Москва. 21 апреля. INTERFAX.RU - О политической ситуации в Южной Осетии, социально-экономическом развитии республики, а также о том, что удалось сделать за два года на посту президента, глава государства Леонид Тибилов рассказал в интервью корреспонденту агентства "Интерфакс" Мае Харебовой.
- Леонид Харитонович, как вы оцениваете политическую ситуацию в республике в период подготовки к парламентским выборам, которые пройдут в нашей республике в июне, каким, на ваш взгляд, должен быть новый состав парламента?
– Избирательная кампания всегда привносит оживление в жизнь общества. В Южной Осетии подготовка и сами выборы сейчас занимают ключевое место не только в информационной повестке, но и в общественной жизни. У нас всегда население участвует в выборах очень активно. Люди внимательно следят за политической жизнью, эта тематика активно обсуждается в обществе. После подписания мной указа о проведении выборов в парламент избирательная кампания набирает обороты. В эти дни проводятся съезды политических партий, на которых формируются списки кандидатов в депутаты будущего парламента. Работа проходит в целом в спокойном, деловом режиме, и, надеюсь, так оно будет и дальше. В новый состав парламента должны быть избраны достаточно подготовленные люди, способные заниматься законотворческой работой, это ответственность партий и избирателя. Законотворчество - одна из ключевых функций государства, нам нужна качественная нормативно-правовая база, без которой трудно представить успешное социально-экономическое развитие, поэтому надежды на новый парламент в обществе возлагаются серьезные. Думается, что и кандидаты в парламент должны сознавать, что депутатская работа – это не только признание их достоинств обществом, но и огромная перед ним ответственность.
- Прошло два года со дня инаугурации и вашего вступления в должность президента РЮО. Какие итоги работы в социально-экономическом и политическом плане можно подвести сегодня? Что удалось сделать и какие планы на будущее?
– Действительно, два года, это - определенная веха, позволяющая говорить, может, не об итогах, но о тенденциях развития. Нам удалось решить ряд насущных для жителей Южной Осетии проблем. Вместе с тем я прекрасно понимаю, что еще не все стоящие перед республикой задачи решены. Работы еще много.
В социально-экономической сфере важнейшее значение для Южной Осетии имеет реализация инвестиционной программы. Хочу отметить, что сейчас реализация инвестпрограммы проходит в более системном ключе. Большое внимание нами уделяется развитию районов Южной Осетии. Строятся дороги, проводится электрификация и водоснабжение сел, восстанавливается столица Южной Осетии. Долгожданным событием для народа стало в этом году начало восстановления, а фактически новое строительство здания драматического театра. Всего в рамках инвестиционной программы будут восстановлены или построены заново почти 30 объектов.
Война, длившаяся, по сути, 20 лет, и связанные с нею трудности нанесли республике колоссальный ущерб. Восстановление разрушенного жилья и инфраструктуры – важная задача, но еще более важно заложить основы для того, чтобы поднять из руин реальный сектор экономики. Я очень люблю известное выражение о том, что голодному человеку можно дать рыбу и прокормить его в течение одного дня. Или же дать ему удочку и научить его рыбачить, чтобы он кормил себя сам в течение всей своей жизни. Второй вариант мне кажется более предпочтительным. Поэтому мы ведем работу по совершенствованию экономического законодательства и созданию собственных производств, по поддержке предпринимательской инициативы. Инициатива людей, их вера в то, что здесь, в Южной Осетии, можно достойно жить и трудиться, – основа для достижения целей, которые стоят перед республикой.
Особо отмечу всеобъемлющее взаимодействие Южной Осетии с Российской Федерацией, высокое качество двусторонних отношений, которые без преувеличения можно назвать стратегическими. Без помощи руководства и народа России двигаться вперед нам было бы очень трудно, практически невозможно. Поддержка России для югоосетинского государства в буквальном смысле неоценима.
- Как вы оцениваете российско-югоосетинские взаимоотношения на сегодняшний день, как в политическом плане, так и по всем другим направлениям?
- Ответ очевиден. Думается, что небольшие страны в редких случаях могут достичь уровня отношений со своими великими партнерами, сопоставимого с тем, что мы отмечаем в отношениях Южной Осетии и России, которая пришла на помощь Южной Осетии в августе 2008-го, когда судьба нашего народа могла решиться в считанные дни, и которая оказала и продолжает оказывать помощь в возрождении нашей страны.
Достаточно сказать, что за два года моего пребывания в должности президента состоялось три встречи на высшем уровне, одна из них – в формате официального визита президента Республики Южная Осетия в Российскую Федерацию. Договорно-правовая база отношений между нашими странами включает свыше шести десятков межправительственных соглашений и активно продолжает расширяться. В Южной Осетии неизменно отмечают и высоко ценят высокое качество и доверительный характер отношений между Москвой и Цхинвалом. Хочу особо подчеркнуть внимание высшего политического руководства Российской Федерации к делам Южной Осетии, неизменную готовность оказать действенную помощь по нашему обращению.
Не только статьи соглашений и встречи политических руководителей отмечают отношения между нашими странами. Южная Осетия является частью единого с Россией цивилизационного пространства, которое пронизано множеством невидимых связующих нитей, от культуры и образования или экономики до просто родственных и дружеских связей. Эти человеческие связи составляют самый прочный фундамент взаимоотношений, укреплявшийся на протяжении двух с половиной столетий.
Наши предки, принимая решение о союзе с Россией в середине XVIII века, прекрасно сознавали его перспективы и не ошиблись в своем выборе. Народ Южной Осетии неизменно оставался верен историческому союзу с Россией, и мы, со своей стороны, сделаем все, чтобы Россия никогда не сожалела о своем решении прийти на помощь Южной Осетии.
- Как вы оцениваете ход реализации инвестиционной программы социально-экономического развития республики? С какими трудностями приходится сталкиваться? Учитывая, что вы лично взяли под свой контроль строительство социально важных для республики объектов, есть ли уверенность в том, что они будут сданы в обозначенные сроки?
- За последние полтора года мы с нашими российскими коллегами сделали немало для повышения эффективности реализации инвестиционной программы содействия социально–экономическому развитию республики.
Тщательно были проанализированы ранее допущенные ошибки по реализации программ восстановления республики и с учетом реально сложившейся ситуации изменены подходы к формированию и реализации инвестиционных программ на 2013 и 2014 годы. На первый план поставлено решение проблемы незавершенного строительства, при этом изменена система разработки проектно–сметной документации на предмет усиления контроля за целевым расходованием выделенных средств. Это дало свои положительные результаты. По итогам проверки Счетной палаты РФ за 2013 год и истекший период 2014 года фактов нецелевого расходования средств не зафиксировано.
Ход реализации инвестиционной программы руководством республики взят на повседневный контроль, и спрос будет жестким. Принимаемые нами меры вселяют уверенность, что строительство социально важных для республики объектов будет обеспечено в намеченные сроки.
- В республике проходит процесс формирования нового кабинета министров, ряд назначений уже произведен. Войдут ли в новое правительство новые руководители?
- Формирование правительства крайне важная для нас задача. От нового состава правительства республики, от его слаженной, системной работы, от профессионализма зависит успешное решение как повседневных проблем, так и реализации программ развития республики, повышение уровня жизни населения. Исходя из этого, продолжаются консультации по формированию правительства республики. На ключевые участки работы в экономической сфере должны прийти новые люди, способные решать стоящие перед республикой задачи.
- Какова ваша оценка событий, происходящих на Украине, и политики западных стран в отношении России?
- В Южной Осетии всегда воспринимали украинский народ как действительно братский, как неотделимую часть культурно-исторической общности, к которой принадлежит и сама Южная Осетия. У нас люди искренне переживают за Украину. Недовольство украинского народа неэффективностью государственной власти западные кукловоды беззастенчиво использовали для разжигания русофобских настроений. При этом они отказывают в праве на выражение своей воли половине населения страны, отказывающейся признать за абсолютно нелегитимной властью и боевиками радикальных организаций право на националистическую диктатуру.
Народу Южной Осетии хорошо известны эти двойные стандарты, которыми руководствуется Запад в своей политике. Страны Запада в упор не замечают самых наглых бесчинств своих подопечных, обеспечивают им информационное и дипломатическое прикрытие, зато поднимают страшный шум, стоит лишь жертве их агрессии обратиться к своему законному праву на самооборону. Когда Грузия на глазах у всего мира развязала кровавую войну против Южной Осетии, Запад не хотел замечать гибель сотен мирных жителей, но, когда Россия пришла на помощь, поднялся вселенский шум об агрессии. Объявив боевиков Майдана борцами за демократию и поддержав государственный переворот в Киеве, Запад пытается приклеить ярлык террористов тем, кто выступает за право на человеческое достоинство и национальное равноправие на юго-востоке Украины, а Россию загодя обвиняет в агрессивных намерениях.
Сегодня Запад своей бездумной политикой подталкивает Украину к гражданской войне. Не будучи в состоянии проглотить Россию в своем стремлении к глобальному контролю, на Западе выбрали тактику постепенного поглощения российского цивилизационного пояса. Расчет делается на то, что, когда Россия будет просто вынуждена столкнуться лицом к лицу с Западом на своих непосредственных границах, у нее уже не достанет ни сил, ни воли противостоять расчленению собственной территории. Судя по всему, уроки истории не пошли впрок тем, кто примеряет на себя роль новых наполеонов.
- Учитывая, что Грузия до сих пор отказывается подписывать документ о неприменении силы в отношении Южной Осетии и Абхазии, как, на ваш взгляд, будут в дальнейшем складываться взаимоотношения между Южной Осетией и соседней Грузией?
- На сегодняшний день единственной международной площадкой, где на равных встречаются делегации Республики Южная Осетия и Грузия, являются женевские дискуссии по безопасности в Закавказье, проводимые с октября 2008 года в соответствии с договоренностями Дмитрия Медведева и Николя Саркози. Основной задачей дискуссий является обеспечение безопасности в Южной Осетии и Абхазии со стороны Грузии, в частности, подготовка двусторонних юридически обязывающих соглашений о неприменении силы между Грузией и Республикой Южная Осетия, Грузией и Республикой Абхазия. Представители Южной Осетии и Абхазии давно представили участникам дискуссий свои проекты таких соглашений, однако грузинская сторона не готова к конструктивной работе.
Вместе с тем, принимая во внимание исключительную важность обеспечения безопасности и стабильности, власти Республики Южная Осетия неоднократно предлагали Грузии, в том числе через международных посредников, приступить к совместной работе по делимитации государственной границы. Но и в этом вопросе мы не находим понимания грузинской стороны, хотя с этим связан целый ряд вопросов не только в сфере безопасности, но и гуманитарного характера.
Республика Южная Осетия – миролюбивое государство, она нацелена на строительство равноправных, добрососедских отношений со всеми государствами. Хотелось бы думать, что власти Грузии, оценив и признав сложившиеся реалии, проявят готовность к выстраиванию нормальных и взаимовыгодных отношений с Республикой Южная Осетия. Это в интересах не только народов Южной Осетии и Грузии, но и региона в целом.