Москва. 9 февраля. INTERFAX.RU - Экспертная группа федерального уровня продолжит рассматривать предложение Фонда борьбы с коррупцией ввести в Уголовный кодекс РФ статью об ответственности чиновников за незаконное обогащение.
В понедельник экспертная группа рассматривала предложение ФБК распространить юрисдикцию России на статью 20 Конвенции ООН против коррупции и ввести в Уголовный кодекс РФ новый состав преступления "незаконное обогащение" в отношении лиц, обязанных представлять сведения о своих доходах и расходах, а также внести некоторые другие антикоррупционные поправки в российское законодательство.
"Все предложения членов рабочей группы прошу представить в течение семи дней в мой адрес. Они будут сведены и обобщены в виде проекта решения и публично предложены для следующего заседания членов рабочей группы", - сказал по итогам заседания министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов на заседании экспертной группы.
"Мы подведем итоги этой дискуссии, высказав мнения после обобщения", - добавил Абызов.
На заседании выступили представители администрации президента РФ, МВД, Минюста и других инстанций.
Все они высказались против предложения ФБК, отметив, что в соответствии со ст. 8 УК РФ, основанием для уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного УК РФ.
Замглавы управления президента РФ по противодействию коррупции Валентин Михайлов, в частности, указал, что "глава 30 УК РФ позволяет работать почти по всем коррупционным составам: получение взятки, незаконное участие в предпринимательской деятельности, злоупотребление должностными полномочиями, нецелевое расходование бюджетных средств, превышение полномочий".
Все ведомства указали, что если в ходе осуществления контроля за декларациями госслужащих выявлено несоответствие расходов госслужащего его доходам, материалы об этом направляются в Генпрокуратуру для обращения в суд с заявлением о возвращении в доход государства имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на незаконные доходы.
В МВД и Минюсте отметили, что в ФЗ-40 о ратификации Конвенции ООН против коррупции оговорки не включены, соответственно, конвенция действует без изъятий. При этом в статье 20 Конвенции положение о криминализации незаконного обогащения отражено в диспозитивной форме, то есть государствам-участникам предлагается самим определить пути ее реализации с учетом своих конституций и основополагающих принципов правовых систем.
Абызов, в свою очередь, отметил, что при решении о реализации инициативы ФБК либо ее отклонении необходимо учитывать, что за нее проголосовало более 100 тысяч россиян.
"Тема борьбы с коррупцией крайне актуальна. В этой связи любые инициативы, направленные на борьбу с коррупцией, привлечение общественного внимания к этой теме, необходимы", - сказал министр.
Онлайн-петиция "Об уголовной ответственности за незаконное обогащение чиновников и иных лиц, обязанных представлять сведения о своих доходах и расходах" набрала в декабре прошлого года на сайте "Российской общественной инициативы" более 100 тысяч голосов.
Между тем, в декабре прошлого года российский Минюст на запрос "Интерфакса" заявил, что "Федеральным законом от 8 марта 2006 года N40-ФЗ Российская Федерация ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции без оговорок в полном объеме, сделав заявление в соответствии со статьей 42 указанной Конвенции об особенностях осуществления юрисдикции в отношении предусмотренных ею преступных деяний".
"Статья 20 Конвенции ООН против коррупции носит диспозитивный характер, то есть государствам-участникам предлагается самим определиться относительно путей ее реализации с учетом своих конституций и основополагающих принципов своих правовых систем", - заявили в Минюсте.
В ведомстве сказали, что Россией положения указанной статьи "реализованы путем принятия Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам".
Статья 20 Конвенции гласит: "При условии соблюдения своей конституции и основополагающих принципов своей правовой системы каждое Государство-участник рассматривает возможность принятия таких законодательных и других мер, какие могут потребоваться, с тем чтобы признать в качестве уголовно наказуемого деяния, когда оно совершается умышленно, незаконное обогащение, то есть значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать".