В отрыве от народа невозможно понять и решить ни одну проблему

Глава МВД РФ Рашид Нургалиев в интервью корреспонденту "Интерфакса" Вячеславу Терехову рассказал о различиях в законе о милиции 1992 г. и новым законом о полиции

В отрыве от народа невозможно понять и решить ни одну проблему
В отрыве от народа невозможно понять и решить ни одну проблему
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 8 января. INTERFAX.RU - Мы продолжаем публиковать интервью министра внутренних дел РФ Рашида Нургалиева спецкору "Интерфакса" Вячеславу Терехову. В этой части речь пойдет о некоторых важных различиях между законом о милиции, принятом в 1992 году, и законом о полиции, которому предстоит второе чтение в Госдуме.

Старый закон не выдержал проверку временем?

- Я хорошо помню, как в 1992 г. при принятии закона о милиции нам объясняли, что милицию как структуру надо децентрализовать. Цель той реформы состояла в разделе финансирования на федеральный, региональный и местный уровни. Федеральный канал предназначался для финансирования борьбы с тяжкими и особо тяжкими преступлениями. Все остальные структуры внутренних дел относились к разряду милиции общественной безопасности. Не прошло и 20 лет, как все возвращается "на круги своя" – к одноканальному финансированию. Значит ли это, что закон 1992 г. не выдержал проверку временем?

- Не могу согласиться с тем, что старый закон не выдержал проверку временем и был принят лишь для того, чтобы продемонстрировать отказ от советской системы. Просто сама наша страна за эти годы изменилась, изменилась к лучшему. И в этом весомую роль, по крайней мере, в борьбе с тяжкими преступлениями, сыграл закон 1992 года. Мы вынуждены были тогда пойти на концентрацию средств для борьбы с разгулом преступности. Не надо забывать и тот факт, что после развала Советского Союза мы потеряли плеяду профессиональных работников на всех уровнях. Понадобилось открывать - и причем срочно - ускоренные курсы подготовки кадров для работы в органах внутренних дел. И такие курсы, как летчики говорят "взлет – посадка", были созданы. К сожалению, отбора кадров для работы в нашей системе, как это проводилось раньше и как это будет теперь, тогда в начале 90-х гг. не проводилось. Не было ни тестирования, ни психофизиологического исследования. Возможно, отсюда и проистекают те проблемы, с которыми мы сегодня серьезно сталкиваемся – хамство, грубость, непрофессионализм. Но тогда надо было срочно заполнять вакансии.

- А почему сейчас нельзя продолжать многоканальное финансирование?

– Теперь нам необходимо объединить усилия, потому что криминальная милиция, которая получала финансирование из федеральных каналов, занималась расследованием только тяжких и особо тяжких преступлений. Для этого создавались вместе со следственным комитетом оперативно-следственные группы. У них была возможность применить весь набор розыскных мероприятий, в том числе и людские, и технические возможности. Но существуют и преступления, которые относятся к категории малой и средней тяжести. Эти преступления попадали в тот разряд, по которым ведется не следствие, а дознание. То есть эти правонарушения относятся к компетенции милиции общественной безопасности. А в ее распоряжении нет всех тех возможностей, которые обязательно используются при расследовании тяжких преступлений.

- Получается, что в милиции вообще не занимались такими делами?

– Не совсем так. При поступлении заявления, например, о хулиганстве или даже о мелкой домашней краже участковый должен ознакомиться с местом, где произошла кража или хулиганские действия, составить протокол, зафиксировать ущерб и опросить, как положено, всех. Но розыск-то на этом не должен заканчиваться. Скажем, у пенсионера или у малоимущего гражданина пропала куртка стоимостью 6 тыс. руб. Для кого-то это слишком незначительные деньги, а для кого-то ущерб серьезный. И пострадавший ждет и требует: найдите вора. Хорошо, если по горячим следам участковый уполномоченный, зная свой район и "своих подопечных", может быстро обнаружить пропажу. А если нет? В его распоряжении нет тех возможностей, которыми обладают работники внутренних дел, относящиеся к криминальной милиции. Поэтому президент России Дмитрий Медведев, говоря о необходимости реформы органов внутренних дел, подчеркнул, что одна из ее главных целей – обеспечить всем гражданам равные права на безопасность и защиту. Значит, если мы сегодня говорим, что для раскрытия тяжких и особо тяжких преступлений мы должны использовать все возможности, то точно такие же необходимо использовать и для борьбы с другими противоправными действиями. Вот почему люди, пострадавшие от, условно говоря, мелких преступлений, предъявляют нам претензии. И справедливые претензии, так как они не чувствуют нашей деятельности, не чувствуют, что их права одинаково защищаются.

И еще один фактор в пользу реформы. Его можно даже назвать предупреждающим. Если кто-то совершил один раз кражу, и ему это сошло с рук, он пойдет и второй, и третий. А за мелкой кражей недалек путь и до более серьезного преступления.

- И все это теперь входит в задачу одного участкового уполномоченного? Это как в фильме "Белое солнце пустыни": одна жена и стирает, и готовит, и детей воспитывает, и любовью занимается. Многовато!

– Согласно новой реформы, помимо участкового за его кварталом должен быть закреплен и оперуполномоченный. И не только он. На этом участке должен работать и профессионал по делам несовершеннолетних, который знал бы всех своих "пациентов". И патрульно-постовая служба должна контролировать этот район, если речь идет о том районе, где такая служба есть. И потому работникам внутренних дел небезразлично, какое преступление совершено. Они все подтягиваются и общими усилиями работают над его раскрытием.

- Тогда будете просить расширения кадров?

– Нет, не нужно расширения. Будем работать тем же составом. Уверен, что тогда и обычные граждане будут лучше знать своего участкового уполномоченного, помогать ему и реально ощущать работу органов внутренних дел.

Хочу обратить ваше внимание также и на то, что закон о полиции предусматривает регулярный отчет участковых уполномоченных и руководителей местных и региональных структур перед своим населением. И вот представьте, если в квартале, в населенном пункте, в городе, в регионе есть значительное число нераскрытых краж или просто хулиганы хозяйничают и к ним не принимают никаких мер, то каково будет отношение к нашим работникам? А, соответственно, и мы будем знать возможности такого сотрудника. Все это показывает, что новый закон служит не только борьбе с преступностью, но и увеличивает открытость действий органов внутренних дел.

- А как насчет того, чтобы положить какое-либо заявление гражданина под сукно и сделать вид, что его забыли или его не было?

– Наша задача заключается и в том, чтобы все материалы, которые есть, не лежали, как вы говорите, под сукном, чтобы участковый не боялся зарегистрировать чье-либо заявление, а в отчетности не будет хватать одной "палочки". Мы называем такую систему "палочной". Она была нужна нам, когда в 90-х гг. был провал в кадровой работе, когда приходили малопрофессиональные люди. Для них и хронометрировалось рабочее время. Ему писали, что входит в его рабочий день: рассмотреть столько-то заявлений, составить столько-то протоколов и так далее. Это был алгоритм его действий. Соответственно и отчетность составлялась по этим заданиям. Но такая статистика не показывала продуктивность серьезной работы. По статистике этот милиционер, может, все и отработал, а коэффициента полезных действий нет никакого. Соответственно и результатов нет. От этих понятий мы сегодня уходим. Именно для того, чтобы определить результативность своей работы, наши сотрудники и должны выступать перед своими гражданами: и на собрании жителей, и на общественном совете, и в законодательном собрании, и в парламенте. Полезно было бы также, чтобы руководители региональных и местных управлений выступали по своему телевидению. А чего бояться-то? Это наша работа. И в отрыве от народа невозможно понять и решить ни одну проблему.

- А как повлияет реформа на зарплату работников внутренних дел?

- Очень даже ощутимо. К сожалению, у нас в стране еще не все регионы одинаково сильны и обеспечены. И это не может не отражаться и на тех сотрудниках, которые работают на муниципальном уровне. Эту проблему и будет решать переход к системе одноканального финансирования.

Возможно, в перспективе, когда регионы станут более достаточными, когда социально-экономические вопросы будут решаться на более высоком материальном уровне, тогда, как отмечал в своей речи президент РФ Д.Медведев, мы, может быть, и передадим вновь какие-то полномочия регионам. Сейчас же реформа нужна для того, чтобы было единое федеральное финансирование, чтобы подходы были едиными к работникам внутренних дел, чтобы требования к ним, к их профессионализму были одинаковыми. То есть чтобы полиция была единая и централизованная.

P.S. Следующий раздел интервью, который мы будем публиковать 9 января, посвящается проблеме работы системы службы внутренней безопасности.

Чемпионат Мира по футболу 2018
В РПЦ рост потребления алкоголя в 2018 году связали с ЧМ по футболуВ РПЦ рост потребления алкоголя в 2018 году связали с ЧМ по футболу
По данным ВЦИОМа, доля пьющих россиян выросла с 58% до 67%Подробнее
Путин в Кремле наградил членов сборной России по футболуПутин в Кремле наградил членов сборной России по футболу
Станислав Черчесов получил орден Александра НевскогоПодробнее
Финал ЧМ по футболу поставил рекорд по количеству телезрителейФинал ЧМ по футболу поставил рекорд по количеству телезрителей
Даже в России финал чемпионата посмотрело больше зрителей, чем матчи национальной сборнойПодробнее
Москва заработала на ЧМ по футболу около 13 млрд рублейМосква заработала на ЧМ по футболу около 13 млрд рублей
Таким образом, более чем наполовину окупилась реконструкция стадиона "Лужники", стоившая 25 млрд рублейПодробнее
Более 300 тысяч человек вышли на улицы Загреба встречать сборную ХорватииБолее 300 тысяч человек вышли на улицы Загреба встречать сборную Хорватии
Люди начали собираться в центре города еще со вчерашнего вечераПодробнее
Миллионы французов вышли на улицы отпраздновать чемпионство своей сборнойМиллионы французов вышли на улицы отпраздновать чемпионство своей сборной
Самые большие гуляния во Франции за последние двадцать летПодробнее
ЧМ-2018. ОбобщениеЧМ-2018. Обобщение
"Интерфакс" подводит итоги чемпионата мира-2018, завершившегося в России в воскресеньеПодробнее
Лучшие игроки ЧМ-2018 получили медали под проливным дождем в "Лужниках"Лучшие игроки ЧМ-2018 получили медали под проливным дождем в "Лужниках"
Дождь начался сразу после окончания финального матча, завершившегося победой сборной Франции над ХорватиейПодробнее
Плей-офф
1/8 финала
УругвайУругвай2:1ПортугалияПортугалия
ФранцияФранция4:3АргентинаАргентина
БразилияБразилия2:0МексикаМексика
БельгияБельгия3:2ЯпонияЯпония
ИспанияИспания1:1
(3:4)
РоссияРоссия
ХорватияХорватия1:1
(3:2)
ДанияДания
ШвецияШвеция1:0ШвейцарияШвейцария
КолумбияКолумбия1:1
(3:4)
АнглияАнглия
Четвертьфинал
УругвайУругвай0:2ФранцияФранция
БразилияБразилия1:2БельгияБельгия
РоссияРоссия2:2
(3:4)
ХорватияХорватия
ШвецияШвеция0:2АнглияАнглия
Полуфинал
ФранцияФранция1:0БельгияБельгия
ХорватияХорватия2:1АнглияАнглия
Матч за 3 место
БельгияБельгия2:0АнглияАнглия
Финал
ФранцияФранция4:2ХорватияХорватия
Групповой этап
Группа A
Команда И В Н П О
УругвайУругвай33009
РоссияРоссия32016
Саудовская АравияСаудовская Аравия31023
ЕгипетЕгипет30030
 
Группа B
Команда И В Н П О
ИспанияИспания31205
ПортугалияПортугалия31205
И.Р. ИранИ.Р. Иран31114
МароккоМарокко30121
 
Группа C
Команда И В Н П О
ФранцияФранция32107
ДанияДания31205
ПеруПеру31023
АвстралияАвстралия30121
 
Группа D
Команда И В Н П О
ХорватияХорватия33009
АргентинаАргентина31114
НигерияНигерия31023
ИсландияИсландия30121
 
Группа E
Команда И В Н П О
БразилияБразилия32107
ШвейцарияШвейцария31205
СербияСербия31023
Коста-РикаКоста-Рика30121
 
Группа F
Команда И В Н П О
ШвецияШвеция32016
МексикаМексика32016
Республика КореяРеспублика Корея31023
ГерманияГермания31023
 
Группа G
Команда И В Н П О
БельгияБельгия33009
АнглияАнглия32016
ТунисТунис31023
ПанамаПанама30030
 
Группа H
Команда И В Н П О
КолумбияКолумбия32016
ЯпонияЯпония31114
СенегалСенегал31114
ПольшаПольша31023
 
Последние новости