Сапар Исаков: взаимоотношения с РФ имеют для нашей страны стратегическое значение

Руководитель отдела внешней политики аппарата президента Киргизии рассказал о нынешнем состоянии и перспективах сотрудничества двух стран

Сапар Исаков: взаимоотношения с РФ имеют для нашей страны стратегическое значение
Сапар Исаков
Фото: пресс-служба

Москва. 30 января. INTERFAX.RU - В марте 2017 года исполняется 25 лет со дня установления дипломатических отношений между Кыргызстаном и РФ, за эти годы страны создали солидную договорную базу как для развития двустороннего сотрудничества, так и для взаимоотношений на многосторонней основе. Руководитель отдела внешней политики в ранге заместителя руководителя аппарата президента Кыргызстана Сапар Исаков ответил на вопросы "Интерфакса" о нынешнем состоянии и перспективах сотрудничества Кыргызстана и Россией, а также на ряд других актуальных вопросов.

- Сапар Джумакадырович, как развивались отношения Кыргызстана и РФ в прошедшем году? Как сказалась на уровне взаимоотношений денонсация соглашений по строительству Верхне-Нарынского каскада ГЭС и Камбаратинской ГЭС-1?

- Взаимоотношения с Российской Федерацией имеют для нашей страны стратегическое значение во всех сферах жизнедеятельности. Россия является основным торгово-экономическим партнером Кыргызстана, кроме того мы на постоянной основе взаимодействуем по вопросам военно-технического сотрудничества. И, конечно, учитывая культурные и исторические связи, мы значительное внимание уделяем культурно-гуманитарному взаимодействию между нашими народами. В прошедшем году мы активизировали сотрудничество в торгово-экономической сфере с учетом интеграционных процессов.

В 2016 году, в рамках участия в заседании Совета глав государств СНГ, Кыргызстан посетил президент РФ Владимир Путин, также Кыргызстан дважды посещал председатель правительства РФ Дмитрий Медведев, в том числе с официальным визитом. Президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев дважды с рабочими визитами побывал в Российской Федерации.

В ходе встреч главы государства с руководством России обсуждался весь спектр вопросов двустороннего сотрудничества. При этом стороны еще раз подтвердили стратегический характер взаимоотношений, построенный на союзничестве и взаимной выгоде.

При этом считаю, что прекращение реализации проектов строительства Камбаратинской ГЭС-1 и Верхне-Нарынского каскада ГЭС (соглашения были денонсированы в январе 2016 года - ИФ) несущественно повлияло на взаимоотношения с Российской Федерацией. В данном вопросе мы исходили из необходимости скорейшей реализации данных проектов, которые для нас имеют приоритетное значение.

- Рассматривает ли кыргызская сторона новые возможности сотрудничества с РФ в энергетической сфере?

- На сегодняшний день мы активно работаем с российской стороной в вопросах топливно-энергетического сектора.

Компанией "Газпром" в Кыргызстане развернута полномасштабная работа по модернизации и расширению газотранспортной системы. Газификация страны даст значительный эффект как в экономическом плане, так и в социальной сфере.

Одновременно 6 июня 2016 года в Бишкеке было подписано соглашение между правительством Кыргызстана и правительством Российской Федерации о сотрудничестве в сфере поставок нефти и нефтепродуктов, которое урегулировало беспошлинную поставку нефтепродуктов из России в Кыргызстан.

- Какие направления сотрудничества с РФ кажутся вам перспективными в 2017 году? Есть ли какие-либо новые инициативы и проекты, в том числе по промышленной кооперации в сфере ВТС? А также промышленной кооперации в рамках членства стран в ЕАЭС?

- С учетом членства Кыргызстана в Евразийском экономическом союзе видится необходимым основной упор сделать на сотрудничестве в сфере торговли и привлечении инвестиций из Российской Федерации.

В этом контексте важно активизировать поставки сельхозпродукции на рынок Российской Федерации, как овощей и фруктов, так и переработанной продукции. В отличие от Казахстана, Россия открыла свой рынок для наших производителей животноводческой продукции. И в настоящее время около 20 предприятий из нашей страны имеют соответствующие сертификаты качества и могут поставлять свою продукцию на рынок ЕАЭС. При этом нам необходимо наращивать объемы поставляемой продукции без ущерба их качеству.

Необходимо также активизировать сотрудничество в швейной промышленности. За годы независимости кыргызские швейники устойчиво занимают ведущие позиции на рынке России. Данная тенденция должна сохраняться. Кроме того, среди приоритетных секторов экономики считаю необходимым наладить сотрудничество в обрабатывающей промышленности, горнодобывающей и металлургической промышленности, транспорте, развитии инфраструктуры и т.п.

Что касается военно-технического сотрудничества, то в данном направлении у нас сохранились определенные связи со времен Советского Союза. Предприятия, занятые в оборонной промышленности, заключают определенные контракты и работают с российскими заказчиками. В этом направлении есть видимые перспективы, которые, несомненно, надо развивать.

- Расскажите об условиях пребывания в КР объединенной российской военной базы, соглашение о которой начинает действовать с 29 января 2017 года? Президент Атамбаев заявил в декабре 2016 года, что по истечении срока соглашения, то есть через 15 лет, база может покинуть территорию КР, что вызвало неоднозначную реакцию экспертов. Какими вам видятся перспективы сотрудничества КР и РФ в военной сфере и в области обеспечения безопасности?

- Российская объединенная военная база на сегодняшний день располагается на территории Кыргызской Республики в соответствии с соглашениями о российских военных объектах, подписанными до 2003 года (Соглашения от 1993, 1994, 1995, 1997 гг.), и соглашением между Кыргызской Республикой и Российской Федерацией о статусе и условиях пребывания объединенной российской военной базы от 2012 года. Соглашение от 2012 года упорядочивает взаимоотношения между нашими странами по пребыванию всех российских военных объектов на территории Кыргызстана.

В статье 4 соглашения от 2012 года обозначена цель пребывания российских военных объектов на нашей территории, согласно которой они призваны обеспечить совместно с Вооруженными силами Кыргызской Республики защиту суверенитета и безопасности КР, включая противодействие актам вооруженного нападения со стороны международных террористических формирований.

При подписании в 2012 году соглашения об объединенной российской военной базе кыргызская и российская стороны договорились, что соглашения, подписанные до 2003 года, действуют до истечения срока, на который они были подписаны, то есть до конца января 2017 года, после чего полноценно вступает в силу соглашение от 2012 года. Данное соглашение вступает в силу 29 января 2017 года и действует в течение 15 лет, и автоматически продлевается на последующие 5-летние периоды, если ни одна из сторон не пожелает выйти из него.

Действительно, глава государства сказал о необходимости рассмотреть вопрос о дальнейшем пребывании объединенной российской военной базы на территории Кыргызской Республики по истечении срока действия соглашения от 2012 года. При этом президент подчеркнул, что республика должна стремиться самостоятельно обеспечивать свою обороноспособность и безопасность. В этом направлении ведется достаточно активная работа. Так, за прошедшие 5 лет была осуществлена кардинальная реформа Вооруженных Сил Кыргызской Республики, ведется работа по перевооружению армии и т.д.

Одновременно военно-техническое сотрудничество с РФ должно развиваться независимо от пребывания российских военных объектов. Сегодня все больше усиливается террористическая угроза. Процессы, происходящие на Ближнем Востоке и у границ Центральной Азии, создают предпосылки к более тесному сотрудничеству в сфере безопасности, в том числе и с Российской Федерацией.

- Кыргызстан почти полтора года является членом ЕАЭС, но пока это не принесло видимых позитивных результатов экономике страны. Каковы, на ваш взгляд, перспективы участия в объединении, и не может ли возникнуть такая ситуация, что если и далее не будут решаться проблемные вопросы, республика покинет Союз?

- Вхождение в ЕАЭС было обусловлено необходимостью развития производства в Кыргызстане и увеличения нашего экспортного потенциала с учетом достаточно большого рынка ЕАЭС, а также облегчения условий пребывания наших трудовых мигрантов. При этом мы всегда открыто говорили, что первые годы будут достаточно непростыми для нашей экономики, так как нам нужно было перестраивать ее с учетом реалий ЕАЭС.

За годы независимости у нас недостаточное внимание было уделено ветеринарному и фитосанитарному контролю, и это мы сейчас ощущаем.

Однако хотел бы заметить, что за достаточно короткий период времени нам удалось осуществить комплекс мероприятий по модернизации ветконтроля и выйти на стандарты Союза, о чем есть соответствующее заключение Евразийской экономической комиссии и российских специалистов.

К сожалению, еще не все партнеры по союзу готовы к открытой конкуренции в рамках объединения. В этой связи пока не снят ветеринарный контроль с Казахстаном и не признается наша система ветконтроля. По этой же причине есть вопросы к фитосанитарному контролю.

При этом я далек от мысли выхода Кыргызстана из ЕАЭС. Данное объединение достаточно молодое, и понадобится определенное время, чтобы страны "притерлись" друг к другу. Но уже сейчас очевидно, что пока не будут сняты все внутренние барьеры и изъятия, ЕАЭС не сможет конкурировать на мировом рынке.

- Прошедший в Санкт-Петербурге 26 декабря 2016 года саммит показал, что не все так однозначно в ЕАЭС. Президент Алмазбек Атамбаев заявил, что негативных моментов участия КР довольно много, лидер Белоруссии не приехал на встречу. В целом, на ваш взгляд, каковы перспективы существования ЕАЭС?

- Как я до этого говорил, для успешного развития и функционирования Союза его члены должны устранить все внутренние барьеры и изъятия. Нам необходимо научиться договариваться между собой. При этом нормы и правила, принятые в ЕАЭС, должны применяться ко всем одинаково.

К примеру, во всех странах союза разная ситуация с ветеринарным контролем и каждая страна сама должна обеспечивать безопасность экспортируемой на рынок Союза продукции с учетом определенных стандартов по ветеринарному контролю. Так записано в правилах Союза. Однако в отношении Кыргызстана это правило не действует, хотя минимальные требования мы выполняем.

Успех интеграционных процессов заключается в единообразном применении правил игры ко всем без исключения. Конечно, каждый пытается защитить себя в конкурентной борьбе за рынок, но это правила рыночной экономики и их надо соблюдать, а не пытаться различными способами строить барьеры. И такого рода барьеры не дают оснований полагать, что будущее союза будет успешным.

- В конце декабря 2016 года состоялся рабочий визит президента Атамбаев в Узбекистан. Одним из самых сложных вопросов в отношениях стран является наличие приграничных проблем. Каким может быть путь решения вопросов в определении линии границы, из чего будут исходить стороны, приступая к решению?

- Да, на сегодняшний день у Кыргызстана есть весьма сложные вопросы относительно границ. Поэтому решение вопросов делимитации и демаркации государственных границ Кыргызской Республики является одним из приоритетов политики государства. О значимости этих вопросов для Кыргызстана можно судить и по учреждению в рамках правительства специальной должности – специального представителя правительства по вопросам государственных границ. Руководство страны на сегодняшний день хорошо осведомлено о существующих проблемах и выражает политическую волю для их разрешения.

Это сложный клубок вопросов, который достался в наследство от истории. Есть вопросы, неразрешенные предыдущими властями КР, а есть и такие вопросы, которые остаются нерешенными со времен Советского Союза. Понимаете, границы – это очень чувствительная тема. Речь идет не о километрах или метрах границы, в каждом случае речь идет о судьбах людей, живущих на этой территории, или выращивающих урожай, или пасущих свой скот. В некоторых приграничных селах дома граждан двух приграничных стран стоят в шахматном порядке. И решение этих проблем будет вестись с учетом как интересов этих лиц, так и с учетом интересов государства в целом.

Важно отметить, что решение вопроса государственной границы дает стране перспективу динамичного развития, так как в будущем исключаются те или иные конфликты на границе, которые могут негативно сказаться на всем спектре отношений с соседними странами, в том числе по вопросам торгово-экономического, культурно-гуманитарного сотрудничества и т.д.

Хотел бы отметить, что в процессе переговоров по границе не может быть проигравших или победителей. Стороны должны вести переговоры на конструктивной основе, избегать ультиматумов, идти на взаимовыгодные уступки и даже принимать нестандартные решения. Уверен, что данный подход будет наиболее плодотворным и позволит решить раз и навсегда вопрос государственной границы.

- На чем будут сосредоточены основные ориентиры во внешней политике Кыргызстана в 2017 году?

- Внешняя политика, как и ранее, будет нацелена на поддержание благоприятных внешних условий для устойчивого социально-экономического развития страны. В целом будет продолжена работа по продвижению отечественных товаров на рынки других стран, привлечению инвестиций в Кыргызстан, защите прав и интересов граждан Кыргызстана за рубежом.

Могу сказать, что нас ожидает насыщенный год в сфере внешней политики.

Кыргызстан стал председателем в органах управления Евразийского экономического союза, данное обстоятельство предполагает проведение в республике ряда мероприятий, в том числе проведение Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств, Межправительственного Евразийского экономического совета на уровне глав правительств и заседаний Совета Евразийской экономической комиссии на уровне вице-премьер-министров. Председательство в Союзе дает определенные возможности, в том числе по определению основных ориентиров деятельности организации в текущем году. В этой связи видится необходимым нацелиться на дальнейшую работу по устранению барьеров в Союзе, а также провести работу по укреплению бизнеса в ЕАЭС.

В текущем году в Кыргызстане также состоится Саммит по сохранению снежного барса и Саммит совета сотрудничества тюркоязычных государств.

Как и прежде мы выступаем за углубление взаимовыгодных отношений с нашими соседними странами. За последнее время нам удалось сделать своеобразный прорыв во взаимоотношениях с Узбекистаном. Полагаю, что в данном направлении есть значительный потенциал, который следует использовать во благо наших народов.

Стратегическими партнерами для нас остаются Россия и Китай, с которыми поддерживаются тесные контакты по всем направлениям двустороннего взаимодействия.

В настоящее время у нас наладился устойчивый политический диалог с Европой и США. Активизировались контакты с арабскими странами, странами Юго-Восточной Азии.

По итогам государственного визита президента КР Атамбаева в Индию в декабре 2016 года достигнуты важные договоренности. Есть конкретные планы по дальнейшему развитию сотрудничества с Ираном, Японией, Республикой Корея.

Также будет продолжена активная работа с международными и региональными организациями.

Чемпионат Мира по футболу 2018
В РПЦ рост потребления алкоголя в 2018 году связали с ЧМ по футболуВ РПЦ рост потребления алкоголя в 2018 году связали с ЧМ по футболу
По данным ВЦИОМа, доля пьющих россиян выросла с 58% до 67%Подробнее
Путин в Кремле наградил членов сборной России по футболуПутин в Кремле наградил членов сборной России по футболу
Станислав Черчесов получил орден Александра НевскогоПодробнее
Финал ЧМ по футболу поставил рекорд по количеству телезрителейФинал ЧМ по футболу поставил рекорд по количеству телезрителей
Даже в России финал чемпионата посмотрело больше зрителей, чем матчи национальной сборнойПодробнее
Москва заработала на ЧМ по футболу около 13 млрд рублейМосква заработала на ЧМ по футболу около 13 млрд рублей
Таким образом, более чем наполовину окупилась реконструкция стадиона "Лужники", стоившая 25 млрд рублейПодробнее
Более 300 тысяч человек вышли на улицы Загреба встречать сборную ХорватииБолее 300 тысяч человек вышли на улицы Загреба встречать сборную Хорватии
Люди начали собираться в центре города еще со вчерашнего вечераПодробнее
Миллионы французов вышли на улицы отпраздновать чемпионство своей сборнойМиллионы французов вышли на улицы отпраздновать чемпионство своей сборной
Самые большие гуляния во Франции за последние двадцать летПодробнее
ЧМ-2018. ОбобщениеЧМ-2018. Обобщение
"Интерфакс" подводит итоги чемпионата мира-2018, завершившегося в России в воскресеньеПодробнее
Лучшие игроки ЧМ-2018 получили медали под проливным дождем в "Лужниках"Лучшие игроки ЧМ-2018 получили медали под проливным дождем в "Лужниках"
Дождь начался сразу после окончания финального матча, завершившегося победой сборной Франции над ХорватиейПодробнее
Плей-офф
1/8 финала
УругвайУругвай2:1ПортугалияПортугалия
ФранцияФранция4:3АргентинаАргентина
БразилияБразилия2:0МексикаМексика
БельгияБельгия3:2ЯпонияЯпония
ИспанияИспания1:1
(3:4)
РоссияРоссия
ХорватияХорватия1:1
(3:2)
ДанияДания
ШвецияШвеция1:0ШвейцарияШвейцария
КолумбияКолумбия1:1
(3:4)
АнглияАнглия
Четвертьфинал
УругвайУругвай0:2ФранцияФранция
БразилияБразилия1:2БельгияБельгия
РоссияРоссия2:2
(3:4)
ХорватияХорватия
ШвецияШвеция0:2АнглияАнглия
Полуфинал
ФранцияФранция1:0БельгияБельгия
ХорватияХорватия2:1АнглияАнглия
Матч за 3 место
БельгияБельгия2:0АнглияАнглия
Финал
ФранцияФранция4:2ХорватияХорватия
Групповой этап
Группа A
Команда И В Н П О
УругвайУругвай33009
РоссияРоссия32016
Саудовская АравияСаудовская Аравия31023
ЕгипетЕгипет30030
 
Группа B
Команда И В Н П О
ИспанияИспания31205
ПортугалияПортугалия31205
И.Р. ИранИ.Р. Иран31114
МароккоМарокко30121
 
Группа C
Команда И В Н П О
ФранцияФранция32107
ДанияДания31205
ПеруПеру31023
АвстралияАвстралия30121
 
Группа D
Команда И В Н П О
ХорватияХорватия33009
АргентинаАргентина31114
НигерияНигерия31023
ИсландияИсландия30121
 
Группа E
Команда И В Н П О
БразилияБразилия32107
ШвейцарияШвейцария31205
СербияСербия31023
Коста-РикаКоста-Рика30121
 
Группа F
Команда И В Н П О
ШвецияШвеция32016
МексикаМексика32016
Республика КореяРеспублика Корея31023
ГерманияГермания31023
 
Группа G
Команда И В Н П О
БельгияБельгия33009
АнглияАнглия32016
ТунисТунис31023
ПанамаПанама30030
 
Группа H
Команда И В Н П О
КолумбияКолумбия32016
ЯпонияЯпония31114
СенегалСенегал31114
ПольшаПольша31023
 
Последние новости