Москва. 19 апреля. INTERFAX.RU - Традиционный по итогам сезона экспертный совет, на котором министерство спорта РФ оценивает работу федераций и результаты, показанные сборными командами, у керлингистов еще впереди. В преддверие этого события президент Федерации керлинга России Дмитрий Свищев поделился впечатлениями от предолимпийского года с корреспондентом "Интерфакса" Павлом Астафьевым.
Сезоном он в целом удовлетворен, а свою главную задачу видит в том, чтобы подготовить фундамент для дальнейшего развития этого вида спорта - отечественных тренеров, резерв и инфраструктуру.
- Хотелось бы узнать ваше мнение о том, как прошел предолимпийский сезон, какие ожидания оправдались, какие - нет.
- Сезон показал неплохие результаты, хотя, конечно, они могли быть и лучше. На чемпионате мира в Риге девушки показали не все то, на что они были способны. Первая стадия была хорошей и сильной, но в концовке буквально один или два дня чемпионата были феерически провалены. Четыре игры были проиграны, а последний шанс наши конкуренты реализовали, а мы нет. Шестое место, с одной стороны, не так плохо. Наверное, это даже один из лучших результатов в истории российского керлинга, но хотелось бы большего. Пора уже.
- Окончательный план подготовки будет сформирован уже после экспертного совета, но между собой вы, наверное, уже обсуждали, что нужно менять и как?
- Уже сейчас идет коррекция плана следующего года. Тренерский совет ведь будет утверждать не только прошедший сезон, но и корректировать подготовку к новому. И тут нужно понимать, что в олимпийский год любая перемена значительна. Можно ошибиться в мелочи, и вся подготовка полностью рухнет.
- Касаясь результатов сборных, вы говорили о женской команде, но не сказали о мужской. Дисбаланс в результатах женщин и мужчин достаточно велик. Можно ли как-то изменить ситуацию, и с чем вообще это связано?
- Исторически так сложилось, что больше внимания уделялось женскому керлингу. Наверное, так было просто легче. В отсутствие денег, тренерских кадров и сил мужчинам просто уже ничего не оставалось. Когда мы нынешним составом пришли в федерацию, решили, что этот дисбаланс нужно стирать, разница ведь колоссальная. Мужской команды в тот момент, по сути, не было. Осталось немного денег, есть свободный тренер и пара часов на льду - пожалуйста, занимайтесь.
Мы же пригласили иностранных тренеров, обеспечили равное финансирование, и сейчас внимание мужчинам уделяется не меньше, чем женщинам. И это уже принесло свои плоды. Результаты юниорского чемпионата мира говорят сами за себя - ребята заняли второе место. На чемпионате Европы взрослая команда стала пятой и чуть-чуть не дотянула до первой четверки, а там, поверьте мне, можно было ждать от них реальных успехов. Плюс к этому они смогли попасть на чемпионат мира, а это дорогого стоит. Для дебютантов, только-только пришедших в мир большого керлинга, это отличный результат.
- Что же вы ждете от самой Олимпиады? Медали будут?
- Мы подавали в Минспорт свои планы и указали, что женская сборная войдет в тройку призеров. Не будет результата, сами должны уйти в отставку
- В последнее время стало принято приглашать иностранных тренеров. Вот и у вас женскую сборную возглавляет приезжий специалист, а в мужской работает тандем россиянин-иностранец. Насколько это необходимо?
- Если посмотреть на историю российского керлинга, а это начало 90-х годов, в нем работали самоучки, люди, вышедшие их других видов спорта, это была некая интеллигенция, которой хотелось чем-то заниматься, и они решили реализовать керлинг в России. У них были самодельные щетки и камни, лед из категории "как получится", сами рисовали круги. Эти люди инициировали спорт на бытовом уровне.
По сути, развитие керлинга началось с 1998 года, когда его впервые показали как олимпийский вид спорта. Только тогда на него обратило внимание руководство страны, Олимпийский комитет России и Минспорт. Конечно, у нас не было профессиональных тренерских кадров. Кто как видел, как чувствовал, так и развивал. Нужно снять шляпу перед людьми, которые привезли керлинг и сделали его спортом, но на сегодня этого недостаточно.
Два года назад было принято решение приглашать лучших иностранных специалистов и спортсменов для того, чтобы они подсказали то, что мы не умеем. Велосипед уже давно выдуман, у людей керлинг развивается уже 500 лет. Надо с ними советоваться, слушать, раскрыв рты, и внимательно записывать. Конечно, не все приняли эти нововведения. Были противники в тренерском совете, мол, мы и сами с усами. Но нам удалось побороть это противостояние, и теперь мы видим результат этой работы.
Мужчины раньше были в тридцатке лучших из, кажется, 35. В прошлом году стали 17-ми, в этом - 12-ми. Наши женщины сейчас на девятой позиции. Это позитивно. И достигнуто благодаря иностранным специалистам. Роджер Шмидт, к примеру, года три работал как консультант женской команды, а теперь мы его перевели на мужскую сборную. Томас Липс и Андерс Крауп также показали достаточно высокие результаты. Так что эксперимент удался, и мы надеемся продолжать работать с данными специалистами.
- Зачастую приглашение тренеров под задачу - в данном случае под Олимпийские игры, приводит к отсутствию их работы на перспективу. Как вы решаете эту проблему?
- Мы прекрасно понимаем, что эти финансовые возможности у нас есть, наверное, только до Олимпиады. Непонятно вообще, чем она закончится для президентов федераций. Мы все помним результаты Олимпийских игр в Ванкувере, когда всех неудачников выгнали метлой. Никто не говорит о том, что будет с нами, если мы плохо проведем турнир. Результата не будет, мы сами должны уйти в отставку. Значит, не справились, не оправдали доверия. И здесь как раз возникает вопрос, а что будет дальше: Олимпиада закончилась, тренеры разбежались, с чем мы остались.
Поэтому основная наша задача состояла в том, чтобы оставить наследие, в том числе тренерское. Под руководством иностранных специалистов у нас работает по два-три русских тренера, которые смотрят технологию, специфику, запоминают нюансы. Их задача состоит в том, чтобы, научившись всему и узнав секреты, продолжать работать в России. С тренерами сборных подписаны соглашения на проведение мастер-классов, тренингов и занятий для всех желающих. Крауп, к примеру, хороший айсмейкер и он учит наших специалистов готовить лед.
- Вы упомянули о наследии, которое должны оставить. Кроме подготовки тренерского резерва, вы имеете в виду центр керлинга в Сочи?
- Это сложный и дорогой объект, который дается нам очень тяжело, ведь в России его аналогов просто не существует. Нет их, наверное, и в мире. Есть похожий комплекс в Канаде, но он уже устарел, поэтому все, что сейчас творится на стройке "Ледяного куба" в Сочи - это событие вселенского масштаба. Применены совершенно новые технологии подготовки льда, климат-контроля, системы осушения, внедрена полная автоматизация всех систем комплекса. Кроме этого, максимально учтены требования по использованию ареной людьми с ограниченными физическими возможностями.
Президент Международного Паралимпийского комитета отметил, что в этом плане наш центр - один из лучших объектов в Сочи, что является определенным показателем. Конечно, были сложности, и мы не смогли его построить вовремя. Пришлось даже перенести один из турниров, но международные тестовые соревнования прошли по расписанию и на высоком уровне, что было отмечено Международной федерацией керлинга. Ее президент Кейт Кейтнесс вообще назвала наш центр лучшим в мире, а соревнования - одними из лучших. Ну а медали, завоеванные нашими ребятами на нем, лишь подтверждают то, что мы на правильном пути.
Что касается использования объекта после Олимпиады, то мы надеемся его сохранить. Как керлинг-центр он будет использоваться не в постоянном режиме, на нем будут проводить концерты, другие спортивные и культурные мероприятия, ведь его надо содержать.
- До сих пор мы обсуждали спорт высших достижений, а как идет работа в рамках развития массового спорта?
- Пропаганда массового спорта - одна из основных задач федераций, ведь только из него могут выйти спортивные группы, откуда идет резерв и юниорские команды, а там уже и сборные. До прихода нынешней команды о керлинге мало кто знал, и все думали, что это женский вид спорта. Мы с этой задачей справляемся, пропагандируем наш вид спорта, проводим турниры, занимаемся организацией детских школ и строительством площадок, обращаемся за поддержкой к губернаторам и спортивным руководителям.
Все это помогает появлению в секциях детей и подготовке резерва национальных команд. К настоящему моменту количество занимающихся керлингом людей выросло в шесть раз. Когда мы пришли, было 400 человек, сейчас - более 2,5 тысяч.