- Сейчас увеличилось количество политических партий, которые хотят участвовать в выборах. Аппараты для голосования в состоянии осилить столько? В ЦИКе рассматривались различные варианты избирательных бюллетеней. Какой из них наиболее оптимален? Как вообще адаптироваться к этой новой ситуации?
- В этом году политическая реформа затронула в большей степени КОИБы, при голосовании на которых используется бумажный бюллетень. Текущая версия комплекса может поддерживать до 63 кандидатов при размещении в трех колонках бюллетеня. При участии в выборах, например, 250 партий в соответствии с действующим законодательством длина бюллетеня может достичь шести метров. И организация голосования с такими бюллетенями, и подсчет голосов будут проблематичны. На каждом избирательном участке потребуются порядка 15 и более ящиков для голосования, а опустить бюллетень такой длины в переносные ящики для голосования вообще будет невозможно. Чтобы избежать подобной ситуации необходимо изменение самого бюллетеня, его формы и строк в нем, которые прописаны в ФЗ "Об основных гарантиях". ЦИК России разработаны и предложены три варианта бюллетеней. Все они прошли общественное обсуждение и направлены в Госдуму. Что касается КЭГов, которых сейчас насчитывается 1000 комплексов, то с ними проще, на нем голосуют по электронному бюллетеню. После применения на думских выборах 2011 года мы уже провели их доработку – они теперь многоязычные и умещают любое количество партий на так называемых экранных формах - страницах. Сейчас вы можете видеть, как в ЦИК идет их приемка. Они уже готовы к использованию на выборах, тем более что законодатель недавно отменил 1% ограничение по их использованию. - Какова ситуация сейчас? - Мы постоянно сталкиваемся с необходимостью доработки оборудования в соответствии с обновлением избирательного законодательства, требования которого должны быть жестко учтены. Как следствие – приостановили выпуск КОИБов. Все выполнение, включая финансовые затраты, организованно перенесли на 2013 год. В этом году мы ни одного КОИБа не сделали. Соответственно, график предельно уплотняется. В 2012 году нужно было изготовить 12 тыс. КОИБов, а теперь с учетом корректировки планов в будущем году нужно будет изготовить 20,5 тыс. комплексов. И стоит все это более 2 млрд. рублей. Чтобы произвести столько техники, нужно объявить конкурс. Что касается нас, то все крупные контракты в ЦИК России проходят экспертизу и общественное обсуждение. Однако при существующей системе госзакупок всегда есть риск, что та или иная компания, занизив стоимость, выиграет конкурс, а потом не выполнит сроки или условия технических заданий. В этих случаях мы их штрафуем со всей пролетарской суровостью. Например, один день просрочки при контракте в 100 миллионов рублей обойдется нерадивой компании в один миллион. В 2009 г. в бюджет было возвращено 6 млн. рублей по неустойкам, в 2010 г. – 70 миллионов. Но для нас это потеря времени. - И что предполагаете делать? Есть предприятия, мощности которых позволяют заняться такой работой. Но выполнение заказа потребует предельно напряженной работы, что называется, в три смены. Учтите, что нужно и время, которое уйдет на все предусмотренные законом конкурсные процедуры. И все это выпадает на будущий год. Так что курить бамбук не придется. - Как подвинуть законодателей к активности в отношении изменения закона? Действительно ли использованы все аргументы? Есть очень важные аргументы из практики. Взять, например, хорошо всем известные выборы в Химках. Ни одной жалобы на подсчет голосов не было. Были другие жалобы, что кого-то куда-то не пускали, но жалоб на подсчет голосов не было, ни одной. Я лично беседовал с некоторыми кандидатами, с тем же Митволем. Я его спросил, правильно ли посчитали голоса, и он мне говорит: "Да, машины посчитали правильно". На выборах 14 октября 2012 г. КОИБ применялись на 100% участках в Московской области, в Архангельской – на 56%, Калининградской – на 74%, Ярославской – на 58% и по мере наличия техники на местах, она использовалась в других регионах. Там где стоит техника, претензий нет. Человеческий фактор уже никакой роли здесь не играет. Что же о законе, то он в своем нынешнем виде отстает от уровня развития техники. Но повторю – все, что от Чурова и всей его команды, куда входит и Федеральный центр информатизации, зависело, уже сделано. Уверен, что и закон примут. Как бывалый производственник, переживаю только за время. Надо успеть уложиться к концу 2015 года. Иного не дано. - Геннадий Иванович, подобные процессы, как правило, проходят вполне комфортно, поскольку вопрос, судя по всему, чисто технический. В чем, собственно, проблема? - Программа рассчитана до 2015 года. Мы должны обеспечить новой техникой 66 тысяч избирательных участков. Весь процесс замыкается на участковом избиркоме, где пишется протокол, а затем этот протокол доставляется обычно в территориальную комиссию на коне, на машине, или пешком. Технически мы уже готовы обеспечить передачу электронного протокола в ТИК. И никуда ездить не надо. В участковой комиссии должен стоят АРМ, то есть автоматизированное рабочее место, откуда передается электронный протокол, удостоверенный электронными цифровыми подписями. Однако электронный протокол пока не имеет юридической силы. - А что с перспективой узаконить электронный протокол? - ЦИК уже неоднократно выходил и на Госдуму, и на иные организации, которые имеют право законодательной инициативы. Вот если бы электронный протокол был законодательно признан, как юридически значимый документ… В закон нужно выписать всего лишь одну строчку. - И когда же допишут? Ждем.