Москва. 22 декабря. INTERFAX.RU – Несмотря на кризис, французскому нефтегазовому концерну Total в 2009 году удалось серьезно расширить свое присутствие на российском нефтегазовом рынке. О работе компании в этом году и ее планах на будущее рассказал в интервью Агентству нефтяной информации (АНИ) глава российского представительства Total, генеральный директор "Тоталь Разведка Разработка Россия" Пьер Нергарарян.
- Каковы итоги работы Total в России в уходящем году?
- Для компании Total 2009 год в России запомнится как очень значимый и успешный. Прежде всего, я хочу отметить, что в этом году исполнилось десять лет с начала добычи первой нефти на Харьягинском месторождении. Total, как оператор этого проекта, может гордиться таким опытом. Процесс добычи нефти за эти десять лет не прерывался ни разу, несмотря на суровые арктические условия.
Во-вторых, хотелось бы упомянуть Штокмановский проект. В этом году в результате работы инженеров, мы получили техническое решение, которое, несмотря на его сложность, позволит обеспечить реализацию первой фазы освоения Штокмановского ГКМ.
В-третьих, в этом году компания подписала ряд соглашений по разработке новых месторождений. Это соглашение с компанией "НОВАТЭК" по совместной разработке Термокарстового месторождения в ЯНАО, соглашение о приобретении доли в проекте разработки Хвалынского месторождения на Каспии. Кроме того, мы подписали соглашение с компанией "Зарубежнефть" о вхождении в Харьягинское СРП. В результате, в настоящее время 40% в проекте принадлежит оператору проекта Total, 30% - Statoil, 20% - "Зарубежнефти" и 10% - "Ненецкой нефтяной компании". Я думаю, что это прекрасный пример сотрудничества. В целом, в этом году мы укрепили связи с крупными российскими нефтегазовыми компаниями.
- Внес ли кризис коррективы в работу компании?
- Что касается кризиса, то концерн Total проявил высокую бдительность. С одной стороны, мы снизили эксплуатационные затраты на 15-20%, провели переговоры и изменили условия по целому ряду контрактов. Например, мы изменили условия оплаты услуг по бурению, использованию буровых станков, изменили некоторые контракты по текущему ремонту оборудования. Это связано с изменением конъюнктуры рынка и снижением цен на сервисные услуги. Но, с другой стороны, нам удалось сохранить объемы инвестиций на прежнем уровне для обеспечения нашего дальнейшего развития. Мы рассчитываем, что эта политика будет перенесена и на 2010 год.
- Какой объем инвестиций запланирован на 2010 год?
- Мне сейчас не хотелось бы называть конкретные цифры инвестиций на 2010 год. По Харьягинскому месторождению они составят от $400 млн до $500 млн. Это достаточно значительная цифра.
- Что ожидает Total от сотрудничества с "Зарубежнефтью" по Харьягинскому СРП?
- Разумеется, нам есть, что перенять у российских компаний. Мы уже работаем на Харьяге с нашими партнерами Statoil и "Ненецкой нефтяной компанией", точно также мы будем работать и с "Зарубежнефтью". Когда несколько компаний работает в партнерстве, им есть что позаимствовать друг у друга. Специалисты "Зарубежнефти" хорошо знают Харьягинское СРП, они в этом проекте выступали как эксперты, назначенными государством. Кроме того, "Зарубежнефть" разрабатывает месторождения Центрально-Хорейверского поднятия (ЦХП), расположенные в одной зоне с Харьягой. Так что, мы сможем добиться синергии в освоении этих месторождений, обмениваясь соответствующим опытом и информацией.
- Какой объем добычи прогнозируется на 2010 год?
- Центральная комиссия по разработке (ЦКР) на 2010-2011 года утвердила объем добычи на уровне 1,3 млн тонн.
- В настоящее время реализуется третья очередь разработки Харьяги. А когда планируется перейти к четвертой очереди и выйти на проектные 3,2 млн тонн?
- Прежде чем говорить о четвертой очереди, стоит упомянуть о текущей - третьей очереди. В рамках реализации третьей очереди планируется пробурить 20 скважин. На сегодняшний день более половины этих скважин уже пробурено. Некоторые скважины дали хорошие результаты. По результатам бурения 3 оценочных скважин будет проводиться работа по уточнению запасов. Результаты наших исследований мы планируем представить в ГКЗ и ЦКР в конце 2010 года – начале 2011 года. На основе этих данных будет приниматься решение по четвертой очереди.
- Удалось ли решить проблему утилизации сернистого попутного газа на Харьягинском месторождении?
- В рамках реализации третьей очереди было принято решение о том, что газ будет подвергаться переработке. Очищенный товарный газ будет продаваться "ЛУКОЙЛу". При этом будет создано производство гранулированной серы. Приблизительный объем производства составит 5 тыс. тонн серы в год. Строительство установки будет закончено в 2012 году. Если на сегодняшний день мы на собственные нужды используем 33-35% газа, то после строительства установок перейдем на 95% утилизацию.
- Во сколько примерно обойдется компании переход на 95-процентную утилизацию ПНГ?
- Не все тендеры проведены, поэтому я бы хотел проявить некую осторожность. Эти установки очень дорогостоящие и оцениваются, примерно, в более чем $200 млн.
- Планируется ли расширять сотрудничество с "Зарубежнефтью" по другим проектам на территории РФ? Возможно ли сотрудничество за рубежом, например, на Кубе, или Вьетнаме?
- В настоящий момент ничего конкретного не предполагается. Но не исключено, что это партнерство в будущем может положить начало сотрудничеству и по другим проектам, в то числе и за рубежом. Мы открыты для предложений, и будем действовать поэтапно, шаг за шагом. Сначала мы научимся совместно работать на Харьягинском месторождении, а затем посмотрим, имеются ли возможности для объединения усилий наших компаний с целью работы за рубежом.
- Как проходит сотрудничество с другим вашим партнером – "НОВАТЭКом"? Когда планируется закрыть сделку по покупке доли в ООО "Тернефтегаз", владеющим лицензиями на Термокарстовое и Северо-Термокарстовое месторождение в ЯНАО? Какова сумма сделки?
- Переговорный процесс идет очень хорошо. Мы с компанией "НОВАТЭК" договорились, что мы выпустим совместное коммюнике в начале 2010 года.
- Интересен ли Total проект освоения Ямала? Приступила ли компания к конкретным переговорам по участию в этом проекте?
- Как вам известно, Total приняла участие в выездном совещании в сентябре в Салехарде. Концерн весьма заинтересована в работе по освоению Ямала. И если российское правительство, "Газпром", "НОВАТЭК" и остальные российские участники обратятся к нам с таким предложением, мы будем готовы поделиться своим опытом, в частности, в области производства сжиженного природного газа. У нас очень хорошие взаимоотношения с "Газпромом". Естественно, помимо Штокмановского проекта, мы готовы рассмотреть и другие возможности работы с ним, в частности, на Ямале.
- Рассматривается ли возможность работы с "Газпромом" на Сахалине, или в рамках проекта освоения Западно-Камчатского шельфа?
- Пока наши отношения с "Газпромом" в России касаются партнерства по Штокмановскому проекту и перспектив работы на Ямале. По другим проектам, я пока комментариев делать не буду. Но мы готовы работать в самых сложных климатических условиях, как на шельфе, так и на суше. Например, сейчас, в середине декабря, на Харьяге отмечена температура около минус 52 градусов Цельсия, а с эффектом ветра - минус 65 градусов. Но мы работаем, и работаем успешно.
- "Газпром" и Минэнерго неоднократно сообщали, что одним из условий участия иностранных компаний на Ямале и других проектах будет обмен на доли участия в аналогичных проектах за рубежом. Обсуждали ли вы этот вопрос с "Газпромом" в ходе переговоров? Какие активы компания готова предложить?
- Пока обсуждать этот вопрос преждевременно. У нас все находится на предварительной стадии. Поэтому говорить о том, какую именно стратегию мы будем использовать при работе с "Газпромом", еще рано. С другой стороны, отвечая на ваш вопрос, но не применительно конкретно к Ямалу, а в более общем порядке, скажу, что у нас уже есть опыт сотрудничества с "Газпромом" за рубежом. Это, например, проект Южный Парс в Иране, а также соглашение о проведении совместных геологических исследований в Боливии. Есть пример нашего сотрудничества с другой российской компанией - "ЛУКОЙЛом", с которой мы подписали соглашение по НПЗ в Голландии. Это обычная практика сотрудничества. Мы очень рады отметить тот факт, что российские компании стремятся работать за рубежом, также как и мы стремимся работать в России. Это очень конструктивный подход.
- 17 декабря прошел совет директоров Shtokman Development, на котором должен был обсуждаться вопрос о сроках принятия инвестиционного решения. Вы не могли бы сообщить результаты?
- Я хотел бы в этом вопросе проявить некоторую сдержанность, так как в настоящее время в средствах массовой информации очень активно обсуждается все, что связано с этим проектом.
- Как продвигается совместная работа Total с "Роснефтью". Сохраняются ли планы по совместному освоению Туапсинского прогиба и Вала Шатского на шельфе Черного моря?
- Ну почему бы не поработать на Черном море, там весьма приятный климат. У нас есть проекты в Барецевом море, на Каспийском море, может когда-нибудь и до Черного моря доберемся. Но если серьезно, мы готовы в будущем работать совместно с "Роснефтью", если будет достигнуто такое соглашение и по участкам на Черном море. Но это в будущем.
- Как продвигается сотрудничество с "ЛУКОЙЛом" по Хвалынскому месторождению? Закрыта ли сделка по покупке доли в Хвалынском проекте?
- Мы уже вошли в проект. Мы заключили соглашение с нашими партнерами. Так что между партнерами все уже решено. Но прежде чем нам перейти к разработке Хвалынского месторождения, необходимо, чтобы соответствующее соглашение о разделе продукции было подписано на правительственном уровне. Однако более подробно об этом нужно спрашивать "ЛУКОЙЛ", так как он является оператором проекта.
- Глава "ЛУКОЙЛа" ранее сообщал, что российская и французская компании могут совместно работать при реализации проектов в Колумбии? Ведутся ли уже переговоры по этому?
- Я знаю, что контакты по этому вопросу есть, они носят предварительный характер. Но это выходит за рамки моей географической ответственности - мне бы Россию охватить, а это весьма непросто!
- Total – пример иностранной компании, которая очень успешно работает в России, причем как с государственными компаниями, так и частными. На ваш взгляд, необходимо ли вносить какие-либо изменения в российское законодательство для оптимизации работы с иностранными компаниями?
- Я хотел бы подчеркнуть, что роль такой компании как Total состоит в том, чтобы адаптировать свою работу к действующему российскому законодательству. Россия – это крупная нефтяная держава, и здесь имеются очерченные рамки, определенные доступом к стратегическим запасам. В целом же, правила игры ясны и понятны, и мы стремимся строить свою деятельность в соответствии с ними. Наши задачи - максимально задействовать российскую промышленность на наших проектах, и проявить высокий профессионализм в нашей производственной деятельности. А это поможет компании Total получить такие результаты, которые в дальнейшем позволят расширить наше присутствие в России.