Москва. 4 января. INTERFAX.RU - Когда начинается дождь, люди сразу стараются спрятаться. Но вот "Дождь" телевизионный, начавшийся у нас в этом году, по мере своего усиления привлекает людей все больше и больше. В чем причина такого явления "Интерфаксу" постаралась объяснить Генеральный директор и идеолог телеканала "Дождь" Наталья Синдеева.
- Наталья, вы создали радиостанцию "Серебряный дождь", а тут вдруг телевидение… Причина такой переменчивой погоды?
- Радио – это уже "выросший ребенок". В 2007-м году после 15 лет работы, я взяла первую паузу – месяц отпуска во Франции. Нужно было выдохнуть и подумать, чем заниматься дальше.
Во время этого отпуска сходила на ТВ-рынок, который проходил в Каннах, встретила много знакомых, связанных в той или иной степени с телевидением и, общаясь с ними, стала находить ответы на еще даже незаданные вопросы. Например, один из продюсеров сказал: "Смотри, сейчас отличное время для развития нишевых каналов, только желательно успеть вскочить в лодку, которая уже потихоньку отчаливает».
Я подумала – а ведь и правда, в нашей стране нет телеканала, который меня полностью устраивает по контенту, а ведь я, как и многие из нас, - выросла с телевизором и привыкла к телесмотрению.
- Но ведь помимо того, что надо вскочить необходимо еще и вложить – любой проект требует определенных средств?
- Для нишевого канала, как я тогда думала, не нужен очень большой бюджет – в год порядка 2-3 миллионов долларов, которые реально заработать на продаже рекламы. А что касается первоначальных вложений, то еще до мыслей о создании телеканала мною была продана недвижимость, на эти средства хотела воплотить свою мечту о домике во Франции. Но мечта о телеканале перебила все, я поняла, что от нее ни в коем случае нельзя отказываться.
- Теперь переходим к практическим шагам…
- Друзья-профессионалы ТВ-бизнеса говорили, что с таким бюджетом, какой был у меня, и с теми желаниями, - например, ньюс рум, HD-контент, полная безоерточная технология, автоматизация всех процессов, открытая студия с окнами, - сделать телеканал невозможно. Но мне повезло, рядом со мной практически с самого начала были три МЕГАдевушки – редактор Ольга Попкова, исполнительный директор Ольга Захарова и главный режиссер – Вера Кричевская. С ними мы "выносили мозг" всем мужчинами на телерынке. В итоге – у нас все работает и работает отлично, и в бюджет поместились!
- Наталья, но ведь телевидение – это не только оборудование?
- Безусловно, и здесь я прежде всего отмечу важную роль режиссера и креативного продюссера Веры Кричевской, которая единственная в нашей компании понимала как все наши идеи превращать в телевизионный язык, сколько времени требуется на создание телевизионного контента, как идея превращается в картинку и как она доставляется до зрителя.
- Сейчас круг сотрудников помогающих создавать телевизионную форму, наверняка, уже заметно расширился. Причем, во время экскурсии по студиям я прежде всего обратил внимание на молодежность коллектива? Кто это?
- Главный принцип отбора людей на телеканал был и остается: чтобы человек был яркий и талантливый, чтобы ему было что сказать, чтобы он думал и чувствовал как мы, чтобы он был неравнодушным к тому, что происходит вокруг. Нам не так важен опыт работы на ТВ, даже иногда он только вредит. Продюсеры нашей инфо-службы – это в основном пишущие журналисты. У нас они выполняют функции и корреспондентов, и редакторов, и монтажеров, и работают в кадре. Конечно, поначалу было "беканье-меканье", но у нас есть педагог по технике речи, плюс ежедневный прямой эфир – и они росли и выросли прямо на глазах.
- Если можно, теперь обратимся к содержанию.
- Согласно хронологии, в начале вещания – а "Дождь" вышел в эфир 27 апреля 2010, мы включили камеру и показывали все, что у нас происходит. Показывали финальные этапы стройки, установку мебели, кастинги ведущих, совещания, записи пилотов, в общем – всю внутреннюю жизнь телеканала. И одновременно с этим делали контент – те программы, которые теперь составляют основу сетки, - они создавались на глазах у зрителей. Это был очень живой процесс, и если честно, изначально у нас было не совсем такое видение сетки дня, какой она в является на сегодняшний день. Стержнем и основой эфира стала новостная картинка дня. Каждый час выходят информационные блоки в прямом эфире, и это новости обо всем, что нам важно и интересно, о том, что реально влияет на нас и меняет нашу жизнь. Это социальные новости, культура, экономика, политика, медицина, бизнес, наука, искусство, спорт…
Определяя какие новости наши, мы зовем огромное количество экспертов, берем различные точки зрения. Все выпуски в прямом эфире, живым, человеческим языком, эмоциональным.
- Подача политических новостей не создает трудностей?
- Здесь мы руководствуемся следующим принципом: необходимо быть в правовом поле, быть взвешенными и опять же давать максимально широкие оценки и разнообразные точки зрения по различным вопросам, давать мнение ведущей партии - "Единой России" и оппозиционных партий. "Дождь" стопроцентно должен быть очень честным, искренним и живым - информационно-познавательно-развлекательным и прямо-эфирным. Это главное – пусть даже такого формата и нет.
Некоторые меня упрекают, что я строю радио в телевизоре. Да, иногда это похоже и ничего плохого я в этом не вижу. На радио так как нет картинки, очень важен ведущий, автор, который только голосом и содержаниемсвоей головы (без суфлера) может держать несколько часов очень избалованную аудиторию(так как только в московском эфире порядка 60 радиостанций) и переключение на другую радиостанцию всего на уровне вытянутой руки. так что радио это очень подвижная и живая субстанция, моментально реагирующая в прямом эфире на любые события! И потом, я ориентируюсь на свои ощущения и всей команды, так как собрались единомышленники и все хотят сделать телеканал в первую очередь для себя, чтобы самим было интересно его смотреть. Этот принцип никогда меня не подводил. А судя по тому, какими темпами мы наращиваем именно ту аудиторию, для которой телеканал и задумывался, и какие отзывы начали получать через всего 9 месяцев, практически технического эфира, от уважаемых коллег и СМИ – ощущения меня не подводят. Главное темп и качество не сбавлять.
- Вы приобретаете какие-то программы?
- По сути, нет. На "Дожде" 80-90% собственное оригинальное вещание и производство. Мы закупаем только документальное кино на остросоциальные темы со всего мира.
- Вопрос о рейтинге, или сколько у "Дождя" аудитории и какого ее качество?
- Про аудиторию: теоретически и технически , смотреть нас могут порядка трех миллионов человек – мы вещаем через НТВ ПЛЮС, Билайн-ТВ, Континент ТВ, в интернете и другие платформы. Но сколько в реальности сказать пока сложно, так как единственный замеры для неэфирных телеканалов делает TNS. И это всего три волны в год. Следующая начнется в феврале, следовательно какие то данные можно будет получить в апреле. Но в любом случае с уверенностью могу сказать, что аудитория растет, поскольку заметно растет цитируемость, растет наше присутствие в социальных сетях, растет скачивание наших материалов в "ю-тубе",еженедельный прирост посетителей и просмотров нашего сайта в два раза, есть и другие признаки. Рекламодатели уже размещают рекламу, продлевают контракты, рассматривают спецпроекты, значит есть отдача.
Хочу подчеркнуть, что у нас на канале нет и никогда не будет "порнухи", "желтухи" и "чернухи", хотя это и дало бы больший рейтинг, но при этом качественно другую аудиторию. "Дождь"-смотрящие, то это достаточно молодая аудитория, и мужчин у нас чуть больше, чем женщин. Я думаю, что основной костяк наших зрителей должен быть в возрасте 25-50 лет, но могу заблуждаться. В любом случае, это люди с активной социальной и гражданской позицией, инициативные, успешные, небезразличные и неравнодушные – такие, как мы. Нас точно смотрит все медиа-сообщество. Эдуард Михайлович Сагалаев (президент Национальной ассоциации телерадиовещателей – ИФ) говорит мне, что я подсел на твой канал и не он один. Так что, и телевизионщики внимательно смотрят за нами.
- Наталья, если от молодой аудитории вернуться к молодым сотрудникам. Среди них увидел очень симпатичную девушку, но в инвалидной коляске…
- Это Женя Воскобойникова, наш информационный продюсер, профессиональный эколог. Она попала в аварию и теперь вынуждена передвигаться на коляске всегда. Но она очень светлый, жизнерадостный, талантливый, яркий человек и красавица! И у нее такое огромное желание жить, работать и своим примером помогать людям с ограниченными возможностями, которые совершенно не адаптированы в нашем обществе. И наша задача сделать ее работу комфортной – возможность заезжать на 3 этаж, свободно перемещаться в пространстве телеканала, пользоваться туалетом, для нее мы построили пандус в соседнем с нами кафе.. Во многом, благодаря примеру взаимоотношений с ней, мы поддерживаем много проектов, связанных с помощью инвалидам и их адаптации к полноценной жизни. Так как я считаю, что одна из важнейших задач медиа это освещение болевых нарывов и привлечении внимания общества к ним.
- Наталья, сотрудниках и зрителях мы поговорили, но еще очень хотелось бы затронуть гостей вашего телеканала, многие из которых имеют внушительный статус, в том числе информационный: Петр Авен, Леонид Парфенов, Владимр Познер, Евгений Чичваркин и этот список можно продолжать…
- Если говорить кратко, то во многом это мои многолетние отношения, но, я надеюсь, им интересен телеканал, его язык, подача информации, темы, кроме того, мы в рамках эфира делаем интересныеэксперименты – художественные чтения, презентации книг, домашние вечеринки, в которых им, надеюсь, интересно участвовать.
- Наталья, в заключении, если можно, вернемся к началу: образно говоря, когда благодаря каналу у вас появится возможность купить домик во Франции.
- Я рассчитываю, что к концу 11 года – мы должны выйти на операционный ноль, что для телевизионного стартапа очень круто. Причем в первую очередь за счет продажи рекламы на телеканале, а не за счет продажи контента кабельным операторам. Конечно, дальше хотелось бы расти и прибыль вкладывать в развитие, а потом уж и домик как- нибудь справим! Главное искренне хотеть и все получится!