Москва. 8 сентября. INTERFAX.RU - Спецпредставитель президента по Афганистану, директор Второго департамента Азии МИД РФ Замир Кабулов рассказал в интервью корреспонденту "Интерфакса" Морозовой Дарье об итогах своей поездки в Кабул, проблемах российских инвесторов на афганском рынке, а также пролил свет на условия заключения с Ираном сделки по поставкам С-300.
- Замир Набиевич, какие вопросы были на повестке дня в ходе Вашего недавнего визита в Кабул?
- В центре обсуждения были вопросы экономического положения Афганистана, поскольку непосредственным поводом для моей поездки в Кабул было совещание старших должностных лиц по подготовке министерской конференции "Токийского процесса" – конференции, которая впервые состоялась в 2012 году в Токио и которая была посвящена, главным образом, вопросам международного экономического содействия Афганистану. Очередная Конференция состоится в Брюсселе в 2016 году, подобные заседания проводятся раз в два года. В ходе встречи в Кабуле обсуждались экономические вопросы. Могу признаться, что разговор был не самый веселый – поскольку экономика Афганистана теперь испытывает труднопреодолимые проблемы. Речь идет о том, что еще 5 лет назад в Афганистане радостно заявляли о том, что темпы роста ВВП страны составляют 12% в год, в прошлом году эта цифра достигла 3, 5% , а в текущем – 0, 5%. Подобная тенденция неутешительна: это стразу отразилось на поступлениях в афганский бюджет. Афганскому правительству необходимо срочно искать пути выхода из сложившегося положения, при том, что несколько лет назад звучали обещания, что Афганистан будет быстро развиваться и станет экономически самодостаточным государством. Пока эта перспектива не просматривается. В этой связи руководство страны хотело заручиться заверениями и обязательствами международного сообщества доноров о продолжении экономической помощи Афганистану. Сейчас перед этой страной стоит вопрос выживания, а не нацеленности на мощное развитие. В Афганистане наблюдается резкое ухудшение военно-политической обстановки: война внутри страны набирает обороты на фоне роста угроз не только с стороны движения Талибов, но и ИГИЛ. Все это наводит на грустные размышления. Этими проблемами нужно заниматься.
- Готова ли Россия на двусторонней основе предоставить экономическую помощь Афганистану, возможно, в виде кредитов?
- О предоставлении кредитов речь пока не идет: к нам с подобными просьбами пока никто не обращался. Сейчас мы говорим в первую очередь об инвестиционном участии России в афганской экономике: с такой просьбой к президенту России обращался лидер Афганистана. Россия не против, но, как раз об этом я говорил с президентом Афганистана Ашрафом Гани, российский бизнес, который готов вкладывать в Афганистан, несмотря на риски безопасности, сталкивается с целым рядом проблем, которые можно охарактеризовать как "нечестная конкуренция". В частности, наши компании, которых не так много на афганском рынке, заключают контракты с афганскими партнерами о выполнении проекта, который финансируется по линии Всемирного банка. Это касается поставок оборудования, машин, в том числе российских "КамАЗов", нефтепродуктов. Афганские партнеры российским компаниям впоследствии сообщают, что доноры, в том числе международные чиновники, прямо указывают, что при освоении приходящих из-за границы денег им надо воздерживаться от сотрудничества или приобретения товаров из России, Белоруссии, Ирана. Такие грязные приемы используют, к сожалению, иностранные партнеры, которые, с одной стороны, призывают Россию участвовать в проектах в Афганистане, а когда наши компании приходят, они сталкиваются с подобными обстоятельствами. Эти и другие факты я изложил президенту Афганистана, мы договорились, что российское посольство в Кабуле вместе с непосредственными подчиненными афганского президента все эти факты внимательно изучат, и в ответ будут приняты самые жесткие меры.
- Ранее первый вице-президент Афганистана генерал Абдул Рашид Достум просил Россию о военной помощи, в борьбе с ИГИЛ, готова ли Москва предоставить такую помощь? Обсуждался ли данный вопрос в ходе Вашего недавнего визита в Кабул?
- Вице-президент Афганистана генерал Достум действительно призывал Россию оказать такую помощь, но это далеко не первая подобная просьба. Ранее с аналогичным обращением выступал и президент страны Ашраф Гани, эта тема обсуждалась в июле текущего года в Уфе в ходе встречи афганского лидера с президентом РФ Владимиром Путиным "на полях" саммитов ШОС и БРИКС.
Одна из моих задач в ходе недавней встречи с президентом Афганистана в Кабуле состояла в том, чтобы обсудить некоторые детали этих договоренностей, которые были достигнуты между нашими президентами. Вопрос оказания военной помощи Афганистану прорабатывается российскими профильными ведомствами. Речь идет о поставках авиатехники, в частности, вертолетов, и другого военного имущества. Мы ( с президентом Афганистана – ИФ) обговорили те вопросы, которые должны обсуждать профильные специалисты обеих стран. Такое обсуждение в самом недалеком будущем состоится, рассчитываем, что результат его будет положительный.
- Как известно, ситуация на границе Афганистана и Таджикистана, являющегося членом ОДКБ, крайне неспокойна: обсуждали ли Вы в ходе встреч с афганской стороной вопрос обеспечения безопасности этой границы? Готова ли Россия оказать содействие афганской стороне в этом вопросе, усиливать вооруженные силы этой страны, чтобы обезопасить страны-партнеры по ОДКБ и свои границы?
- Вопросы укрепления границы обсуждаются на самом высоком уровне с руководством Таджикистана, и уже конкретные меры предпринимаются. С Афганским руководством речь идет о том, что для укрепления границы они должны использовать свои вооруженные силы, понимать те проблемы, которые возникают в афганском приграничье, они должны ликвидировать образовавшиеся очаги и сборища террористов, которые угрожают Таджикистану, и не только. Основная задача состоит в этом. Российская Федерация уже оказывала поддержку военным имуществом Министерству внутренних дел Афганистана, готова и дальше продолжать оказывать помощь. Но мы хотим видеть результат на границах наших союзников.
- Многие говорили, что "на полях" выставки МАКС – 2015 РФ и Иран все-таки заключат соглашение по поставкам С-300 Тегерану, на каком этапе сейчас находится это соглашение? Рассчитываем ли мы, что Иран отзовет иски в суд против России?
- Ранее вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин говорил, что возможность поставок Ирану С-300 обсуждается. О том, на каком этапе эта сделка находится сейчас, я не скажу, поскольку это является коммерческой тайной. Когда контракт будет подписан, об этом будет сообщено. Отзыв Ираном иска против России – непременное условие заключения контракта, без этого никакой сделки быть не может.