Москва. 17 января. INTERFAX.RU - О деятельности Генпрокуратуры России по наведению порядка при проверках различными ведомствами бизнеса, формировании Сводного плана проверок субъектов предпринимательства на 2011 год, а также перспективах совершенствования контрольно-надзорной деятельности в России рассказал в интервью "Интерфаксу" начальник Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генпрокуратуры РФ Анатолий Паламарчук.
- Анатолий Владимирович, в последние годы Генпрокуратура России ведет активную работу по защите предпринимательства от вала различных проверок. Что в этой работе изменилось, какие достигнуты результаты?
- Контрольно-надзорная деятельность в России претерпела существенные изменения. Знаковым событием в этом процессе явилось принятие в 2008 г. нового Федерального закона "О защите прав субъектов предпринимательской деятельности при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Целью его разработки и принятия было наведение порядка в деятельности органов, осуществляющих контроль за работой предпринимателей, снижение давления на бизнес.
Новационным решением законодателей стало возложение, впервые за почти трехсотлетнюю историю российской прокуратуры, на прокуроров функции по формированию ежегодного сводного плана проведения плановых проверок.
Эти изменения заставили не только контролирующие органы кардинально перестроить свою работу, но и потребовали от органов прокуратуры создать новую систему надзора, адаптированную под выполнение поставленных задач.
Уже в минувшем году значительно сократилось количество плановых мероприятий в отношении субъектов предпринимательства. При формировании плана на 2010 г. прокурорами было отклонено каждое второе предложение контролеров о проведении проверки конкретного юридического лица или индивидуального предпринимателя. Опубликование плана на сайте Генпрокуратуры России в Интернете позволило предпринимателям заблаговременно скорректировать свою деятельность.
Подобные тенденции сохранились при формировании сводного плана на 2011 год.
- Что нового было при формировании плана проверок на 2011 год?
- Нельзя недооценивать полученный органами прокуратуры опыт при формировании сводного плана на 2010 г., ведь тогда мы осуществляли эту работу впервые. Но в процессе составления плана мы столкнулись с отдельными проблемами, которые требовали, в том числе законодательного разрешения.
Изначально упомянутый закон действовал только в отношении субъектов малого и среднего бизнеса, что приводило к "излишне пристальному" вниманию со стороны контролирующих органов к иным субъектам предпринимательства. Возникли сложности с порядком организации совместных проверок различных органов контроля в отношении одного субъекта предпринимательства; отсутствовал механизм корректировки плана и т.д.
По результатам проведенного мониторинга Генпрокуратурой было инициировано внесение изменений в закон, поддержанных президентом РФ, распространяющих его действие на все субъекты предпринимательства, в том числе на так называемый "крупный бизнес". При участии органов прокуратуры законодательно изменены сроки и порядок формирования сводного плана. По нашей инициативе Правительством РФ было принято новое постановление, определившее основания и механизм внесения изменений в сводный план, утверждена его новая форма.
- Какой эффект дали названные изменения, способствовали ли они реальному снижению административного давления на бизнес?
- В результате изменения законодательства, формирование плана на 2011 г. проводилось в несколько этапов и началось с сентября, а не с ноября, как годом ранее. На данном этапе прокурорами было рассмотрено более 1,6 млн. проверок, планируемых органами контроля всех уровней. По его окончании всем контролирующим органам было предложено в течении октября согласовать проведение около 500 тысяч проверок. Это как раз тот новый элемент в процедуре подготовки плана.
На втором этапе прокуроры окончательно сформировали соответствующие планы проверок в пределах субъекта Федерации или компетенции прокуратуры и представили их в Генеральную прокуратуру РФ для подготовки окончательного варианта плана на 2011 г., а также его официального опубликования.
В настоящее время в сводный план проверок включено 597 тыс. контрольных мероприятий. При этом около 63% проверок были исключены по различным основаниям как несоответствующие требованиям законодательства. В прошлом году в сводный план было включено 630 тыс. контрольных мероприятий. Таким образом, несмотря на то, что в сферу действия закона вошли "крупный" бизнес, государственные и муниципальные предприятия и учреждения, некоммерческие организации, количество плановых проверок в соотношении с показателями прошлого года имеет устойчивую тенденцию к сокращению.
Наибольшее число проверок запланировано федеральными органами исполнительной власти – 78% от общего числа плановых мероприятий. На региональный уровень приходится около 19%. Оставшиеся 3 % проверок будут проведены муниципальными органами контроля.
Предложенный механизм проведения совместных проверок себя полностью оправдал. Более 40% контрольных мероприятий будут проводиться контролерами совместно, что в значительной степени облегчит жизнь предпринимателей.
На сегодняшний день любой предприниматель или иное заинтересованное лицо может ознакомиться с планом. Достаточно войти на сайт Генпрокуратуры РФ, выбрать раздел "сводный план проверок субъектов предпринимательства" и, задав параметры поиска, получить информацию о проверках интересуемой организации.
- Каковы перспективы дальнейшего совершенствования контрольно-надзорной деятельности в России, что ждать предпринимателям?
- В конце 2010 г. правительством РФ был внесен в Государственную Думу проект федерального закона, предусматривающий корректировку более 20 специальных законов в части порядка осуществления государственного контроля (надзора) в отдельных сферах (защита конкуренции, лицензирование, миграция, промышленная безопасность и т.д.). Его принятие позволит существенно систематизировать и упорядочить контрольную деятельность в данных сферах, обеспечит ее прозрачность и станет эффективным барьером для коррупции.
В ходе проводимого анализа контрольно-надзорной деятельности стало очевидным, что при общей положительной тенденции к снижению числа проверок в отношении субъектов бизнеса контролирующие органы в значительной степени сосредоточили свое внимание на проверках органов местного самоуправления и муниципальных образований, что в конечном итоге оказывает отрицательное воздействие на них и дестабилизирует их работу. При этом порядок проведения таких проверок и их учет действующим законодательством не регламентирован.
Учитывая положительный опыт применения закона о защите прав субъектов предпринимательства, Генеральная прокуратура вышла с предложением о распространении сферы его деятельности на органы местного самоуправления.
Реализуя предоставленные полномочия, органы прокуратуры на сегодняшний день являются серьезной гарантией защиты прав субъектов предпринимательства.
Вместе с тем мы находимся только в начале пути реформирования контрольно-надзорной деятельности. Правовое государство подразумевает под собой не только контроль за соблюдением законов гражданами и юридическими лицами, а также неотвратимость ответственности за их нарушение, но и социальную ответственность бизнеса перед обществом. Только при балансе этих усилий может быть создана благоприятная среда для развития бизнеса, как фундамента экономической стабильности развития государства.