Москва. 14 ноября. INTERFAX.RU - Изобразительное искусство должно воспевать красоту и гармонию мира, вызывать чувство радости и умиротворения - таково творческое кредо известного московского живописца, Народного художника РФ, академика РАХ Дмитрия Анатольевича Белюкина, чья персональная выставка "Время собирать камни" открывается в залах Академии художеств в Москве 15 ноября. Перед открытием выставки Дмитрий Белюкин ответил на вопросы корреспондента "Интерфакса".
- Ваш творческий диапазон очень широк – от исторической картины, портрета и пейзажа до книжной иллюстрации, а выставочный фонд насчитывает более 800 произведений. Понятно, что залы Академии художеств не могут вместить все эти работы. Что вы показываете в этот раз?
- В экспозиции представлено около 200 живописных работ, большая часть которых созданы за последние 5 лет, а некоторые из них будут показаны впервые. Например, монументальный триптих "Иерусалим. Рассвет" был написан специально к этой выставке. Несколько лет я вынашивал эту идею, во время многочисленных посещений главного города Святой Земли делал разные этюды, затем работал над эскизами, выстраивал композицию на картоне, "подход к холсту" несколько раз откладывал, что-то не складывалось. А потом раз – и за неполных 3 месяца написал. Получилось чисто по-русски: "долго запрягал, но быстро поехал". Часть представленных в экспозиции картин созданы по материалам моих многочисленных поездок на Афон – я посещал Святую Гору 8 раз. Зрители увидят также российские пейзажи, работы моего европейского цикла, несколько исторических картин.
- Вас считают родоначальником белогвардейской темы в российском изобразительном искусстве. Монументальное полотно "Белая Россия. Исход." стала хрестоматийным, ее показывают во всех телепрограммах про Белое движение. Нынешний год – год столетия Октябрьской революции в России. Почему на выставке представлена только одна работа по этой тематике – "Осколки"?
- Я пошел на это сознательно. Моя нынешняя выставка называется "Время собирать камни…". Работы белогвардейского цикла рассказывают о постреволюционных событиях в России. Убежден, что любая революция только "разбрасывает камни", я же призываю их "собирать". Что касается картины "Осколки", то на ней изображен сидящий рядом с развалинами дворянской усадьбы крестьянский мальчик, который пытается сложить из осколков разбитую тарелочку. Думаю, что написанная 20 лет назад, эта картина не потеряла актуальности и сегодня. Лично я считаю, что "собирать камни" нужно во всех сферах общественной и духовной жизни. Это касается и целой страны, и отдельной семьи, и отдельного человека.
- Вы являетесь убежденным приверженцем классической школы живописи. Чтобы хорошо овладеть классической системой изобразительного искусства, надо учиться долго и трудно. Кого вы считаете своими главными учителями?
- Своим главным учителем и в творчестве, и в жизни я считаю своего отца Анатолия Ивановича Белюкина, он был художником – иллюстратором. Заметив еще в раннем детстве мою любовь и способности к рисованию, он всячески стал их развивать. Свои первые этюды я сделал вместе с отцом. К тому же у моих родителей была огромная библиотека с большим количеством книг по искусству, что, естественно, повлияло на мое общее развитие. Я прислушивался к советам отца до последних дней его жизни (Анатолия Ивановича Белюкина не стало в 1999 году - ИФ). Так что он был моим первым и последним учителем. Считаю свою семью фундаментом моего формирования как художника. Большое влияние на меня оказал также Илья Сергеевич Глазунов, у которого я учился в мастерской портрета в Суриковском институте.
- Сейчас уже мало кто помнит, что до того, как создать всем теперь известную Академию живописи, ваяния и зодчества Илья Сергеевич Глазунов, недавно покинувший нас, был профессором МГХИ имени Сурикова. Каково было учиться у Глазунова?
- Мастерская Ильи Сергеевича Глазунова считалась очень престижной, и учиться там хотели очень многие абитуриенты. "Шеф", так мы называли нашего учителя, лично отбирал своих будущих студентов, например, на моем курсе, а я поступил в институт в 1980 году, учились 8 человек. Илья Сергеевич считал, что настоящий художник должен уметь все: написать портрет, иллюстрировать книги, создавать тематические многофигурные композиции, расписывать залы и плафоны, оформлять театральные спектакли и даже лепить. Скажу честно, учиться было тяжело: в работе и служении искусству Глазунов не щадил ни себя, ни своих студентов. Он заставлял нас трудиться сутки напролет: копировать великих мастеров в Эрмитаже и Третьяковской галерее, рисовать, читать книги по изобразительному искусству. Порой давал очень трудные, даже невыполнимые задания, возил на практики и пленэры. Иногда я уставал так, что засыпал в метро, а проснувшись, не мог сообразить в институт я еду или из института. Глазунов развивал и общую нашу культуру, у него была огромная библиотека, он заставлял нас много читать, мне он, например, привил любовь к Достоевскому. Примечательно, что только для студентов мастерской Ильи Сергеевича в институте был введен специальный предмет "Изучение Ветхого и Нового заветов". Это в советское атеистическое время! Но Глазунов убедил руководство института, что изучение этого предмета необходимо для того, чтобы "студенты понимали, что нарисовано на картинах западноевропейских классиков". Что говорить, человек был в высшей степени незаурядный.
- В ваших произведениях явно прослеживается православная идеология. Вы считаете, что искусство должно быть идеологизированным?
- Скорее нравственно ответственным. Художник должен отдавать себе отчет в том, что он делает, какой посыл он отправляет зрителю и какие это может иметь последствия. Лично я разделяю и, если хотите, отстаиваю идеологию безусловной красоты, гармонии и радости.