Москва. 10 декабря. INTERFAX.RU - Елена Борисовна, нынешний год стал серьезным испытанием для российского АПК. Как вы оцениваете меры, предпринятые правительством РФ, для поддержки сельхозпроизводителей, которые пострадали от засухи? Достаточны ли они для того, чтобы покрыть ущерб?
- Действительно, год был очень сложным. Такой засухи не было в России последние 130 лет. Из-за отсутствия влаги у нас пострадало почти 17% посевных площадей, что, конечно же, серьезным образом отразилось на сельхозпроизводителях.
Снижение урожая было отмечено, прежде всего, по зерновым культурам. Посевы зерна погибли почти на 30% от всей посевной площади, валовой сбор снизился на 38% по сравнению с прошлым годом.
В этой ситуации правительство действовало очень оперативно для того, чтобы помочь пострадавшим от аномальной жары регионам и не допустить дестабилизации ситуации на агропродовольственном рынке.
Прежде всего, необходимо было обеспечить зерном регионы, которые больше других пострадали от засухи. Это Центральный и Приволжский федеральные округа. Для того, чтобы перевезти в них зерно с юга, Северного Кавказа и из Сибири, где оно в избытке, правительство ввело льготные тарифы на перевозку зерна по железной дороге.
Помимо этого, принято решение снизить до нулевого уровня ввозные пошлины на некоторые виды сельхозпродукции, в частности, на гречиху, картофель, капусту. И, пожалуй, самая значимая мера - решение о запрете экспорта зерна. Она позволила не допустить его дефицита на внутреннем рынке.
Ощутимой и значимой оказалась и финансовая поддержка. Правительство нашло возможность поддержать пострадавшие от засухи регионы, выделив из федерального бюджета 35 млрд рублей. Из них 25 млрд рублей составляют бюджетные кредиты сроком до трех лет и 10 млрд рублей - дотации. Бюджетные кредиты будут целевым образом направлены на приобретение кормов, горючего, семян и минеральных удобрений. На сегодняшний день в регионы уже переведено 15 млрд рублей бюджетных кредитов.
Из 10 млрд рублей дотаций в регионы направлены 5 млрд рублей.
В числе мер поддержки хочу также назвать и решение о пролонгации краткосрочных и инвестиционных кредитов на общую сумму около 10 млрд рублей. Это очень существенно.
- Но сообщалось о проблемах с доведением этих средств до конечных получателей, о том, что деньги, предназначенные тем, кто пострадал от засухи, "зависали" на счетах регионов… Проблемы были обсуждены даже на специальном совещании у главы правительства.
- Да, такие проблемы, к сожалению, в ряде регионов есть, деньги до получателей доводились неоперативно. И об этом я докладывала председателю правительства в ходе недавнего селекторного совещания.
Беспокоиться есть в связи с чем. Практически весь объем бюджетных кредитов был переведен в регионы еще до 15 августа. Однако первые средства были направлены хозяйствам только 27 сентября, то есть почти через полтора месяца! К настоящему времени регионы перевели получателям около 14,4 млрд рублей.
С дотациями наблюдалась такая же ситуация. Но в настоящее время из выделенных 5 млрд рублей прямых дотаций производители получили около 4,5 млрд.
- В чем, на ваш взгляд, причины задержек?
- Причина в неграмотном планировании потребностей в субсидиях на региональном уровне и несвоевременной подготовке нормативной базы.
Министерство отслеживает подобные ситуации. Мы наладили системный мониторинг, еженедельно проводим совещания с руководством региональных органов АПК для контроля выполнения обязательств по переводу денег производителям. На это же нацелены и введенные министерством критерии оценки эффективности использования бюджетных средств, санкции за невыполнение целевых показателей.
Кроме того, у нас работает "горячая линия", позвонив по которой, можно сообщить о задержке средств. Министерство оперативно информирует губернаторов о складывающейся ситуации. По фактам задержки средств господдержки проводятся проверки, результаты которых в ряде случаев направляются в правоохранительные органы.
- А каков уровень региональной поддержки сельхозпроизводителей, пострадавших от засухи?
- Региональные власти также не остались в стороне от поддержки тех, кто попал в эту беду. На ликвидацию последствий засухи они выделили более 11 млрд рублей.
Все это вместе позволило стабилизировать ценовую ситуацию на агропродовольственном рынке страны. И главное - при этом был обеспечен баланс интересов сельхозпроизводителей и потребителей.
- Были ли случаи, когда регионы завышали ущерб от засухи с тем, чтобы получить больше средств? Как вы оцениваете работу региональных властей в этих условиях?
- По результатам экспертной оценки, которую сделало министерство, ущерб от гибели сельскохозяйственных культур из-за засухи составил 41,7 млрд рублей. При этом сумма, заявленная регионами, примерно на 20 млрд рублей превысила оценку экспертов.
Не думаю, что размер ущерба и, соответственно, заявку "раздували" намеренно. Речь чаще всего шла о некачественной подготовке документации. Именно поэтому любая заявка на выделение поддержки проходила тщательную экспертизу, все случаи необоснованного завышения суммы отслеживались.
- Какие меры предпринимают правительство и министерство для того, чтобы увеличенный весенний сев был проведен в установленные сроки?
- Подготовка к эффективному севу яровых культур сегодня для нас является приоритетной задачей. Из-за того, что засуха помешала провести осенний сев в необходимом объеме, придется увеличивать площади ярового сева. Площадь озимых посевов сократилась на 16%. Яровой сев необходимо увеличить с 28,5 млн до 30 млн. гектаров. На это требуется до 220 млрд рублей, из них кредитных ресурсов - 140-150 млрд рублей.
Ведущие банки - Россельхозбанк и Сбербанк - уже подтвердили готовность выделить кредиты на весенне-полевые работы в требуемом объеме. Ставка по кредитам не изменится и составит не более 12%, а для отдельных категорий заемщиков она может быть снижена до 10%.
Дополнительные средства выделены на закупку минеральных удобрений. Заключено соглашение между Российской ассоциацией производителей удобрений (РАПУ) и Агропромсоюзом о ценах на минеральные удобрения на первое полугодие 2011 года. Стороны договорились, что цены на калийные удобрения и средства защиты растений сохраняются на уровне 2010 года.
Решен вопрос о пролонгации льготного железнодорожного тарифа для перевозки семян в регионы в необходимом объеме - до 1 млн тонн. Принято решение об увеличении объема субсидирования закупки элитных семян до 1 млрд рублей.
Кроме того, сейчас прорабатывается вопрос о сохранении действующего механизма предоставления скидки на горючее для села. Это предложение поддержали Минэкономразвития, Минэнерго и Минфин.
Серьезное значение мы придаем подготовке нормативно-правовой базы для заключения соглашений с регионами о выделении средств господдержки в 2011 году. Если регионы выполнят эту работу своевременно, подготовят все необходимые документы, то уже в феврале они смогут получить до 30% от годового лимита средств федеральной поддержки. А это около 40 млрд рублей.
Таким образом, сейчас делается все, чтобы сельхозорганизации были в полном объеме обеспечены ресурсами для проведения весенней посевной кампании. Работа предстоит серьезная, но мы справимся, и сев должен пройти в необходимые сроки.
- Как, на ваш взгляд, в ближайшие месяцы будет развиваться ситуация в животноводстве с учетом того, что ряд регионов не смог заготовить собственные корма в необходимом количестве? Какие меры намерено предпринять министерство для сохранения поголовья животных?
- Засуха, конечно же, отразилась и на животноводстве, серьезно повлияла на производство мяса крупного рогатого скота и молока. Некоторым регионам не удалось избежать дефицита кормов. В этой связи решение об ограничении экспорта зерна сыграло положительную роль и стало одним из направлений поддержки животноводства.
И все-таки, несмотря на трудности, с которыми столкнулись животноводы, в этом году сохраняются положительные темпы роста в этой отрасли. Напомню, что за 10 месяцев производство скота и птицы в живой массе увеличилось на 6,7% и составило 7,8 млн тонн. По итогам года производство мяса составит 10,6 млн тонн. А это на 6,5% больше, чем в 2009 году и на 5% выше целевого индикатора Госпрограммы.
Сегодня наша основная задача - подготовиться к зимовке скота. Сейчас обеспеченность отрасли грубыми кормами составляет 98%, сочными - 75%. Из расчета на одну условную голову сегодня мы имеем около 20,7 центнера кормовых единиц. Это чуть меньше показателя прошлого года (21,7 центнера), но достаточно для проведения зимовки без существенных потерь поголовья.
- Предусмотрены ли какие-то дополнительные меры по поддержке животноводства?
- Да, конечно. Министерство реализует комплекс дополнительных мер по развитию животноводства. Уже в этом году для сохранения поголовья крупного рогатого скота планируется дополнительно выделить 4 млрд рублей на финансирование экономически значимых региональных программ по мясному и молочному скотоводству.
В следующем году финансирование этих программ будет продолжено и составит 3 млрд рублей. На поддержку племенного дела планируется направить 4,5 млрд рублей.
- А в каком состоянии стратегия развития мясного животноводства до 2020 года?
- Разработка этого важного для отрасли документа завершается. Реализация стратегии при сохранении основных направлений господдержки позволит к 2020 году обеспечить устойчивый рост производства мяса скота и птицы на 56% - до 15,6 млн тонн в живой массе. В результате будут выполнены показатели Доктрины продовольственной безопасности по уровню обеспечения страны мясом собственного производства. При этом экспортный потенциал составит около 600 тыс. тонн, или около $1,5 млрд.
- Засуха сделала актуальной проблему развития мелиорации в стране. Что будет сделано в этом направлении? Когда реально заработает программа развития мелиорации?
- Непростые погодные условия последних двух лет показали, что без модернизации мелиоративного комплекса в России будет сложно развивать сельскохозяйственную отрасль, в том числе, поддерживать объемы экспорта зерновых.
В этой связи было принято решение о разработке концепции федеральной целевой программы "Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель России на период до 2020 года". Речь идет о том, чтобы за счет развития мелиоративного комплекса снизить риск гибели урожая от неблагоприятных природно-климатических условий.
Приведу яркий пример. В Саратовской области, пострадавшей от засухи в этом году, разница в урожайности зерна на орошаемых и на не мелиорированных землях достигала 10 раз: 42 центнера с гектара и 4,1 центнера, соответственно, а по однолетним и многолетним травам - до 15 раз. При нормальных природно-климатических условиях разница может быть два-три раза.
- А как Россия выглядит на "мировой карте мелиорации"?
- В настоящее время доля мелиорируемых земель в России составляет только 7,5% от общей площади пашни, или 9,1 млн га. В то же время в других индустриально развитых странах это не менее 30%. В США, например, 39%, в Китае - 55%, Англии - 80,3%, Германии - 44,7%. При этом износ основных фондов оросительных систем в целом по России составляет почти 70%.
Реализация программы позволит к 2020 году получить на мелиорированных землях 18,5 млн тонн овощей, что составит свыше 80% от потребности, 7,1 млн тонн плодов и ягод (половина потребности), а также 1,5 млн тонн риса, что соответствует полной потребности в этой культуре.
- Засуха не только обострила проблему мелиорации, но и сделала актуальным страхование сельхозпосевов. Что даст отрасли и производителям принятие нового закона о агростраховании с госучастием? В чем его принципиальная новизна от той системы, что действовала до последнего времени? И когда новая система сможет заработать?
- Это очень важная задача и на ее решение направлен законопроект "О сельскохозяйственном страховании катастрофических рисков". Госдума уже рассмотрела его в первом чтении. Рассчитываем, что новая система страхования с государственной поддержкой заработает уже в следующем году. В бюджете 2011 года на эти цели предусмотрено 5 млрд рублей, это в два раза больше, чем в нынешнем году.
Законопроект предусматривает, что господдержка будет распространяться только на страхование от катастрофических рисков. Вводится принцип: другие виды господдержки предоставляются сельхозтоваропроизводителю только при наличии полиса страхования от катастрофических рисков.
Создается профессиональное объединение страховщиков, которое будет поддерживать платежеспособность всей системы. И самое главное - устанавливаются стандарты страхования и оценки ущерба с тем, чтобы гарантировать страховые выплаты сельхозорганизациям.
Мы считаем, что принятие этого закона позволит в течение двух-трех лет снизить стоимость страхования, увеличить долю застрахованных площадей с 20% до 50-70%, сократить расходы федерального бюджета на компенсацию ущерба в случае чрезвычайных ситуаций.
- С вашим приходом в ведомство существенно повысилась роль отраслевых союзов и объединений в формировании аграрной политики и реализации конкретных решений. В чем Вы видите преимущество этого тандема? Как в дальнейшем будут строиться отношения министерства и союзов?
- Министерство, действительно, активно взаимодействует с отраслевыми союзами и ассоциациями. Этот диалог крайне важен и эффективен как для самих организаций, так и для Министерства. Благодаря ему руководство отрасли имеет возможность из первых уст узнать о проблемах, с которыми сталкиваются производители, и принять соответствующие меры по их решению на государственном уровне. Это направление работы идет на пользу отрасли и будет развиваться.
- Весной 2011 года исполнится два года, как вы возглавляете министерство. Что, на ваш взгляд, была самым трудным за этот период? Что Вы считаете самым главным своим достижением на этом посту за прошедший период? На решение каких стратегических задач нацелено министерство сегодня?
- Несмотря на то, что последние два года выдались крайне напряженными из-за засушливой погоды, в отрасли создана прочная основа для дальнейшего поступательного развития. И это главное.
Позитивная динамика наблюдается в животноводстве, прежде всего, в производстве мяса птицы. Среднегодовой рост здесь за последние пять лет превысил 14%. Эффективно развивается свиноводство, прирост производства в котором свыше 8% в год. Сейчас эти отрасли опережают плановые показатели по производству мяса в живом весе, заложенные в Госпрограмме развития сельского хозяйства.
Если в 2011 году не будет аномально жаркой погоды, то у нас есть все возможности вернуться на мировой рынок торговли зерном.
Развитие отрасли во многом зависит от того, какова ее инфраструктура. И ее развитие также является нашей приоритетной задачей. Сегодня около 70% мощностей для хранения сельхозпродукции не соответствуют современным требованиям, что чревато для производителей высокими инфраструктурными издержками. В результате снижается конкурентоспособность отечественной продукции.
Для решения этой проблемы Министерство разработало программу "Развитие инфраструктуры и логистического обеспечения агропродовольственного рынка на 2011-2013 годы". Она предусматривает расширение возможностей по хранению и сбыту сельскохозяйственной продукции.
Помимо зернового рынка, программа включает разделы по развитию инфраструктуры рынков мяса, молока, овощей.
Будут развиваться и сельские дороги. Недавно мы подписали соглашение с министерством транспорта РФ о строительстве современных качественных дорог в сельской местности. За три года на эти цели будет выделено 18 млрд рублей.
- Недавно вы предложили включить в разрабатываемую на период до 2017 года новую Госпрограмму раздел о перерабатывающей промышленности. С чем это связано?
- Развитие перерабатывающей промышленности - это еще один приоритет. Сейчас износ мощностей составляет 70%, практически отсутствует региональное звено переработки. Логистическое плечо от производителя сельскохозяйственной продукции до переработчика, например, на рынке молока может достигать 500-600 км. Представляете, как это влияет на стоимость конечной продукции.
Аналогичная ситуация и на рынке сахара, где эффективное расстояние транспортировки составляет 350 км. К тому же более половины операций в пищевой промышленности сегодня выполняется вручную, лишь 8% оборудования работает в режиме автоматических линий, отсутствуют в достаточном количестве предприятия по убою и первичной переработке скота.
Для улучшения ситуации министерство уже сейчас субсидирует модернизацию и строительство сахарных заводов, реализуется программа по развитию первичной переработки скота. Кроме того, для модернизации пищевой и перерабатывающей промышленности планируется закупить современное, энергоэффективное оборудование, что снизит средний уровень износа основных фондов с 70% до 40-50%.
- А как идет реализация программы по развитию молочных семейных ферм?
- Напомню, она стартовала в 2009 году и развивается на базе крестьянских хозяйств. В прошлом году было введено 52 семейные фермы на 4,5 тыс. голов скота. Объем финансирования из федерального бюджета составил 787 млн. рублей.
В 2010 году 44 региона заявили о строительстве и реконструкции 442 ферм. Кроме того, предполагается ввести 19 молокоперерабатывающих заводов.
В этом году уже введено 95 ферм. Остальные объекты планируется запустить в будущем году.
- В какой степени решению этих задач будет способствовать проект "Российский фермер"?
- В значительной. Именно для более эффективной поддержки малых форм хозяйствования бюро высшего совета партии "Единая Россия" утвердило проект "Российский фермер" и назначило меня его координатором.
Главная цель проекта - создать сильный класс собственников на селе, ведь на сегодняшний день именно фермеры производят более 50% от общероссийского объема сельхозпродукции, обеспечивая занятость полутора миллионов сельских жителей.
В продолжение разговора о наших приоритетах назову еще один - повышение уровня и качества жизни сельского населения. Нельзя отрицать, что условия жизни в сельской местности сегодня сильно отличаются от городских. Чтобы сгладить эти различия, министерство выделяет средства на строительство жилья, в том числе для молодых семей и молодых специалистов, финансирует строительство школ, создание современной социальной инфраструктуры, обеспечение газом и водой. С начала реализации федеральной целевой программы "Социальное развитие села", а именно с 2003 года, введено 13 млн квадратных метров жилья, новое жилье получили 201 тыс. семей.
В этом году на реализацию программы из федерального бюджета было выделено почти 8 млрд рублей.
Еще одним важным направлением работы последних двух лет стало создание системы федеральных и региональных прогнозных балансов. Она позволяет в оперативном режиме отслеживать информацию о балансах производства и потребления основных видов сельскохозяйственной продукции - зерна, мяса, молока, сахара - в разрезе регионов. Эта информационная система позволяет структурировать рынок потребления и производства с учетом работы соседних регионов.
Проще говоря, если в одном из регионов наблюдается перепроизводство, мы можем оперативно направлять часть этих товаров туда, где их недостаточно.
В целом, Министерство за последние несколько лет проделало большую работу по реализации производственных, инфраструктурных, социальных, информационных программ, направленных на повышение финансовой устойчивости отрасли, рост экономических показателей.
Сельское хозяйство играет важнейшую роль в экономике страны, и сегодня отечественный АПК обладает всеми ресурсами для дальнейшего роста.