Москва. 13 ноября. INTERFAX.RU - Ежегодное повышение содержания серы в российской нефти вызывает озабоченность европейских потребителей, несмотря на стабильные объемы поставок в западном направлении. "Транснефть" мониторит качество сырья, сдаваемого в трубопроводную систему, но варианты решения проблемы и сроки принятия мер по этому вопросу должно определить Минэнерго РФ, сообщил в интервью "Интерфаксу" вице-президент трубопроводной монополии Сергей Андронов.
- Насколько критична, по мнению "Транснефти", ситуация с повышением уровня серы и плотности Urals, поставляемой в Европу? В чем ее причина? Насколько вырастет уровень серы и уровень плотности нефти в 2018-2019 годах, каковы прогнозы на перспективу?
- Мы выделяем три основные причины, которые влияют на изменение качественных характеристик нефти в системе. Первая - безусловно, это прирост сдачи высокосернистой нефти в систему "Транснефти", так за период с 2014 по 2017 гг. он составил порядка 5 млн тонн. Вторая - снижение объемов переработки высокосернистой нефти на НПЗ России в объеме на уровне 4,5 млн тонн за этот же период. Но основным фактором является планируемое отвлечение порядка 12 млн тонн, начиная с 2018 года, с запада на восток, в связи с необходимостью выполнения обязательств по контрактам, подписанным в рамках исполнения межправительственных соглашений между РФ и Китаем.
Согласно прогнозу, представленному компанией в министерство, в 2018 году показатель по сере в направлении Приморска изменится до 1,63%, Новороссийска - до 1,55%, Усть-Луги и "Дружбы" - до 1,8%. Что касается текущего года, то мы выдержим параметры, установленные в схеме нормальных грузопотоков на 2017 год: по "Дружбе" до 1,63-1,65%, Новороссийск - 1,5%, Приморск - 1,53%, Усть-Луга - 1,65%.
Что касается перспективы, то это увязано с решениями, которые могут быть приняты нашим профильным министерством.
- По-прежнему ли "Транснефть" в долгосрочном периоде сможет гарантировать качество нефти в направлении Приморска на уровне, прописанном в спецификации фьючерсного контракта на Urals - 1,6%?
- При условии выполнения нефтяными компаниями своих среднесрочных заявок на сдачу нефти в систему "Транснефть" мы не видим каких-то значительных рисков, способных повлиять на превышение данных параметров, указанных в спецификации. Но, к сожалению, не всегда грузоотправители выполняют взятые на себя обязательства по сдаче нефти. В качестве примера - невыполнение сдачи заявленных объемов в систему в 2017 году по нефтепроводу Заполярье - Пурпе, добываемых в Республике Коми. По официальной информации АО "СПбМТСБ", качественные характеристики российской экспортной нефти, поставляемой во исполнение фьючерсного контракта на нефть сорта Urals - Приморск, должны соответствовать требованиям нефти класса 2 типа 2 группы 1, определенным в государственном стандарте РФ "Нефть. Общие технические условия. ГОСТ Р 51858-2002" (1,8% по сере) и параметрам, обозначенным схемой нормальных грузопотоков (до 1,55% на 2017 г.). Второй параметр может быть изменен с учетом увеличения показателя по сере на вышеуказанном потоке. Как мы видим, определенный запас на этом направлении еще есть.
- Удастся ли сохранить сорт Siberian Light с серой 0,6% и при каких условиях?
- За последние несколько лет объем экспорта нефти сорта SibLight стабилизировался на уровне 6 млн тонн в год. С учетом существующей ресурсной базы малосернистой нефти мы не видим предпосылок к превышению содержания серы данного сорта более 0,6 % в среднесрочной перспективе.
- Как повышение серы в системе отражается на внутреннем рынке? Какие российские НПЗ готовы принимать нефть с большим содержанием серы и в каких объемах?
- Согласно поручениям правительства и министерства энергетики, весь прирост высокосернистой нефти направляется в экспортные грузопотоки при сохранении качественных характеристик на НПЗ РФ на уровне показателей 2014 г. Качество нефти, поставляемой на российские НПЗ, на данный момент стабильно. При этом в прогнозном расчете качества нефти заложено увеличение содержания серы с 2018 года, на Туапсинском НПЗ - до 1,3% и на ТАНЕКО - до 1,84%.
- Участились ли жалобы со стороны потребителей российской нефти в Европе? Для каких европейских заводов это критично?
- На ухудшение качества Российской экспортной нефти сорта Urals неоднократно обращали внимание как производители нефти, так и зарубежные потребители через Международную ассоциацию транспортировщиков нефти (МАТН). Этот вопрос - один из основных в повестке дня ассоциации. Так, в 2017 году от имени МАТН направлено два обращения в адрес Минэнерго РФ по проблеме ухудшения качества нефти, поставляемой в Европу по нефтепроводу "Дружба".
"Транснефть" информирует коллег на заседаниях МАТН о прогнозах изменения качества нефти. В этом плане наши партнеры получают достаточно оперативную информацию.
- Какой прогноз по сдаче высокосернистой нефти в систему "Транснефти" до 2020 года?
- С учетом имеющегося прогноза, уровень сдачи высокосернистой нефти в систему "Транснефти" составит в 2018 г. 87,5 млн тонн, в 2019 г. - 88 млн т, в 2020 г. - 88,5 млн т.
- Какие варианты решения проблемы предлагаются? На каких направлениях можно увеличить поставки сернистой нефти?
- На самом деле, вариантов не так много. Первый - это возможное выделение высокосернистого потока, как мы уже предлагали, в направлении порта Усть-Луга в объеме до 36 млн тонн в год. И второй - это частичное перераспределение высокосернистой нефти в восточном направлении до показателей 0,65% по сере для экспорта и до 0,75% при поставках на НПЗ РФ, определенной Схемой нормальных грузопотоков.
- То есть пока Минэнерго по-прежнему не готово поддержать ваши предложения по выделению отдельного сорта Urals heavy?
- Минэнерго регулярно получает от нас необходимую информацию по изменению качества нефти в системе. Создана постоянно действующая рабочая группа по вопросу качества, которую возглавляет заместитель министра Кирилл Молодцов и в которую, помимо "Транснефти", входят представители нефтяных компаний. Надеемся, что по итогам работы будут приняты необходимые решения по стабилизации качества нефти, сдаваемой в систему.
- Считаете ли вы, что идея Минэнерго об организации поставок высокосернистой нефти по железной дороге в Белоруссию в объеме 4 млн тонн в год спасет ситуацию?
- Действительно, данный вопрос обсуждается министерством. Со своей стороны, мы подтвердили техническую возможность отгрузки с "трубы на колеса" в объеме до 4 млн тонн в год. Но это решение за Минэнерго и грузоотправителями, а также принимающей стороной.
- Как относится "Транснефть" к возможности увеличения транзита через Казахстан в Китай с 10 до 18 млн тонн, видит ли компания дополнительные риски в части качества нефти в системе?
- Безусловно, увеличение транзита российской нефти через территорию Казахстана и далее в Китай и страны СНГ с существующих 11 млн тонн до 18 млн тонн станет дополнительным "отягчающим" фактором в вопросе поддержания качества сырья, поставляемого на экспорт в западном направлении. Это связано с отвлечением дополнительных 7 млн тонн сернистой нефти с качеством по сере до 1,5%, которая также используются в процессе поддержания качества нефти.
Для увеличения пропускной способности нефтепровода до 18 млн тонн в год на российском и казахском участках необходимо проведение технических мероприятий стоимостью порядка 11 млрд рублей, а также определение источника финансирования. В случае положительного решения, реализация этого проекта может занять от трех до четырех лет. Ну и, конечно, тоже немаловажный вопрос для нас - это потеря тарифной выручки в связи с переходом на более короткое транспортное плечо. В случае реализации этой схемы, недополученная тарифная выручка "Транснефти" прогнозируется на уровне 9,5 млрд рублей в год.
- Правильно ли мы понимаем, что в следующем году проблема с серой не будет критически острой?
- Насколько она остра, должны определять грузоотправители и потребители российской нефти - эта проблема касается их непосредственно. Всю необходимую информацию мы им предоставили в рамках рабочей группы по качеству.
- Проработан ли вопрос увеличения поставок через порт Махачкала нефти казахстанских производителей? Какой объем будет перевален в 2018 году?
- На сегодняшний момент объем нефти казахстанских производителей, который планируется принять через порт Махачкала в 2018 году в режиме транзита в направлении порта Новороссийск, составляет порядка 2 млн тонн. Также ведется работа по привлечению туркменских ресурсов, но я бы пока не стал ориентировать вас насчет цифр.
- Какой объем нефти Кашагана будет транспортирован по Атырау-Самара-Новороссийск в 2017 году? Какие планы на 2018 год - сохранится ли попеременная поставка?
- За 10 месяцев 2017 года мы транспортировали уже порядка 600 тыс. тонн нефти Кашагана. Думаю, что по итогам года этот объем составит где-то на уровне 800-900 тыс. тонн. Что касается планов на 2018 год, то мы надеемся на продолжение поставок в объеме на уровне 2017 года.
- Есть ли уже понимание, на сколько по итогам года будет снижен экспорт нефти из РФ по трубе?
- Согласно нашему прогнозу, на данный момент падение составит порядка 3 млн тонн к уровню 2016 г, что в принципе соответствует обязательствам Российской Федерации по снижению уровня добычи по соглашению ОПЕК+.
Поставки в Западную Европу по нефтепроводу "Дружба" находятся на достаточно стабильном уровне в объеме порядка 50 млн тонн.
- Какой объем будет транспортирован по Заполярье - Пурпе в 2017 году? Какой объем заявок на 2018 год? Какие планы по Куюмба - Тайшет?
- В 2017 году по Заполярье - Пурпе ожидается сдача нефти на уровне 4,6-4,7 млн тонн, в 2018 году заявлено к сдаче 11,1 млн тонн. По Куюмба - Тайшет в этом году ожидаем сдачу нефти порядка 1 млн тонн. Что касается заявок на 2018 год, они находятся на уровне 2,9 млн тонн.
Прогнозы по заполнению этих нефтепроводов составлены на основании полученных заявок компаний на 2018 год.
- Планируют ли в следующем году подключиться к ВСТО новые грузоотправители? И какие планы по перевалке у порта Козьмино?
- В 2018 году у нас намечается подключение одного производителя - "Ростнефтегаза" в объеме сдачи порядка 140 тыс. тонн.
Перевалка в Козьмино по итогам 2017 года у нас ожидается на уровне где-то 31,5-31,8 млн тонн. Что касается 2018 года, то мы подтвердили техническую возможность перевалки в объеме 31,3 млн тонн, так что в случае благоприятных погодных условий и отсутствия других факторов, думаем, что показатель будет выполнен.
Мероприятия по увеличению мощности перевалочного комплекса завершены, оба причала готовы принимать суда дедвейтом до 140 тыс. тонн. Плюс до конца года мы введем два дополнительных резервуара, по 50 тыс. тонн каждый. Это позволит переваливать в порту до 36 млн тонн. При этом сроки реализации проекта расширения ВСТО-2 остаются прежними, конец 2020 г.