КС не нашел в законе о гей-пропаганде ограничений прав секс-меньшинств

Так как закон не запрещает гомосексуализм как таковой, суд решил, что введенные нормы соответствуют Конституции

Москва. 25 сентября. INTERFAX.RU - Конституционный суд рассмотрел жалобу гей-активистов на федеральный закон о запрете пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних и постановил, что этот закон не ограничивает права граждан по признаку сексуальной ориентации.

Соответствующее постановление КС опубликовано на сайте суда в четверг, оно было вынесено без проведения публичных слушаний.

В КС обратились основатель движения Московского гей-парада Николай Алексеев, гей-активисты Ярослав Евтушенко и Дмитрий Исаков. Все они были признаны виновными в совершении административного правонарушения и оштрафованы судами на 4 тыс. рублей. Заявители просили признать статью 6.21 КоАП РФ (пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних) противоречащей ряду положений Конституции.

КС отметил, что законодатель старался установить баланс между автономией личности и общественными интересами с учетом традиционных представлений о браке, семье и материнстве в многоконфессиональном российском обществе. Суд подчеркнул, что закон призван предотвратить повышенную концентрацию внимания подростков на вопросах сексуальных взаимоотношений.

КС отметил, что никакие международно-правовые нормы не обязывают государство создавать условия для пропаганды, поддержки и признания однополых союзов. При этом оспариваемый закон не предполагает мер по запрету или официальному порицанию гомосексуализма, а значит, не может рассматриваться как допускающий ограничение прав по признаку сексуальной ориентации, подчеркнул суд.

Также оспоренный закон не предусматривает и автоматического запрета на распространение любой информации в области нетрадиционных сексуальных отношений. Противоправными могут признаваться только публичные действия, ведущие к популяризации и навязыванию нетрадиционных сексуальных отношений несовершеннолетним. Оспоренные положения КоАП не допускают расширительного понимания запрета, подчеркнул суд.

Суд постановил, что заявители вправе обжаловать вынесенные по их делам решения для проверки соблюдения критериев применения запрета.

По-своему не толковать

"КС РФ признал оспариваемое положение не противоречащим Конституции. Но при этом он дал конституционно-правовое истолкование, которое ориентирует всех правоприменителей на недопустимость расширительного понимания установленного запрета, и это является обязательным для всех, включая суды. Такой подход, по своему значению, сопоставим с тем, когда КС РФ признает неконституционность нормы в какой-то ее части", - прокомментировал позицию судья КС Николай Бондарь.

Он подчеркнул, что Конституционный суд обусловил свой вывод относительно спорной статьи КоАП тем, что она не предполагает вмешательства в сферу индивидуальной автономии, в том числе в сексуальное самоопределение личности.

"Данная статья не препятствует беспристрастному публичному обсуждению правового статуса сексуальных меньшинств, в том числе путем проведения в установленном законом порядке публичных мероприятий. Однако в соответствующие мероприятия не должны вовлекаться несовершеннолетние, а распространяемая информация не должна быть ориентирована на них", - отметил Бондарь.

Законопроект о запрете гей-пропаганды среди несовершеннолетних был принят в июне 2013 года. За соответствующую пропаганду среди детей и подростков предусматриваются административные штрафы в размере 4-5 тыс. рублей для частного лица и до 1 млн для юридического. Если же правонарушение совершено с использованием СМИ и телекоммуникационных технологий, сумма штрафа для граждан и должностных лиц значительно возрастает.

Последние новости