Москва. 11 сентября. INTERFAX.RU - Уполномоченный по странам Восточной Европы, Закавказья и Центральной Азии МИД ФРГ Андреас Пешке дал интервью руководителю внешнеполитической редакции "Интерфакса" Ольге Головановой, в котором разъяснил, в чем для Берлина сейчас главный вопрос в украинском урегулировании, сказал, что нужно для снятия санкций ЕС с России и прокомментировал внезапную проверку боеготовности российских ВС.
- Господин Пешке, на днях собиралась Контактная группа по Украине. Все ждут заключения соглашения по отводу оружия калибром меньше 100 миллиметров. Сторонами конфликта соблюдается режим прекращения огня. В этих условиях есть ли шанс на реализацию Минских договоренностей в срок – до конца года – и соответственно шанс на улучшение отношения между ЕС и Россией?
- Мы внимательно наблюдаем за тем, что происходит в Минске – это встреча Контактной группы и встречи рабочих подгрупп по политическим, гуманитарным, экономическим вопросам, а также по безопасности. Мы надеемся, что будет конкретный прогресс в рабочих подгруппах. Они должны заключить соглашение по отводу некоторых типов оружия калибром до 100 миллиметров. Я думаю, это будет важный шаг. Также значительным шагом было бы закрепление и продление режима прекращения огня, начавшегося 1 сентября.
Мы бы хотели надеяться, что вслед за соглашением по легкому оружию стороны могли бы реанимировать свои обязательства по отводу тяжелых вооружений и танков. Это был бы значительный шаг на пути к длительному и стабильному прекращению огня. Это то, на что мы рассчитываем. Кроме того, мы надеемся и на прогресс в работе других подгрупп, особенно в подгруппе по экономическим вопросам, где координатором является представитель Германии.
Мы надеемся, что через строгое соблюдение прекращения огня будет и политический прогресс. Следующий шаг – это местные выборы на Украине, а также в областях, которые сейчас контролируются сепаратистами. Я думаю, это (проведение выборов – ИФ) еще спорный вопрос. И я думаю, что все надеются, что удастся достичь согласия в подгруппе по политическим вопросам по модальностям проведения местных выборов.
"Минский календарь" действует до конца года. То есть большая часть обязательств должна быть выполнена до конца года. Это означает, что времени остается мало. Сейчас сентябрь. Остается 3,5 месяца. Необходимо упорно работать для реализации Минских соглашений.
Конечно, если будет достигнут прогресс в реализации Минских соглашений, у нас может быть прогресс и в других областях, то есть мы работаем над урегулированием конфликта в Восточной Украине. Но сейчас очень рано делать прогнозы, так как на руках остается много открытых вопросов.
- На днях президент Франции Франсуа Олланд заявил, что будет сам инициировать снятие санкций с России в случае продвижения вперед украинского урегулирования. Видит ли Берлин перспективу снятия санкций?
- То, что сказал президент Франции и что мы вместе говорим – это позиция Евросоюза, заключающаяся в том, что некоторые ограничительные меры увязаны с "минским календарем". Я думаю, что если будет достигнут значительный прогресс, связанный с минскими обязательствами, то, конечно, каждый возьмет это в расчет, когда придет время для ревизии санкционных мер.
Чем больше прогресса мы достигаем, тем более позитивно мы смотрим на снятие ограничительных мер. Они не самоцель, мы не хотим санкций. Это реакция на определенную политику. Если нам удастся добиться прогресса в урегулировании конфликта на Востоке Украины, то тогда мы сможем продвинуться и в вопросе снятия санкций.
- Какова вероятность, что санкции ЕС, введенные против России год назад, будут продлены в случае, если местные выборы в самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республиках не будут проведены одновременно с местными выборами в Украине?
- На Украине местные выборы пройдут 25 октября. Мы обсуждали вопрос о наблюдении за выборами в ОБСЕ. Что касается выборов на определенных территориях в Донецкой и Луганской областях, я думаю, самое важное сейчас выйти на согласованную всеми сторонами в рамках трехсторонней Контактной группы процедуру под эгидой ОБСЕ о том, как проводить выборы на этих территориях на Востоке Украины. Сейчас лидеры сепаратистов в одностороннем порядке продолжают готовиться к их собственным выборам 18 октября. Это создаст большую проблему, так как это не будет согласованной процедурой со всеми модальностями. И, это подорвет совместные обязательства, зафиксированные в Минских договоренностях.
Сейчас необходимо: первое – не проводить выборы 18 октября, второе - чтобы стороны сели за стол переговоров в подгруппе по политическим вопросам и, в первую очередь, договорились по всем параметрам организации местных выборов. Вопрос даты это не самый важный вопрос. Самый важный вопрос – провести совместную процедуру, с которой будут согласны все стороны.
- Считаете ли Вы, что Россия должна влиять на лидеров ДНР и ЛНР?
- Сложно делать прогнозы. Что нам всем очевидно, так это то, что Россия, имеет влияние на лидеров, и мы надеемся, что Россия может использовать свое влияние в позитивном ключе, чтобы эти люди пришли к компромиссу и не предпринимали никаких односторонних шагов. Думаю, это главный вопрос, который стоит на повестке дня и решение которого способствовало бы политическому урегулированию конфликта.
- Господин Пешке, не пора ли, по-Вашему, хотя бы отказаться от "черных списков", так как они доставляют дискомфорт международным отношениям? Особый резонанс имели препятствия в поездах спикерам обеих палат российского парламента за рубеж. Исключаете ли Вы такую ситуацию, в которой могут оказаться немецкие парламентарии. Кстати, они уже оказывались в подобных неприятных ситуациях.
- Никто не хочет санкций. Ограничительные меры, предпринятые Евросоюзом – реакция на определенную политику Россию. Мы все предпочли бы работать без этих мер, так как это на нас всех оказывает негативный эффект. Сейчас надо усердно искать политическое решение конфликта на Востоке Украины и добиваться прогресса и по другим вопросам.
- Недавно австрийский институт экономических исследований (WIFO) опубликовал данные о том, что ограничительные меры против России могут обойтись ЕС потерей 100 миллиардов евро и свыше 2 миллионов рабочих мест. Во сколько оценивают потери Германии на данный момент и на ближайшую перспективу?
- У меня нет конкретных цифр, но я могу сказать, что санкции негативно влияют на всех нас: и на Россию, и на нас. И что мы заметили: в течение последних двух лет, например, объемы торговли Германии и России значительно уменьшились. Это совсем не позитивное развитие событий. И мы должны создать позитивный политический климат, чтобы повернуть вспять эту тенденцию и при котором не нужны никакие ограничительные меры.
- Где и когда именно пройдет новая встреча в "нормандском формате" на уровне глав МИД? Готов ли Берлин предоставить "площадку"? Что необходимо сделать, чтобы эта встреча не была ради встречи?
- Германия, Франция, Россия и Украина несут совместную ответственность в этом процессе.
Я надеюсь, что встреча на уровне глав МИД пройдет в ближайщие дни, а затем, возможно, и встреча глав государств. Берлин всегда готов принимать такие встречи. Рассчитываем на конкретные и позитивные результаты.
- Разделяют ли в Берлине мнение президента соседней Польши о необходимости расширить "нормандский формат" по Украине за счет новых членов, в частности Польшу, других соседей Украины и США?
- Повторюсь, Нормандская четвёрка несёт особую ответственность наряду с Контактной группой с целью поиска политического решения конфликта на Востоке Украины. У нас проходят регулярные встречи, которые очень помогают. Я думаю, мы продолжим в таком же духе. Но это не исключает того, что мы также взаимодействуем с другими партнерами в других форматах и встречах, чтобы внести позитивный вклад в политическое урегулирование. Конечно, Польша, как Вы упомянули, и США – очень важные партнеры, и мы взаимодействуем с ними очень тесно.
- Будет ли продолжаться встречи лидеров Германии, Франции и Украины в трехстороннем формате?
- Это была не регулярная встреча. Это была встреча канцлера с двумя президентами, чтобы обсудить вопросы, представляющие взаимный интерес. Были сообщения об этой встрече, затем была информация о телефонном разговоре канцлера Меркель с президентом России и президентом Франции. Я думаю, что все виды контактов наряду с регулярным форматом важны, так как нужно вести диалог самым интенсивным образом.
- Некоторые официальные лица в России заявили, что многонациональные учения Sea Breeze в Черном море, в которых принимают участие, в том числе и военнослужащие из Германии, следует рассматривать как прямое участие США и НАТО в оперативно-стратегической и боевой подготовке вооруженных сил Украины. Как Вы это прокомментируете?
- Я не являюсь военным специалистом. Но я могу сказать, что нет ничего нового в контактах НАТО и Украины. Существует Комиссия НАТО-Украина подобно Совету Россия-НАТО. Украина - партнер альянса в рамках программы "Партнерство ради мира". Такого рода сотрудничество – это давняя практика. И я думаю, что нет причины, почему бы это не продолжать.
- Весной глава МИД Германии Штайнмайер заявлял о том, что Германия выступает за разморозку отношений между НАТО и Россией. Между тем, несколько недель назад канцлер Меркель заявила об отсутствии контактов между альянсом и Москвой. Почему так? Недавно в шести странах ЕС, в том числе Германии, были открыты командные пункты НАТО. Вовсю проводятся учения. В Польше и Румынии размещены многоцелевые истребители пятого поколения F-22 Raptor. К чему идет дело, по-Вашему? К чему готовится НАТО? Видите ли Вы угрозу в России?
- Что касается Совета Россия-НАТО, то он не созывается определенное время. Это последствие нынешней ситуации. Наша позиция такова, что нужно усердно работать для преодоления нынешней ситуации, чтобы оживить отношения НАТО и России. Потому что у нас осуществлялось полезное сотрудничество по борьбе с наркотрафиком в Афганистане, в других областях. Было бы лучше когда-нибудь для обеих сторон возобновить сотрудничество, но пока нужно создать для этого условия.
Мне бы не хотелось говорить об угрозе (со стороны России – ИФ), но в некоторых страна-членах НАТО есть чувствительные моменты. НАТО – это союз 28 стран с равными правами. Все должно браться во внимание всеми.
- Как Вы могли бы прокомментировать начавшиеся внезапно военные учения в России?
- Любая армия должна проводить учения. Иначе военные не будут готовы. Возможно, правильно здесь сказать, что если Россия увеличила военную активность и проводит учения, стоит ожидать ответа в виде увеличения военной активности НАТО и учений в альянсе. Возможно, это не совсем то, чего нам хотелось бы.
- Недавно Россия уведомила ООН о готовности обсуждать новый режим контроля над обычными вооружениями в Европе. Заинтересована ли в этом Европа?
- Что нам нужно особенно в нынешней ситуации, так это эффективный режим контроля над вооружениями, а в перспективе и сокращение вооружений. Мы были бы открыты любым предложениям, которые бы вели к обновленным усилиям по контролю за вооружениями и их сокращению. Потому что мы убеждены, что это отвечает интересам всех нас.
- Недавно канцлер Меркель заявила, что Россия могла бы сыграть важную роль в урегулировании конфликта в Сирии. Как в Германии оценивают идею президента Путина о создании широкомасштабного международного фронта для борьбы с "Исламским государством"? Была бы готова Германия принимать участие в нем и на каких условиях?
- Ситуация в Сирии катастрофична. Международное сообщество должно совместно найти эффективное решение в борьбе против "Исламского государства". Мы все в этом заинтересованы будь это Запад, другие страны региона, Россия, Китай. Это та область, где мы видим пространство для сотрудничества с Россией и это сотрудничество возможно. Мы видели это на примере иранской ядерной проблемы, когда мы вместе с Россией искали решение. Это хороший пример. Мы бы хотели использовать этот опыт, чтобы добиваться прогресса в урегулировании других международных конфликтов, таких, как сирийский.
- Как Вы могли бы прокомментировать ситуацию в Молдавии, где недавно проходили протесты и демонстрации? Не видите ли Вы в этом начало "цветной революции"?
- Мы видим в Молдавии демонстрации, люди выражают недовольство. Мы надеемся, что правительство Молдавии примет достаточные меры для устранения причин недовольства. Мы готовы поддерживать эффективные реформы в Молдавии для борьбы с коррупцией, плохим управлением. В конце концов, молдаване сами должны взять инициативу и предпринять правильные шаги. К тому же, в Молдавии уже есть замороженный конфликт, Приднестровье. Это тоже вопрос для Молдавии и региональной стабильности, и мы бы хотели видеть прогресс по этой ситуации. Мы также хотели бы использовать наше председательство в ОБСЕ в следующем году, чтобы помочь сторонам двигаться вперед.
- А что Вы думаете по поводу последних событий в Таджикистане?
- Мы пристально мониторим ситуацию и призываем к сдержанности все стороны.