Москва. 5 марта. INTERFAX.RU - Лидер израильской оппозиции Ицхак Герцог в интервью корреспонденту "Интерфакса" Веронике Вишняковой рассказал о целях своего предстоящего визита в Москву, обозначил позиции по Ирану и Сирии, а так же палестино-израильскому урегулированию
- Господин Герцог, каковы цели вашего предстоящего визита в Москву? С кем у вас запланированы встречи, какие темы вы намерены обсудить?
- Мой визит-это часть усилий, направленных на то, чтобы представить наши взгляды и идеи российским властям. Меня пригласил глава комитета по международным делам Госдумы господин Слуцкий, и, конечно, мы говорили с премьер-министром Медведевым во время его визита в Израиль. Кроме того мой визит важен тем, что он направлен на то, чтобы представить как российским властям, так и общественности, идеи и взгляды моей партии, моего политического лагеря, который поддерживает решение палестино-израильского конфликта по принципу двух государств, которая продвигалась премьер-министром Рабином и премьер-министром Пересом, а так же другими известными лидерами; и конечно, он направлен на развитие взаимоотношений между мной, моей партией, и Россией.
- Какие еще темы будут затронуты?
- Есть много тем. Я думаю, что Россия играет очень важную, ключевую роль в нашем регионе, если не сказать больше. Я убежден, что в первую очередь нам необходимо обсудить Иран и ту опасность, которая исходит от его действий в регионе, направленных на радикализацию наций. Во-вторых, очень важно обсудить то, как мы можем продвинуться в урегулировании с палестинцами. Я выступил с новым планом, который содержит десять пунктов, который был основан на идее о новой возможности для региона. Конечно, мы обсудим ситуацию в Сирии и обменяемся мнениями на этот счет, а так же взаимодействие и взаимопонимание, которые могут быть достигнуты между Израилем и Российской Федерацией.
- Говоря об Иране, какие именно аспекты вызывают наибольшую обеспокоенность у вашей партии и вас в частности, особенно в контексте сирийского урегулирования? Как вы относитесь к возросшей роли Ирана в Сирии?
- Прежде всего, здесь есть два аспекта. С одной стороны Иран- это региональная сила, сфокусированная на стремлении обладать ядерным потенциалом, а с другой она не знает границ в распространении террора в регионе. Мы видим, что делает Иран с Хезболлой в Ливане и ХАМАСом в Газе, а также других местах. Это вопрос стратегического значения, и я убежден, что Россия прекрасно это понимает, поскольку является частью усилий по сдерживанию иранской ядерной деятельности. Кроме того существует вопрос Сирии. Я знаю, что российские войска в определенный момент покинут Сирию.
- В последнее время в СМИ появилась информация о том, что США хотят создать военный альянс на Ближнем Востоке, который объединит противоборствующие Ирану страны, в том числе Израиль. Министр обороны Израиля Либерман так же недавно выступил с подобной инициативой. Как вы оцениваете подобное предложение и каковы, на ваш взгляд, его перспективы?
- Я думаю, что в настоящее время это очень хорошая возможность для умеренной суннитской страны, которая противостоит таким угрозам как ДАЕШ (запрещенная в РФ организация ИГИЛ), и хотела бы взаимодействовать с другими умеренными и сильными силами в регионе и в мире. Говоря о регионе, я подразумеваю Израиль, а о мире – США, Россию, Европу и другие силы. Сдерживающие ДАЕШ и Иран. Как часть таких усилий они так же могут послужить платформой для новой инициативы по палестино-израильскому урегулированию, собрать всех партнеров вместе в одной комнате и попытаться выработать новые основные принципы для достижения мира между нами и палестинцами на основе принципа двух государств. Да, было обнародовано и подтверждено, что Джон Керри совместно с представителями Иордании, Египта и Израиля провел тайную конференцию в Акабе. Это стало основой для моих дискуссий с Нетаньяху о приходе в правительство. Я был готов рассмотреть это в рамках правительства национального единства с целью достижения мира и предотвращения дальнейшего кровопролития в регионе, а также возможности дать надежду для израильтян и палестинцев. К сожалению, Нетаньяху закрыл на это глаза, но я думаю, что возможность для этого все еще есть.
- То есть вы поддерживаете идею создания антииранского альянса?
- Я верю, что всем нам необходимо совместно работать для того, чтобы сдерживать Иран и его шаги. Мы обеспокоены его стратегическими целями в регионе и должны взаимодействовать с Россией, США и другими силами, особенно в контексте того, что ваша страна играет большую роль в регионе. Это необходимо обсудить.
- Как вы оцениваете взаимодействие России и Израиля по Сирии?
- Я думаю, что это очень важно. Как лидер оппозиции я полностью поддерживаю переговоры между премьер-министром Нетаньяху и президентом Путиным как и усиление взаимодействия и общих усилий, в частности визит премьер-министра Медведева был частью этих усилий. Я жду встречи с руководством Российской Федерации для обсуждения всех этих вопросов. Я думаю, что очень важно, чтобы мы пришли к дальнейшему пониманию и координации по всем фронтам. Мы очень обеспокоены активностью Хезболлы на юге Ливана. Мы не хотим дальнейшего ухудшения ситуации и нового кровопролития. Для этого нам нужно полномасштабное взаимодействие с Россией в частности и в Сирии.
- Израильские официальные лица выражали обеспокоенность деятельностью Хезболлы в Сирии и возможностью попадания в ее руки оружия. Разделяете ли вы эти опасения?
- Да, мы обеспокоены поставками оружия Хезболле. Я хотел бы более детально обсудить этот вопрос в публичной арене в рамках моих встреч.
- Как вы относитесь к идее создания бесполетной зоны в Сирии?
- Я уже долгое время поддерживаю идею создания бесполетной зоны в Сирии. Я думаю. Это один из вопросов для обсуждения.
- Около полугода назад Россия выдвинула инициативу по урегулированию палестино-израильского конфликта и предложила московскую площадку для проведения прямых переговоров между лидерами Израиля и Палестины, однако реализовать ее пока так и не удалось. В чем, на ваш взгляд, кроется причина?
- Я думаю, что эта инициатива приветствуется. Мне кажется, что в итоге международное сообщество совместно с ведущими странами региона должно работать над тем, чтобы посадить стороны за стол переговоров и начать обсуждение дальнейших шагов для установления мира без каких-либо предварительных условий. Надеюсь, что важный визит в Москву станет плодотворным и эффективным.