Москва. 31 октября. INTERFAX.RU - Норманская теория происхождения российского телекома теряет последних приверженцев. Процесс, начатый владельцами Tele2 и продолженный норвежским Telenor, хоть и неожиданно, но все же закономерно завершила шведско-финская Telia. Холдинг, стоявший у истоков создания "Мегафона", во вторник объявил о полном выходе из капитала компании. Теперь скандинавские мотивы - достояние мифов и легенд российской телекоммуникационной индустрии, а не ее настоящего.
Прощание с Россией
Прощание с Россией Telia начала готовить исподволь, в отличие от Telenor, прямо заявившего о предстоящей продаже доли в Vimpelcom. В конце 2015 года компания объявила о намерении сосредоточиться на развитии бизнеса в странах Северной Европы и Балтии и выходе из активов в макрорегионе "Евразия", в который входят "дочки" оператора на постсоветском пространстве и в Непале. Однако относительно "Мегафона" таких сообщений не было.
Но месяц назад Telia продала на бирже 6,2% акций "Мегафона" по 585 руб. за бумагу, а уже к концу октября решила избавиться от оставшихся 19%, продав пакет Газпромбанку . Цена сделки (60,4 млрд рублей, 514 руб./акция) соответствует дисконту на уровне около 10% к цене закрытия торгов на "Московской бирже" в понедельник.
До этих сделок Telia являлась вторым крупнейшим акционером "Мегафона", всего ей принадлежало 25,17% акций компании.
Опрошенные "Интерфаксом" аналитики в целом называются сделку "неожиданной" с той точки зрения, что Telia удалось быстро и целиком продать большой пакет одному инвестору. Другой скандинавский холдинг, Telenor, выходил из капитала VEON (бывший Vimpelcom) в течение двух лет и меньшими траншами.
Telia в своем сообщении напомнила, что Газпромбанк находится под секторальными санкциями со стороны ЕС и США, отметив, что режим ограничений сделка не нарушает.
Стратегический инвестор или посредник
Крупнейший акционер "Мегафон" - холдинг бизнесмена Алишера Усманова USM Group, ему принадлежит контрольный пакет в операторе (56,32%) - заявил, что рассчитывает на участие Газпромбанка в капитале сотового оператора в качестве стратегического инвестора. Более того, USM "предпримет все усилия для сохранения Газпромбанка в качестве стратегического инвестора оператора", говорится в заявлении холдинга.
В сообщении самого Газпромбанка отмечается, что вместе с другими акционерами компании будет выработан единый подход в отношении долгосрочной стратегии "Мегафона" и механизмов ее успешной реализации.
По условиям договоренности, сделка с Telia предусматривает шестимесячный lock-up период, в течение которого Газпромбанк обязался не продавать акции "Мегафона" за рядом исключений.
Однако аналитики сомневаются в Газпромбанке как в стратеге для "Мегафона".
"Газпромбанк является финансовым инвестором и, по нашему мнению, действует от имени стратегического. Думаю, что стратегическим инвестором может быть USM Holding, который уже владеет 56% акций компании", - полагает аналитик "ВТБ Капитала" Иван Ким. "Газпромбанк в первую очередь финансовый инвестор, его нельзя назвать стратегическим", - соглашается старший аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин.
Кроме того, аналитики не уверены в долгосрочном интересе Газпромбанка к активу. Среди возможных причин такой сделки они называют потенциальную перепродажу пакета USM или полную или частичную продажу пакета. В целом, покупка операционной компании за такую сумму нехарактерна для коммерческого банка, отмечают опрошенные эксперты.
"Дисконт в 10% примерно соответствует ставке межбанковского рынка за год, явно пакет приобретается с дальним горизонтом от полугода до года, но не больше. С очень высокой вероятностью Газпромбанк не задержится более чем на год. Это не профильное направление для банка. К тому же для банковского сектора есть возможность зарабатывать на основном виде деятельности, банковская маржа высока сейчас. Очевидно, что это временная ситуация", - считает аналитик "Открытие Брокер" Тимур Нигматулинн.
Однако в случае, если Газпромбанк действительно намерен задержаться в капитале "Мегафона" больше чем на год, то очевидно, что банк будет заинтересован в больших дивидендах, что не стыкуется с недавним заявлением председателя совета директоров компании Ивана Стрешинского, представляющего интересы группы USM. Он заявил в интервью "Коммерсанту", что "Мегафону" нужно инвестировать в развитие, а не платить дивиденды, вызвав тем самым падение котировок оператора незадолго до объявления о сделке Газпромбанка с Telia.
Куда уходят скандинавы
Шведская компания Telia и финская Sonera вошли в число первых инвесторов "Мегафона" в 2001 году, тогда они вместе контролировали около 43% оператора. Позже бизнесы двух компаний были объединены в единую структуру - TeliaSonera. Из череды акционерных конфликтов TeliaSonera вышла с долей в 35,6%, а крупнейшим акционером компании стал Алишер Усманов. В ноябре 2012 года "Мегафон" провел IPO, после которого доля TeliaSonera снизилась до 25,17%.
Иностранные компании приходили в Россию в поиске роста, которого на их собственных рынках уже невозможно было достичь, и уход такого старейшего игрока, как Telia - естественный шаг в условиях насыщения российского рынка, считает аналитик "Уралсиба" Константин Белов. "Сейчас период роста российского телекома, как и телекома на других развивающихся рынках, прошел вместе с ростом проникновения мобильной связи и замедлением роста доходов, поэтому уход крупных иностранных инвесторов - неизбежность", - добавил он.
Другой скандинавский холдинг Telenor недавно завершил процесс выхода из капитала VEON, головной компании российского оператора "Вымпелком" .