Москва. 5 марта. INTERFAX.RU - Глава комитета сената Франции по международным делам, обороне и вооруженным силам, бывший премьер-министр страны Жан-Пьер Раффарен, посетивший на этой неделе Москву, дал интервью внешнеполитическим корреспондентам "Интерфакса" Дарье Морозовой и Нине Яблоковой и рассказал о перспективах развития франко-российских отношений, а также о взгляде Франции на будущее сирийского урегулирования.
- Господин Раффарен, каков, на ваш взгляд, текущий уровень двусторонних отношений между Францией и Россией, как политических, так и экономических? Какой прогноз развития нашим двусторонним связям на 2017 год вы могли бы дать?
- Прежде всего, я хотел бы сказать, что в экономическом плане наши отношения развиваются позитивно, и французские предприниматели, которые работают в России, выражают по этому поводу свое удовлетворение. Что касается политического плана, то, действительно, наши отношения знали период некоторого охлаждения, и это охлаждение было связано с событиями на Украине и с определенными разногласиями, которые существуют между нашими странами по ситуации в Сирии.
Но, несмотря на это, я хочу отметить, что было бы неправильно ограничивать наши отношения теми разногласиями, которые сейчас имеют место. И поэтому мы намерены использовать как раз парламентский уровень сотрудничества для того, чтобы возвратиться к тому уровню наших отношений, который соответствует традициям франко-российского сотрудничества.
- К вопросу о санкциях: с приходом новой администрации США в СМИ появились сообщения о проработке Вашингтоном варианта одностороннего снятия ограничительных мер с Москвы. Насколько вероятно, на ваш взгляд, что ЕС, и Франция в частности, вслед за Вашингтоном также пересмотрит антироссийские санкции?
- По этому поводу я бы хотел подчеркнуть, что буквально некоторое время назад устами недавно назначенного госсекретаря США Рекса Тиллерсона Соединенные Штаты заявили, что они увязывают вопрос о снятии санкций с России с выполнением минских соглашений. Но при этом мы вполне допускаем, что в настоящее время очень трудно предугадать характер американской позиции, которую они займут в ближайшие месяцы.
Я также хотел бы подчеркнуть, что позиция Европейского Союза никоим образом не зависит от позиции Соединенных Штатов, это совершенно независимая позиция. И в этой связи следует отметить, что комитет французского сената по международным делам, который я имею честь возглавлять, выступает за постепенное и частичное снятие санкций с России в зависимости от прогресса по реализации минских соглашений.
- Как вы оцениваете российскую инициативу по проведению переговоров между делегациями правительства и оппозиции Сирии при участии РФ, Ирана и Турции, второй раунд которых состоялся в Астане? Российская сторона заявила, что этот формат открыт для присоединения других стран, готова ли Франция присоединиться, заинтересована ли в этом?
- Мы приветствуем эту инициативу, Франция всегда выступала за мирное урегулирование сирийского конфликта в рамках резолюций Организации Объединенных Наций, в частности, в рамках резолюции 2254. Любая инициатива, которая направлена на восстановление мира в этой стране, а для нас это – главная цель, вызывает нашу симпатию. В этой связи, если переговоры в Астане призваны ускорить мирный процесс, мы положительно к ним относимся. Хочу подчеркнуть, что Франция выступает за политическое урегулирование в Сирии и против решения конфликта военным путем.
Что касается участия Парижа, то Франция уже является достаточно активным участником группы стран, которые способствуют мирному процессу в Сирии и задействована в процессе демократического политического перехода в этой стране.
При этом я считаю, что женевский формат является наиболее подходящим для достижения соглашения между самими сирийцами, поскольку он позволяет всем заинтересованным сторонам сирийского конфликта найти точки соприкосновения и выйти на принятие новой конституции.
- Готова ли французская сторона помочь Сирии написать новую конституцию и, по примеру РФ, предоставить свой проект этого документа в помощь сирийцам?
- С этой точки зрения у нас нет ни амбиций, ни желания писать конституцию вместо самих сирийцев. Я считаю, что сами сирийцы должны разрабатывать главный закон своей страны. Естественно, мы готовы делиться опытом в этой области, но это касается в первую очередь самих граждан Сирии.
- Поддерживает ли Франция идею нового президента США о создании зон безопасности в Сирии? Может ли это, на ваш взгляд, стать выходом для урегулирования ситуации с беженцами из Сирии?
- Вы знаете, в нашей памяти еще свежи трагические события в Сребренице, поэтому с этой точки зрения мы с большой осторожностью относимся к идее создания подобных зон, ведь в условиях вооруженного конфликта очень тяжело обеспечить их безопасность.
Мы не против самой идеи о необходимости решать проблему внутриперемещенных лиц в Сирии, которые находятся в опасности из-за продолжающихся боевых действий. Но мы очень боимся, что, как и в Сребренице, подобные зоны безопасности могут оказаться настоящими ловушками для мирного населения.
- Как стоит воспринимать заявления главы французского МИД Жан-Марка Эйро о недопустимости кибератак со стороны РФ и попытках Москвы оказать давление на выборы? Готова ли Франция предоставить доказательства вмешательства в выборы, поддерживает ли сенат подобную риторику со стороны министерства иностранных дел?
- Я думаю, что подобное заявление связано с обеспокоенностью в связи с возможными кибератаками после попыток вмешательства в определенные избирательные процессы, которые происходят в некоторых демократических государствах. Однако традиция французского сената заключается в том, что мы очень осторожно относимся к обвинениям в адрес той или иной стороны. Я бы не стал сейчас рассуждать на тему того, кто является автором подобных кибератак, поскольку мы с вами знаем, что сейчас технически очень просто скрыть настоящих авторов, манипулируя различными процессами и действуя через третьи страны.
Но, поскольку подобная обеспокоенность существует, я думаю, что правильно, что по указанию президента Французской Республики в нашей стране были приняты определенные меры, чтобы защититься от подобных попыток вмешательства.
- На ваш взгляд, кого можно считать фаворитом предвыборной гонки во Франции?
- Итак, я бы все-таки с большой осторожностью сейчас давал прогнозы, потому что во всех демократических государствах сейчас происходят те процессы, которые показывают, что с определенной уверенностью ничего предсказать невозможно. Если вы хотите мое личное мнение, я считаю, что на предстоящих президентских выборах французы выберут смену курса, и в качестве представителя такой смены курса выступает кандидат от правых и центристов, я имею в виду Франсуа Фийона. Для меня он остается главным фаворитом на предстоящих президентских выборах. Что касается внешней политики, то в этом случае произойдет возврат к принципам голлизма, которые предполагают укрепление национальной независимости Франции в перспективе поиска мирного процесса во всем мире.
- Считаете ли вы, что в случае победы на выборах Фийона, произойдет некое потепление в отношениях с Россией?
- Я думаю, что в случае своего избрания господин Фийон будет развивать отношения со всеми крупными державами для того, чтобы эти отношения были прочными и стабильными. В этом контексте можно сказать, что в этом случае франко-российские отношения получат новый динамический импульс.
- Последний вопрос по Украине: как страна-участница "нормандского формата", обеспокоена ли Франция текущим обострением ситуации на юго-востоке этой страны – в частности, увеличением случаев нарушения режима прекращения огня?
- Да, мы весьма обеспокоены тем, что минские договоренности слишком медленно выполняются и практически заблокированы, поэтому еще раз мы призываем все стороны выполнять минские соглашения и этот призыв относится ко всем заинтересованным сторонам.