять в парках, скверах, ресторанах, нормальная, устоявшаяся мирная жизнь. Конечно, для тех, кто там не был, кто живет стереотипами, сообщениями "нескольколетней" давности, то для них, конечно же, этот вопрос актуален. Для нас он неактуален. Я думаю, все, кто приедет, смогут увидеть, что ситуация спокойная.
Мы готовы показать экспертам ФИФА ситуацию, которая есть у нас. И не только они, но и любые другие организации могут приехать, пожить у нас, посмотреть, полюбоваться красивыми пейзажами.
Я думаю, мы будем готовы предложить условия для того, чтобы провести матч на уровне Чемпионата мира.
- Некоторые высказывают сомнение относительно способности России обеспечить полную безопасность участникам и гостям предстоящей в 2014 году Олимпиады в Сочи. Что Вы можете сказать по этому поводу?
- Я твердо убежден, что Россия, ее руководство и правоохранительные органы в состоянии в полном объеме решить вопросы безопасности участников и гостей предстоящей в Сочи Олимпиады. Проблемы безопасности существовали и будут существовать всегда при проведении такого рода мероприятий в любом регионе мира, и для этого привлекаются большие силы. Что касается Сочи, то эти проблемы безопасности, на мой взгляд, носят надуманный характер. Я твердо убежден, что о них говорят умышленно для того, чтобы вызвать какую-то неуверенность на раннем этапе подготовки этой Олимпиады, для того, чтобы уязвить в какой-то степени этими разговорами Россию. Краснодарский край является стабильным регионом, если кто-то увязывает эти разговоры с событиями, которые происходили ранее в Чеченской Республике, то я могу ответственно заявить, что у нас очень безопасный регион. У нас нет уличной преступности, нет грабежей, по тяжким преступлениям показатели в Чеченской Республике намного лучше, чем в ряде других регионов.
Что касается незаконных военных формирований, то остается небольшая группа, и их ищут днем и ночью, нет никакой проблемы в том, чтобы их уничтожить, проблема в том, чтобы их найти.
Более того, в течение последних месяцев на территории республики не зафиксирован ни один факт их выхода в эфир. Я еще раз говорю, что такой проблемы, на мой взгляд, не существует. Есть информационная война, которая ведется некоторыми сторонами.
- Вы можете назвать эти стороны? Что это за страны?
- Да, я могу сказать, что информационную войну ведет руководство Грузии.
- Президент РФ Дмитрий Медведев, выступая недавно на совещании в Ессентуках, сказал, что оперативная обстановка в Северо-Кавказском федеральном округе не улучшается. По Вашему мнению, почему? Россия уже более 15 лет сталкивается с террористическими и экстремистскими вылазками на Кавказе. Есть ли свет в конце тоннеля?
- У президента РФ, естественно, имеется информация в полном объеме, он ее получает из независимых друг от друга, разных источников. И когда президент РФ говорит о том, что ситуация не улучшается, он, на мой взгляд, исходит из высоких требований, которые сегодня он предъявляет и к руководителям Северного Кавказа, и к правоохранительным органам. Президент России ставит задачу, чтобы те проблемы, которые имеют длительную историю, были решены более оперативно. Они решаются, и постоянное внимание им уделяет и президент России, и премьер-министр.
Вот вы говорите, есть ли свет в конце тоннеля. Свет в конце тоннеля есть, этот свет, слава Богу, уже яркий. В ЧР эти вопросы практически решены, и мы твердо убеждены, что они будут в скором времени также решены и в соседних регионах.
- Обладаете ли Вы информацией о расколе в стане боевиков? В СМИ фигурировали сообщения о том, что участники НВФ отказались подчиняться Доку Умарову и присягнули на верность Хусейну Гакаеву. Где скрываются эти бандиты?
- Вы понимаете, этим разговорам о расколах, о слияниях и так далее я не стал бы уделять особое внимание, потому что для правоохранительных органов и для нас нет никакой разницы. Задача - их или посадить, или уничтожить.
Что касается Умарова, я ранее неоднократно заявлял, что этот человек ничего из себя не представляет, это СМИ создали образ какого-то лидера "имарата". Доку Умаров - доказано, больной человек, доживающий свои дни, который боится своей тени, который, как я раньше подчеркивал, подобен беззубой крысе. Он где-то в норе там сидит, и малейший его шаг - это будет его последний шаг. Что касается Гакаева и других главарей мелких групп - это люди, которые навсегда отрезали себе дорогу обратно в мирную жизнь. Нас периодически укоряют в том, почему им нет амнистии. Есть люди, которые обманом втянуты в ряды НВФ, но они еще никого не успели убить, - им двери открыты, и мы систематически таких находим. Но Гакаев знает, что его дорога - или провести все оставшиеся дни в колонии, или быть зарытым на глубину 3 метра.
Что касается того, где скрываются бандиты... Понимаете, 1,5 месяца они не подают никаких признаков. Нельзя исключать и такой факт, что они где-то за пределами России. Тот же Умаров - это какой-то виртуальный человек.
Помните, весной этого года были некие заявления, видеообращение Умарова, сделанное им якобы в горах ЧР. Посмотрев это видеообращение, любой житель ЧР, знающий наши горы и нашу территорию, поймет, что эта запись сделана не в Чечне. Ведь там горы, сидит Умаров, выступает, а сзади трава. Такая трава на северных склонах Кавказских гор появляется намного позже того времени, чем была сделана эта запись. Поэтому нельзя исключить и тот факт, что их нет на территории ЧР.
- Борьбу с боевиками Вы можете назвать успешной?
- Вы понимаете, проблемы борьбы с боевиками нет. Появились 12 человек в Центорое. Это село, расположенное на опушке леса, который тянется до границ Грузии. Вокруг Центороя нет никаких заслонов, колючей проволоки. Я уже подчеркивал и сейчас говорю: войти в Центорой не составляет никакого труда. Но если человек пришел с оружием, с каким-то злым умыслом, он никогда живым оттуда не уйдет. 12 человек туда пришли, они не успели сделать ничего и все до единого были уничтожены.
Если проанализировать то, что произошло в парламенте, преподносят так, будто бы они атаковали, напали на парламент - это не так. Люди, одевшиеся в форму сотрудников правоохранительных органов, подъехали на машине утром, охрана парламента подумала: наверное, милиционеры. Но когда открылись ворота, чтобы въехала машина депутата, они за ней попали на территорию и начали стрелять. Завхоз парламента, подумав, что это охрана парламента, им говорит: "Ребята, что вы делаете? Ну-ка немедленно прекратите, чего вы тут стреляете?". А они стали бить его по ногам, а потом подошли и контрольным выстрелом его убили. Вот моральный облик этих людей. Когда я узнал, что произошло, то сразу же выехал на место и непосредственно, стоя у ограды, руководил этой операцией. Это была исключительно успешная операция, в ее ходе не было ранено или убито ни одного депутата, сотрудника или кого-то другого. Это свидетельствует о том, что мы умеем вести с ними борьбу и ведем ее успешно.
В эти минуты в лесах и горах находятся сотни милиционеров, сотрудников других правоохранительных органов. Малейшие признаки активности со стороны этих вооруженных людей - и они могут быть уничтожены.
Проблема в том, что лес есть лес, и горы есть горы, и найти человека трудно.
- Вас хотят допросить правоохранительные органы Австрии по делу об убийстве Исраилова, который, по сообщениям СМИ, обнародовал информацию о якобы действующих в республике секретных тюрьмах. Ваше отношение к этому, и есть ли действительно в Чечне такие тюрьмы?
- Я начну с вопроса о тюрьмах. В СМИ периодически появлялась информация, что якобы в Центорое есть секретные тюрьмы и так далее. Неоднократно приезжающие в ЧР иностранные делегации по линии европейских структур имели возможность поехать в Центорой и посетить любой объект, то есть полностью провести инспекцию. Это все выдумка, миф, за которым стоят в первую очередь именно идеологические, скажем, духовные отцы боевиков, террористов, люди, которые развязали такую ситуацию, а сами быстро сбежали за границу и чувствуют себя там комфортно.
Я со всей ответственностью могу заявить, что никаких секретных тюрем на территории ЧР нет, и не было. Там, где в предыдущие годы, по нашим данным, проявляли жесткость по отношению к задержанным людям, - я по этому вопросу сделал публичное заявление и добился того, чтобы произошла смена руководства. Наоборот, ЧР открыта для правозащитных организаций, для любых международных структур. Это самая прозрачная территория, где двери для всех открыты. И разговоры эти ни на чем не основаны.
Что касается Исраилова, о котором вы говорите, он являлся одним из участников НВФ. Достоверно известно, что он был наиболее активным среди них. И от того, что он уехал в Австрию или любую другую страну, отношение к нему не поменялось. Чеченское общество имеет свои особенности: если невиновный человек становится чьей-то жертвой, люди просто так причиненное тебе зло не оставляют безнаказанным. Это то, что сложилось веками, и то, что невозможно в течение одного дня изменить.
Возможно, к этому могут быть причастны какие-то его кровники и так далее. Но разговор о том, что якобы Кадыров может каким-то образом иметь отношение к тому, что случилось с Исраиловым, - это чушь, это ложь и более глубокой неправды не может существовать.
Говорят, что кто-то у кого-то нашел фотографию, где он изображен рядом со мной. Я каждый день по 24 часа нахожусь среди людей, и со мной ежедневно фотографируются тысячи людей, и я никогда ни у одного из них не спрашиваю ни паспорт, ни номер телефона, ни домашний адрес. Я никогда не позволяю своей охране отталкивать людей. Поэтому строить на этом какие-то доводы, домыслы - это абсолютно бесперспективное занятие. Нужно искать тех, кто причастен к тому, что произошло, а не пытаться политизировать это. Я уверен, что эта кампания тоже является частью антироссийской кампании, которая ведется определенными силами. Очернив Кадырова, который является руководителем одного из регионов, они пытаются сделать облик России как страны, где, допустим, есть какие-то параллельные места содержания людей, не предусмотренные законом.
Я опять со всей ответственностью заявляю, что на территории ЧР этого нет.
- Однажды в интервью западным СМИ Вы высказались о том, что пока Владимир Путин находится у власти, можете делать все, что захотите. Что Вы имели в виду? Юрия Лужкова за нечто подобное в свое время в Кремле подвергли критике.
- Вы знаете, были случаи, когда интервью, которые я давал на русском языке, не совсем корректно переводили на иностранные языки, потом с иностранных языков не совсем корректно делали обратный перевод на русский язык, поэтому терялся смысл.
Владимир Владимирович Путин - это человек, который переломил ситуацию в ЧР и сделал все для того, чтобы добиться ликвидации террористических организаций, уничтожить НВФ, он сделал все для того, чтобы вывести чеченский народ из полосы трагедии. Он поверил тому плану, который был у первого президента ЧР Ахмата Кадырова. Тогда говорили, что это неправильные действия, но жизнь показала: то, что были амнистированы более 7 тыс. человек, то, что создали МВД в основном из местных жителей, - это были верные шаги. Я ответственно заявляю, что из более 7 тыс. амнистированных боевиков ни один повторно в лес не пошел. Сейчас эти люди работают, они обзавелись семьями, растят детей.
Когда я говорил, что могу делать все, что хочу, я имел и имею в виду, что могу решать те задачи, которые перед руководством ЧР ставятся руководством РФ. А эти задачи связаны с возрождением экономики, созданием населению нормальных условий жизни, инфраструктуры, социальной сферы с окончательным уничтожением НВФ. Поэтому оставим на совести журналистов попытки придать моим словам тот смысл и то звучание, которого в этих словах не было.