Москва. 21 января. INTERFAX.RU - В связи с инаугурацией президента США Барака Обамы на второй срок Игорь Иванов, бывший министр иностранных дел России, являющийся ныне президентом Российского совета по международным делам (РСМД), ответил на вопросы "Интерфакса".
- В Вашингтоне состоялась инаугурация президента Барака Обамы. Какие изменения во внешней политике США Вы предвидите во второй срок его администрации?
- Мы видим существенное обновление команды Обамы. Приходят новый Государственный секретарь, новый шеф Пентагона, новый директор ЦРУ. Все они хорошо известные политики, имеющие большой опыт в международных делах. Джон Керри – новый Государственный секретарь - один из признанных лидеров Демократической партии, от которой он выступал кандидатом на президентских выборах 2004 года. До последнего времени он возглавлял сенатский комитет по внешней политике, и, пользуется высоким авторитетом как в США, так и за рубежом.
- То есть серьезных сдвигов во внешнеполитической стратегии Вашингтона Вы не предвидите?
- В том, что касается общих подходов, идеологии внешней политики, основных приоритетов – радикальных изменений, скорее всего, мы не увидим. Но второй срок любого президента США всегда отличается от первого. В том числе и во внешней политике. Ведь на протяжении первых четырех лет пребывания у власти президенту постоянно приходится думать о переизбрании. А значит – маневрировать, идти на компромиссы с политическими оппонентами, оглядываться на общественное мнение. Второй срок – последний, у президента развязаны руки, и он должен показать все, на что способен. Я думаю, что внешняя политика Барака Обамы станет более активной, энергичной, а, возможно, в чем-то и более жесткой. Во время моей недавней беседы с Джоном Керри, он вполне определенно говорил о том, что "сейчас время не для громких заявлений, а – конкретных дел".
- Какие же ближайшие задачи будет ставить перед собой администрация США?
- Американцев по-прежнему беспокоит ядерная программа Ирана, остается неурегулированной ситуация в Сирии, нет прогресса в решении ближневосточной проблемы, сложным видится процесс вывода американских войск из Афганистана, особенно на фоне резкого обострения ситуации в Пакистане. Нельзя недооценивать конфликтного потенциала в американо-китайских отношениях. Да и с европейскими союзниками у США не все так просто. Все это говорит о том, что, претензии Вашингтона на глобальное лидерство будут подвергаться серьезной проверке.
- Можно ли утверждать, что "перезагрузка" в отношениях между Россией и США окончательно выдохлась? Чем Вы объясняете нынешние сложности в развитии российско-американских отношений?
- Я бы не стал говорить о том, что "перезагрузка" выдохлась. Она выполнила те задачи, которые были поставлены в 2009 г.: вывести наши отношения из тупика, куда их завела политика республиканкой администрации Джорджа Буша. За эти четыре года многого удалось достичь. Вспомним хотя бы договор СНВ-3, Соглашение по мирному сотрудничеству в ядерной области. Нельзя не признать, что администрация Обамы активно содействовала вступлению России в ВТО, притормозила процесс вхождения Грузии и Украины в НАТО, демонстрировала понимание позиций России по ряду важных для нас вопросов. Отражением улучшения климата в российско-американских отношениях стала договоренность о транзите через территорию России грузов для нужд армии США в Афганистане. Наряду с этими положительными моментами, разумеется, в наших отношениях было и остается немало проблем – достаточно вспомнить серьезные разногласия по ПРО.
Возвращаясь к "перезагрузке": считаю, что она, выполнив свою миссию, себя уже исчерпала. Если мы действительно хотим изменить характер российско-американских отношений - а я убежден, это отвечает интересам и России, и США - то настало время идти дальше, ставить более масштабные, амбициозные задачи.
- А чем Вы объясняете нынешние сложности в развитии российско-американских отношений?
- Наши отношения – как езда на велосипеде: чем медленнее едешь, тем больше риск упасть. На протяжении последнего года – прежде всего, в связи с политическими процессами внутри России и США – мы потеряли темп, а по целому ряду направлений – фактически забуксовали в нашем сотрудничестве. В этих условиях на первый план вновь стали выходить застарелые разногласия – по вопросам демократии и прав человека, суверенитета и "гуманитарных интервенций". Наверное, излишне напоминать, что и в Америке, и у нас есть силы, которые намного комфортнее чувствуют себя в атмосфере "холодной войны". Им была не по душе "перезагрузка", и они хотели бы вернуть всех нас в старый, давно ушедший биполярный мир.
- Есть ли объективные пределы ухудшения отношений между Россией и США? Может ли Россия обойтись без Америки и наоборот?
- Пределы ухудшения российско-американских отношений, конечно же, имеются. Об этом говорит и вся история наших отношений. Даже в периоды самой острой конфронтации стороны понимали, что есть "красные линии", которые не следует переступать. Сегодня же это еще более очевидно – в условиях обострения многих глобальных проблем и явного дефицита управляемости международной системы. Без сотрудничества между Россией и США труднее рассчитывать на успешное решение проблем глобальной стратегической стабильности и нераспространения ядерного оружия, эффективно бороться с международным терроризмом, гасить региональные конфликты и так далее. Поэтому никак нельзя согласиться с той точкой зрения, что Россия, мол, может обойтись без сотрудничества с Америкой, сосредоточившись на развитии отношений со странами Европы, Азии и другими партнерами.
- Где имеются нереализованные возможности развития российско-американских отношений, что практически можно было бы сделать в ближайшее время?
Думаю, что таких возможностей немало. Прежде всего, очень важно продолжить обсуждения вопросов сокращения стратегических вооружений, сохранить тот позитивный импульс, который создал Договор СНВ-3. Мы не так давно писали в совместной статье с бывшим Государственным секретарем США Мадлен Олбрайт о том, что Америке и России совсем не обязательно растягивать сокращения, предусмотренные Договором, до 2018 г. Их можно осуществить и раньше, подав тем самым позитивный сигнал. Одновременно нужно настойчиво искать развязки по проблеме ПРО – я уверен, что при наличии политической воли с обеих сторон выход из нынешнего тупика может быть найден.
Другая очевидная задача – взаимодействие с Вашингтоном (как и с другими нашими партнерами) по вопросу Афганистана. Очевидно, что ситуация в этой стране существенным образом изменится после вывода в будущем году сил международной коалиции, и нам нужно быть готовыми к этим изменениям. Есть большие нереализованные возможности активизации российско-американского сотрудничества в АТР, Арктике, в других регионах мира.
- И все же, вывод наших отношений на новую траекторию развития – дело весьма сложное и небыстрое. Есть ли надежда на то, что наши страны реализуют те возможности, о которых Вы говорили, в самом ближайшем будущем?
История наших отношений неоднократно демонстрировала, что преломить негативные тенденции возможно. Непременным условием для этого является непосредственная активная вовлеченность политических лидеров двух стран: если, как у нас говорят, "сверху" будет дан позитивный импульс для развития отношений, то многие проблемы, которые сегодня кажутся тупиковыми, найдут решение, отвечающее интересам обеих сторон. Хочу подчеркнуть – интересы России и США совпадают далеко не во всем, но принципиальных противоречий между нашими странами, которые были ли бы непреодолимыми, сегодня нет. А это значит, что политическая воля национальных лидеров способна обеспечить достижение конкретных результатов в очень сжатые сроки.
- Какую роль в развитии отношений могли бы сыграть общественные организации? Что планирует делать на этом направлении Российский совет по международным делам?
Мне кажется, что одна из самых сложных проблем в наших отношениях, которая мешает продвигаться вперед – это высокая степень недоверия друг к другу, поразительная устойчивость представлений и стереотипов "холодной войны". Пока мы не научимся доверять друг другу, уважать интересы друг друга, учитывать их в своей политике, мы не сможем добиться прорыва ни на одном из ключевых направлений, прежде всего в области безопасности. И здесь, наряду с огромной работой государственных структур, просто не обойтись без институтов гражданского общества. Как не обойтись и без подключения средств массовой информации, образовательных учреждений, профессиональных сообществ, деятелей культуры и искусства. Разгребать завалы "холодной войны" - дело кропотливое и небыстрое, работы хватит на всех.
Что касается Российского совета по международным делам, то мы планируем целый ряд двусторонних проектов с нашими американскими партнерами. Это касается и поиска альтернативных основ стратегической стабильности, и выявления возможностей для расширения российских инвестиций в США, и американских – в России. Интерес представляет сравнительный анализ российского и американского опыта решения миграционных проблем и борьбы с наркоугрозой и так далее Российский совет рассматривает американское направление одним из приоритетных в своей работе, и открыт к новым идеям и предложениям.