Нет такого суда, решение которого может стоять выше Конституции нашей страны

Председатель КС РФ Валерий Зорькин рассказал о взаимоотношениях с ЕСПЧ, "зависимости" и беспристрастности судей, особенностях российского законодательства о митингах и бесперспективности для страны парламентской формы правления

Нет такого суда, решение которого может стоять выше Конституции нашей страны
Нет такого суда, решение которого может стоять выше Конституции нашей страны
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 9 декабря. INTERFAX.RU - Накануне Дня Конституции председатель Конституционного суда РФ Валерий Зорькин рассказал в интервью "Интерфаксу" о взаимоотношениях с ЕСПЧ, "зависимости" и беспристрастности отечественных судей, особенностях российского законодательства о митингах и бесперспективности для РФ парламентской формы правления.

- Валерий Дмитриевич, являются ли решения ЕСПЧ безусловно главенствующими для российской судебной системы или могут быть исключения? Как Вы видите будущее отношений с ЕСПЧ?

- Для отечественного правосудия приоритет международных стандартов над национальным законодательством вполне очевиден. Международные правовые акты обладают более высокой юридической силой, чем законы, действующие внутри страны. Решения Страсбургского суда в России всегда исполняли и, надеюсь, будут исполнять. Мы признаем решения ЕСПЧ основанием для пересмотра дел граждан, чьи права в нашей стране были нарушены. Это значит, что они могут рассчитывать не только на денежную компенсацию, но и на восстановление в ущемленных правах.

Проблема в другом. Нормы Конституции по своей юридической силе превосходят любые другие источники права, в том числе акты международно-правового характера. И если какое-либо решение ЕСПЧ будет противоречить положениям Основного закона нашей страны, то оно, разумеется, не сможет быть исполнено. Государству для этого не придется "ломать себя через колено" или принимать какие-то специальные властные меры. Нет такого суда, решение которого может стоять выше положений Конституции нашей страны.

И это не призыв к невыполнению решений ЕСПЧ, к какой-то борьбе с ним – это же абсурдно. Нормы нашей Конституции и Европейской конвенции о защите прав человека полностью сопрягаются друг с другом. Между ними нет содержательных различий, а между решениями ЕСПЧ и российских судов нет несогласованности. Но у Страсбургского суда есть пределы компетенции. Он разбирает индивидуальные жалобы по конкретным делам и не обладает полномочиями по ревизии национальных законодательств или решений конституционных судов. Выносить решения о соответствии того или иного закона Конституции страны – исключительная прерогатива конституционных судов, в том числе – российского.

А чтобы конституционные нормы и решения ЕСПЧ взаимодействовали, необходимы взаимное понимание и выработка согласованных позиций. Состоявшийся две недели назад международно-правовой форум в Санкт-Петербурге показал, что Страсбургский суд к этому диалогу готов.

- Российская судебная система независима или Вы согласны с тезисом, что над ней довлеет политика?

- Универсальных механизмов, автоматически и в полном объеме обеспечивающих независимость судей, не придумали еще нигде в мире. Наверное, можно назвать не так много стран, в которых нет коррупции в судебной сфере, нет попыток незаконного влияния на суд, хотя бы на уровне местных властей.

Конечно, судьи в Российской Федерации должны быть независимыми и подчиняться только Конституции и федеральному закону. Нарушается ли данное требование в реальной жизни? Уверен, что если я скажу "нет", вы мне не поверите. Иногда, изучая конкретные дела, прилагаемые заявителями к своей жалобе в Конституционный Суд, приходится удивляться цинизму применения правовой нормы явно в чьих-то интересах, вопреки ее смыслу.

Но и масштаб этого бедствия не так велик, как это иногда преподносится… Нередко под коррупцией, под отступлением от принципа независимости воспринимаются элементарные судебные ошибки, неопытность судей, особенно на низовом уровне системы правосудия.

И, в конце концов, надо учитывать, что реальный уровень независимости судебной системы в любой стране зависит не только от судейского сообщества, но и от готовности политической и экономической элиты, и наконец - всего общества в целом обеспечивать эту независимость всеми доступными средствами. Этой готовностью на деле определяется подлинная независимость судебной власти.

- У нас по Конституции есть свобода шествий, однако трактуют ее местные власти по своему усмотрению. Таким образом, получается, что Конституция не является законом прямого действия. Так ли это?

- Конституция, безусловно, является актом прямого действия. И норма статьи 31 Основного закона, закрепляющая право граждан Российской Федерации проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования, действует прямо и непосредственно. Но – не изолированно.

Наряду с ней действует и норма части 3 статьи 17 Конституции, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Например, должно быть защищено также право не опоздать на поезд или в аэропорт, право своевременно получить медицинскую помощь, право не попасть под горячую руку оппонентов, выясняющих политические отношения на митинге в центре большого города. И когда в одном пространстве одновременно действуют две эти нормы, требуется закон, которым определяется баланс прав разных лиц. В нашем случае этот баланс должен обеспечивать Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".

Конституция и упомянутый закон устанавливают уведомительный порядок проведения массовых публичных мероприятий. При выборе их места и времени необходимо взаимодействие с органами власти на местах. Конституционный Суд еще весной 2009 года указал на недопустимость незаконного ограничения свободы митингов и демонстраций. Если их проведение в данное время в данном месте невозможно, органы власти, во-первых, должны это аргументировать, привести четкие доводы. И, во-вторых, они обязаны предложить альтернативный вариант – где и когда можно провести массовую акцию. Причем, предложение властей должно соответствовать тем целям, которые хотят достичь организаторы мероприятия. И важно, чтобы суды общей юрисдикции оперативно и справедливо рассматривали любые возникающие в этой связи споры.

- Как Вы считаете: целесообразен ли для РФ переход от президентской к парламентской форме правления?

- Считаю, что такой переход вряд ли целесообразен, а в среднесрочной перспективе – просто опасен.

Парламентская республика, хотя и может обеспечить представительство различных сил общества, демократические основы функционирования власти, – модель специфическая, требующая целого ряда условий. Именно поэтому она довольно редко встречается даже среди устойчивых демократий. Неудивительно, что парламентских республик в мире в целом на порядок меньше, чем президентских, и примерно в два раза меньше, чем смешанных (то есть сочетающих в себе черты президентской и парламентской республики).

Кстати, наша страна относится именно к смешанным республикам. Закрепленная в Конституции форма правления близка к французской Пятой республике, созданной генералом де Голлем в условиях политического и экономического кризиса, когда страна оказалась на грани неофашистского переворота, гражданской войны и государственного распада. Именно сильная президентская власть спасла тогда Францию от гибели.

Наша Конституция тоже создавалась в условиях кризисных событий осени 1993 года. Если бы Россия тогда выбрала модель парламентской республики, уверен – наша страна давно бы распалась на части, а её территория была бы охвачена пожаром новой гражданской войны и залита потоками крови.

Я нисколько не преувеличиваю – таковы, например, результаты недавних попыток внедрения парламентской формы правления в странах со сложной социально-политической ситуацией. Не буду называть эти страны – они известны каждому, кто следит за развитием политических процессов в ближнем и дальнем зарубежье. Правительственная чехарда, хроническое отсутствие бюджета, полная разбалансировка экономики, а то и кровавые массовые беспорядки с угрозами отделения тех или иных регионов, и даже установление в некоторых из них экстремистских сепаратистских режимов…

Нужно ли это России и её гражданам? Думаю, что ответ на этот вопрос может быть только отрицательным.

Чемпионат Мира по футболу 2018
В РПЦ рост потребления алкоголя в 2018 году связали с ЧМ по футболуВ РПЦ рост потребления алкоголя в 2018 году связали с ЧМ по футболу
По данным ВЦИОМа, доля пьющих россиян выросла с 58% до 67%Подробнее
Путин в Кремле наградил членов сборной России по футболуПутин в Кремле наградил членов сборной России по футболу
Станислав Черчесов получил орден Александра НевскогоПодробнее
Финал ЧМ по футболу поставил рекорд по количеству телезрителейФинал ЧМ по футболу поставил рекорд по количеству телезрителей
Даже в России финал чемпионата посмотрело больше зрителей, чем матчи национальной сборнойПодробнее
Москва заработала на ЧМ по футболу около 13 млрд рублейМосква заработала на ЧМ по футболу около 13 млрд рублей
Таким образом, более чем наполовину окупилась реконструкция стадиона "Лужники", стоившая 25 млрд рублейПодробнее
Более 300 тысяч человек вышли на улицы Загреба встречать сборную ХорватииБолее 300 тысяч человек вышли на улицы Загреба встречать сборную Хорватии
Люди начали собираться в центре города еще со вчерашнего вечераПодробнее
Миллионы французов вышли на улицы отпраздновать чемпионство своей сборнойМиллионы французов вышли на улицы отпраздновать чемпионство своей сборной
Самые большие гуляния во Франции за последние двадцать летПодробнее
ЧМ-2018. ОбобщениеЧМ-2018. Обобщение
"Интерфакс" подводит итоги чемпионата мира-2018, завершившегося в России в воскресеньеПодробнее
Лучшие игроки ЧМ-2018 получили медали под проливным дождем в "Лужниках"Лучшие игроки ЧМ-2018 получили медали под проливным дождем в "Лужниках"
Дождь начался сразу после окончания финального матча, завершившегося победой сборной Франции над ХорватиейПодробнее
Плей-офф
1/8 финала
УругвайУругвай2:1ПортугалияПортугалия
ФранцияФранция4:3АргентинаАргентина
БразилияБразилия2:0МексикаМексика
БельгияБельгия3:2ЯпонияЯпония
ИспанияИспания1:1
(3:4)
РоссияРоссия
ХорватияХорватия1:1
(3:2)
ДанияДания
ШвецияШвеция1:0ШвейцарияШвейцария
КолумбияКолумбия1:1
(3:4)
АнглияАнглия
Четвертьфинал
УругвайУругвай0:2ФранцияФранция
БразилияБразилия1:2БельгияБельгия
РоссияРоссия2:2
(3:4)
ХорватияХорватия
ШвецияШвеция0:2АнглияАнглия
Полуфинал
ФранцияФранция1:0БельгияБельгия
ХорватияХорватия2:1АнглияАнглия
Матч за 3 место
БельгияБельгия2:0АнглияАнглия
Финал
ФранцияФранция4:2ХорватияХорватия
Групповой этап
Группа A
Команда И В Н П О
УругвайУругвай33009
РоссияРоссия32016
Саудовская АравияСаудовская Аравия31023
ЕгипетЕгипет30030
 
Группа B
Команда И В Н П О
ИспанияИспания31205
ПортугалияПортугалия31205
И.Р. ИранИ.Р. Иран31114
МароккоМарокко30121
 
Группа C
Команда И В Н П О
ФранцияФранция32107
ДанияДания31205
ПеруПеру31023
АвстралияАвстралия30121
 
Группа D
Команда И В Н П О
ХорватияХорватия33009
АргентинаАргентина31114
НигерияНигерия31023
ИсландияИсландия30121
 
Группа E
Команда И В Н П О
БразилияБразилия32107
ШвейцарияШвейцария31205
СербияСербия31023
Коста-РикаКоста-Рика30121
 
Группа F
Команда И В Н П О
ШвецияШвеция32016
МексикаМексика32016
Республика КореяРеспублика Корея31023
ГерманияГермания31023
 
Группа G
Команда И В Н П О
БельгияБельгия33009
АнглияАнглия32016
ТунисТунис31023
ПанамаПанама30030
 
Группа H
Команда И В Н П О
КолумбияКолумбия32016
ЯпонияЯпония31114
СенегалСенегал31114
ПольшаПольша31023
 
Последние новости