Дверь для Узбекистана в ОДКБ не закроется навсегда

Полпред России при ОДКБ Игорь Лякин-Фролов рассказал "Интерфаксу" о работе и планах Организации

Дверь для Узбекистана в ОДКБ не закроется навсегда
Дверь для Узбекистана в ОДКБ не закроется навсегда
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 16 декабря. INTERFAX.RU – В преддверии саммита ОДКБ, который, как ожидается, пройдет в Москве 19 декабря, полпред России при этой Организации Игорь Лякин-Фролов отвечает на вопросы корреспондента "Интерфакса" Ксении Байгаровой.

- Сообщалось, что на предстоящем саммите ОДКБ будет принято решение о выходе Узбекистана из Организации. На Ваш взгляд, это решение будет бесповоротным, или дверь для Узбекистана все-таки останется открытой?

- В настоящее время завершается процесс согласования общей позиции государств-членов по данному вопросу. Соответствующее решение должно быть окончательно принято на саммите ОДКБ 19 декабря.

При выработке данного решения партнеры исходили из того, чтобы в нем были учтены интересы всех государств-членов и чтобы в случае изменения узбекских внешнеполитических ориентиров дверь для возвращения Ташкента в Организацию оставалась открытой. Если Узбекистан изъявит желание вернуться в ОДКБ, эта просьба будет рассмотрена в установленном порядке.

- Насколько повредит ОДКБ выход Узбекистана? Звучало мнение, что будет даже легче, поскольку Ташкент блокировал многие проекты…

- Следует сказать, что Узбекистан действительно воздерживался от участия во многих проектах ОДКБ, в частности, это касается сотрудничества в военной, военно-технической сферах, на афганском направлении. Незначительным был и вклад Узбекистана во внешнеполитическую координацию в рамках ОДКБ, да и по ряду других направлений он предпочитал занимать достаточно пассивную позицию. Мы с сожалением воспринимаем решение Узбекистана, однако я не думаю, что приостановление Узбекистаном своего участия в деятельности Организации оказало на ее работу какое-либо серьезное негативное влияние. Все запланированные программы и проекты продолжают эффективно осуществляться. Если и говорить об ущербе, то он скорее имеет политический характер как для имиджа ОДКБ, так и, возможно, для авторитета самого Узбекистана.

- Произойдет ли после выхода из Узбекистана усиление военного сотрудничества в рамках ОДКБ, против чего, как известно, выступал Ташкент?

- Укрепление силового потенциала ОДКБ, повышение эффективности противодействия угрозам и вызовам - это постоянная задача, стоящая перед ОДКБ. Именно с этой целью были созданы Коллективные силы оперативного реагирования (КСОР), Коллективные силы быстрого развертывания для центральноазиатского региона, миротворческие силы ОДКБ.

Центральной темой предстоящего саммита будет совершенствование в рамках ОДКБ военного сотрудничества. В ходе саммита будет принят ряд решений, направленных на дальнейшее укрепление его эффективности и укрепление силового потенциала ОДКБ. Эта задача для нас является приоритетной, в том числе и в связи с ситуацией вокруг Афганистана.

- Правильно ли считать ОДКБ своего рода конкурентом НАТО? Почему, на Ваш взгляд, НАТО отказывается от сотрудничества с ОДКБ?

- В ОДКБ никто не рассматривается в качестве конкурентов или противников. Напротив, мы готовы к взаимодействию с различными международными и региональными организациями, занимающимися вопросами безопасности. В последнее время ОДКБ вышла на уровень практического взаимодействия с ООН, ШОС, ОБСЕ и другими организациями. При этом мы не претендуем на какую-то истину в последней инстанции, а просто готовы к сотрудничеству.

О готовности ОДКБ сотрудничать с НАТО уже неоднократно говорилось на различных уровнях. В частности, в апреле этого года в Астане на заседании СМИД на этот счет было сделано отдельное заявление. В нем были обозначены конкретные направления, темы возможного сотрудничества с Североатлантическим альянсом. Прежде всего, это борьба с терроризмом, взаимодействие по афганской проблематике с точки зрения противодействия экстремизму, организованной преступности, наркотрафику, оказание в случае необходимости помощи гражданам различных стран в их эвакуациях из кризисных зон.

К сожалению, ответа на наш призыв до сих пор не получено. Здесь мне хотелось бы напомнить опубликованную в прошлом году в норвежской газете "Афен Постен" статью с выдержками из телеграммы посла США при НАТО относительно позиции Вашингтона по данному вопросу. В этой публикации была приведена следующая аргументация: США против усиления силового потенциала ОДКБ, поскольку, если он будет усиливаться, то ОДКБ превратится в определяющий фактор региональной безопасности в Центральной Азии, а позиции России в этом регионе и на постсоветском пространстве в целом будут укрепляться. Руководство США считает, что признание ОДКБ в качестве равноправного партнера сузит круг возможностей НАТО для проникновения в те регионы, на которые распространяется зона ответственности ОДКБ. Таким образом, узконациональные интересы Вашингтона здесь явно превалируют над интересами международного сообщества, в частности, в вопросе стабилизации ситуации в Афганистане.

- А насколько вообще Россию волнует присутствие Запада в Центральной Азии? Например, обеспокоены ли в Москве тем фактом, что параллельно с выходом из ОДКБ Узбекистан укрепляет отношения с США и НАТО?

- Практически все страны бывшего СССР, включая государства-члены ОДКБ, имеют соответствующие программы партнерства с НАТО, точно так же как и Россия имеет партнерские отношения с Альянсом. В рамках этих программ осуществляются контакты, сотрудничество в военной сфере. Мы к этому относимся спокойно. Суверенное право каждого государства определять свою политику, в том числе в военной сфере. Главное, чтобы эти мероприятия не входили в противоречия с теми обязательствами, которые вытекают из договоров, в частности, Договора о коллективной безопасности.

Что касается Узбекистана, то действительно сейчас часто тиражируются сообщения об активизации контактов Ташкента с НАТО и США. Но, насколько нам известно, такие контакты были и в прошлом и не вызывали тогда ненужного ажиотажа. Сейчас же, как мне кажется, некоторые СМИ начинают искусственно подогревать данную тему. По-видимому, это кому-то на руку. Мы не видим каких-то резких изменений в политике Узбекистана в том, что касается НАТО и США.

- США заинтересованы расширить военное сотрудничество не только с Узбекистаном, но и с другими государствами Центральной Азии в связи с завершением операции в Афганистане в 2014 году. Должны ли будут члены ОДКБ – Казахстан, Таджикистан и Киргизия - согласовывать с Организацией открытие новых американских или натовских военных баз, транзитных центров или других объектов военной инфраструктуры в случае принятия такого решения?

- Год назад был подписан Протокол о размещении объектов военной инфраструктуры третьих стран на территории государств-членов ОДКБ. Документ подписан семью государствами-членами ОДКБ, включая Узбекистан. Предусмотрено, что он вступит в силу после его ратификации четырьмя государствами. 20 ноября Россия ратифицировала этот Протокол, она была как раз четвертым государством. Таким образом, документ вступил в силу для тех государств, которые его ратифицировали, а именно для России, Белоруссии, Армении и Таджикистана. До сих пор его не ратифицировали Казахстан и Киргизия. Насколько нам известно, процесс ратификации в этих странах находится в завершающей фазе. В соответствии с этим Протоколом, в случае, если у государства возникают какие-то планы и намерения предоставить свою территорию для размещения объектов военной инфраструктуры третьих стран, то это может произойти только после консультаций с другими партнерами по ОДКБ, согласования данного вопроса и при отсутствии возражений со стороны всех государств-членов ОДКБ.

- Получается, Киргизия и Казахстан пока могут эти вопросы не согласовывать, раз они не ратифицировали протокол? Это вызывает какую-то настороженность в Москве?

- Озабоченностей на этот счет у нас нет. Россия тоже не сразу ратифицировала этот протокол – для этого потребовалось определенное время. Мы рассчитываем, и в этом нас заверяют наши киргизские и казахские партнеры, что процесс ратификации вскоре будет завершен.

- В целом, каким Вы видите вклад ОДКБ в поддержание стабильности в Афганистане после 2014 года? Какие именно действия предпримет ОДКБ, если после ухода МССБ усилится наркотрафик, повысится террористическая угроза со стороны Афганистана?

- Афганистан – это приоритетный вопрос для ОДКБ. Он обсуждается во время практически всех встреч и заседаний, которые происходят в рамках Организации. Разумеется, этот вопрос будет рассматриваться и на предстоящем саммите.

В прошлом году в ОДКБ был проведен анализ ситуации внутри и вокруг Афганистана, а также влияния этой ситуации на центральноазиатский регион и зону ответственности ОДКБ в целом. Такой анализ был проведен с участием различных структур государств-членов ОДКБ, и он будет представлен на рассмотрение глав государств. В нем содержатся также рекомендации и предложения о том, какие практические меры следует принять, чтобы исходящие из Афганистана угрозы снизить до минимума.

- И что практически могла бы сделать ОДКБ, к примеру, в военном плане? Ввести в Афганистан вооруженные силы?

- Нет. Этот вопрос не стоит. Перспективы осуществления каких-либо военных действий на территории Афганистана со стороны ОДКБ не рассматриваются.

Что мы можем сделать для преодоления существующих угроз и вызовов? Одна из основных задач – укрепление границ государств-членов ОДКБ, особенно тех, которые соприкасаются с Афганистаном.

- То есть, ОДКБ может послать пограничников на таджико-афганскую границу?

- Необязательно только пограничников. Большую роль могло бы сыграть укрепление технической оснащенности границ, материально-техническая поддержка таджикских пограничников.

В этой связи хотел бы напомнить, что недавно состоялась ратификация соглашения между Россией и Таджикистаном о сотрудничестве в области охраны границ. В нем предусматриваются конкретные направления взаимодействия, оказания помощи Таджикистану в укреплении границ. Для реализации данного соглашения в Таджикистане находится большая группа российских специалистов в области обустройства и охраны границ.

- То есть, Вы не исключаете, что в будущем возможно присутствие российских пограничников на таджико-афганской границе?

- Если к нам обратится таджикская сторона, то этот вопрос, наверное, мог бы быть рассмотрен. Инициатива должна исходить от таджикских коллег. Но пока об этом говорить рано.

- Какие еще конкретные шаги готова осуществлять ОДКБ для нейтрализации угрозы из Афганистана?

- Например, организация учений, в ходе которых отрабатывается взаимодействие различных компонентов КСОР. Проведение подобных акций, демонстрация силы и готовности ОДКБ эффективно противодействовать угрозам безопасности может иметь серьезное сдерживающее воздействие на те силы, которые могли бы вынашивать планы, угрожающие безопасности государств-членов ОДКБ.

В КСОР входят не только военные контингенты, но и подразделения специальных служб, конкретно задействованных на борьбу с терроризмом, наркотрафиком. Сейчас усиливается координация между силовыми ведомствами наших государств: ФСБ, разведками, антинаркотическими службами.

- Вы сказали, что ОДКБ не будет посылать миротворческие контингенты в Афганистан. Почему? Вообще, при каких условиях возможно применение силы со стороны ОДКБ?

- Во-первых для этого имеются объективные причины, связанные с нынешней реальной ситуацией в Афганистане. Во-вторых, в ОДКБ разработан свод правил, регулирующих порядок использования миротворческих сил, которые вряд ли в нынешних условиях применимы к такой стране, как Афганистан.

Вопрос о направлении миротворческих сил ОДКБ в Афганистан просто не рассматривается. Изначально должно быть обращение соответствующего государства. Кроме того, хотел бы обратить Ваше внимание также на то, что в ОДКБ, решение о задействовании миротворческих сил за пределами зоны ответственности Организации принимается только консенсусом и при наличии санкции СБ ООН.

- То есть, если Афганистан когда-нибудь обратится с такой просьбой к ОДКБ, теоретически возможно, что подразделения КСОР или миротворческих сил ОДКБ окажутся в этой стране?

- Теоретически возможно. Но в данный момент, с учетом той ситуации, которая складывается в этой стране, вопрос о применении сил ОДКБ в Афганистане не обсуждается.

- Получается, что использование миротворческих сил ОДКБ за пределами ее зоны ответственности возможно?

- Да, в принципе возможно, но еще раз повторяю, что для этого необходимо - обращение государства, которое хотело бы получить помощь, консенсусное решение стран-членов ОДКБ и соответствующая санкция Совета Безопасности ООН.

- Как Вы оцениваете миротворческий потенциал ОДКБ? Где в ближайшем будущем могли бы быть задействованы миротворческие силы ОДКБ?

- Они могли бы быть использованы в миротворческих операциях ООН так же, как это уже делается в случае с ЕС и Афросоюзом. У Евросоюза имеется соответствующее соглашение с ООН, фиксирующее механизмы участия ЕС в миротворческих операциях под эгидой ООН. Этот опыт заслуживает внимания. Мы могли бы тоже так делать. В настоящее время отрабатываем этот механизм с Секретариатом ООН.

В настоящий момент в КСОР входят около 20 тысяч человек, из них примерно половина из России. В состав миротворческих сил ОДКБ входят 4 тысяч человек. Они не сосредоточены в каком-то отдельном месте, а базируются на местах своей постоянной дислокации, но в случае необходимости могут быть переброшены туда, куда требуется.

Так что миротворческий потенциал у нас есть. В октябре в Казахстане были проведены учения миротворческих сил ОДКБ, продемонстрировавшие их высокую выучку и эффективность.

Сейчас вопрос стоит в том, как использовать этот потенциал на практике. Об этом как раз и идут консультации с ООН.

- Как далеко вообще может зайти военное сотрудничество в рамках ОДКБ? Если пофантазировать, к примеру, может ли в рамках ОДКБ быть запущен проект по созданию системы ПРО, аналогичный, к примеру, ЕвроПРО?

- Этот вопрос сейчас в Организации не обсуждается. Вместе с тем имеются планы о создании единой системы ПВО. При этом уже кое-что сделано на этом направлении. Создана единая российско-белорусская система. В заключительной стадии создания находится система ПВО России и Армении. Готовится также соглашение между Россией и Казахстаном о единой системе ПВО. Соглашение с Казахстаном предлагается взять за основу для создания единой системы ПВО для всей Центральной Азии. То есть другие государства – члены ОДКБ могут при желании присоединиться к договору и оказаться под общим "зонтиком" ПВО ОДКБ.

Что же касается вопроса ПРО, то мы регулярно информируем наших коллег по ОДКБ о ходе и содержании переговоров между Россией и США. В целом они поддерживают российскую позицию, и это отражено в ряде документов. Что же касается создания в рамках ОДКБ общей системы ПРО, то, думаю, говорить об этом в практическом плане было бы сейчас преждевременным.

Чемпионат Мира по футболу 2018
В РПЦ рост потребления алкоголя в 2018 году связали с ЧМ по футболуВ РПЦ рост потребления алкоголя в 2018 году связали с ЧМ по футболу
По данным ВЦИОМа, доля пьющих россиян выросла с 58% до 67%Подробнее
Путин в Кремле наградил членов сборной России по футболуПутин в Кремле наградил членов сборной России по футболу
Станислав Черчесов получил орден Александра НевскогоПодробнее
Финал ЧМ по футболу поставил рекорд по количеству телезрителейФинал ЧМ по футболу поставил рекорд по количеству телезрителей
Даже в России финал чемпионата посмотрело больше зрителей, чем матчи национальной сборнойПодробнее
Москва заработала на ЧМ по футболу около 13 млрд рублейМосква заработала на ЧМ по футболу около 13 млрд рублей
Таким образом, более чем наполовину окупилась реконструкция стадиона "Лужники", стоившая 25 млрд рублейПодробнее
Более 300 тысяч человек вышли на улицы Загреба встречать сборную ХорватииБолее 300 тысяч человек вышли на улицы Загреба встречать сборную Хорватии
Люди начали собираться в центре города еще со вчерашнего вечераПодробнее
Миллионы французов вышли на улицы отпраздновать чемпионство своей сборнойМиллионы французов вышли на улицы отпраздновать чемпионство своей сборной
Самые большие гуляния во Франции за последние двадцать летПодробнее
ЧМ-2018. ОбобщениеЧМ-2018. Обобщение
"Интерфакс" подводит итоги чемпионата мира-2018, завершившегося в России в воскресеньеПодробнее
Лучшие игроки ЧМ-2018 получили медали под проливным дождем в "Лужниках"Лучшие игроки ЧМ-2018 получили медали под проливным дождем в "Лужниках"
Дождь начался сразу после окончания финального матча, завершившегося победой сборной Франции над ХорватиейПодробнее
Плей-офф
1/8 финала
УругвайУругвай2:1ПортугалияПортугалия
ФранцияФранция4:3АргентинаАргентина
БразилияБразилия2:0МексикаМексика
БельгияБельгия3:2ЯпонияЯпония
ИспанияИспания1:1
(3:4)
РоссияРоссия
ХорватияХорватия1:1
(3:2)
ДанияДания
ШвецияШвеция1:0ШвейцарияШвейцария
КолумбияКолумбия1:1
(3:4)
АнглияАнглия
Четвертьфинал
УругвайУругвай0:2ФранцияФранция
БразилияБразилия1:2БельгияБельгия
РоссияРоссия2:2
(3:4)
ХорватияХорватия
ШвецияШвеция0:2АнглияАнглия
Полуфинал
ФранцияФранция1:0БельгияБельгия
ХорватияХорватия2:1АнглияАнглия
Матч за 3 место
БельгияБельгия2:0АнглияАнглия
Финал
ФранцияФранция4:2ХорватияХорватия
Групповой этап
Группа A
Команда И В Н П О
УругвайУругвай33009
РоссияРоссия32016
Саудовская АравияСаудовская Аравия31023
ЕгипетЕгипет30030
 
Группа B
Команда И В Н П О
ИспанияИспания31205
ПортугалияПортугалия31205
И.Р. ИранИ.Р. Иран31114
МароккоМарокко30121
 
Группа C
Команда И В Н П О
ФранцияФранция32107
ДанияДания31205
ПеруПеру31023
АвстралияАвстралия30121
 
Группа D
Команда И В Н П О
ХорватияХорватия33009
АргентинаАргентина31114
НигерияНигерия31023
ИсландияИсландия30121
 
Группа E
Команда И В Н П О
БразилияБразилия32107
ШвейцарияШвейцария31205
СербияСербия31023
Коста-РикаКоста-Рика30121
 
Группа F
Команда И В Н П О
ШвецияШвеция32016
МексикаМексика32016
Республика КореяРеспублика Корея31023
ГерманияГермания31023
 
Группа G
Команда И В Н П О
БельгияБельгия33009
АнглияАнглия32016
ТунисТунис31023
ПанамаПанама30030
 
Группа H
Команда И В Н П О
КолумбияКолумбия32016
ЯпонияЯпония31114
СенегалСенегал31114
ПольшаПольша31023
 
Последние новости