Москва. 5 ноября. INTERFAX.RU - Посол Египта в России Мохаммед Эль-Бадри в интервью корреспонденту "Интерфакса" Веронике Вишняковой рассказал о расследовании причин крушения российского самолета А321, взаимодействии с российской стороной в этом вопросе, безопасности полетов над Синайским полуостровом, влиянии трагедии на турпоток в страну и о двусторонних отношениях Москвы и Каира.
- Господин посол, в минувшие выходные произошла страшная трагедия – крушение российского авиалайнера. Какие возможные причины катастрофы Вы можете назвать, к какой склоняетесь Вы? Рассматриваете ли Вы версию теракта?
- Прежде всего, позвольте сказать, что я не хочу предварять решения или выводы расследования, которое сейчас проходит. У нас сильная группа следователей. Также задействована российская команда следователей и международные эксперты. Мы нашли черные ящики, и они, как мы говорим, в настоящее время расшифровываются. Поэтому я не хочу вдаваться в причины, по которым эта трагедия произошла. Но в одном я уверен: военная антитеррористическая операция на Синае проходит на небольшом участке в юго-восточном углу полуострова. Он был вне траектории полета самолета, находившегося на высоте 11 километров от земли. Это факты. Я не буду вмешиваться до оглашения вердикта следствия.
- Как Вы думаете, могла ли трагедия стать местью боевиков "Исламского государства" (организация запрещена в РФ - ИФ) за начало операции российских ВКС в Сирии?
- Если предположить, что это был акт мести, то это означает, что это была террористическая операция. У нас, как я уже сказал, нет никаких улик относительно того, что это был теракт. Нам нужно разграничить эти два понятия.
- Насколько тщательно проводится проверка пассажиров и багажа в аэропорту? Была ли она проведена на должном уровне в день трагедии? Могло ли быть пронесено на борт лайнера взрывчатое вещество?
- На самом деле мы следуем нормам международной безопасности и стандартам ее обеспечения. Наши аэропорты оборудованы на высшем уровне, наш персонал хорошо обучен и уровень безопасности очень высокий. Доказательством является то, что на египетской территории не было ни одной проблемы, ни одного крушения воздушного судна, согласно российским СМИ.
- Были ли какие-то вопросы к состоянию воздушного судна перед его вылетом? Кто проводил предполетную проверку?
- Это очень специфичные вопросы, я думаю, их стоит задавать на техническом уровне. Кроме того, нужно дождаться результатов расследования.
- Расследованием причин крушения лайнера занимается египетская сторона. Ведется ли взаимодействие с Россией? В каких вопросах? Когда можно ожидать первых результатов расследования, его окончания?
- К нам прилетели российские эксперты, два министра и полная команда экспертов, которые помогают нам в расследовании, а также международные следователи. Это все было освещено СМИ, Вы легко можете проверить. Мы предоставляем российским группам всю необходимую помощь и содействие и продолжим это делать. Касательно времени, которое может занять расследование, нам необходимо подождать, пока следователи завершат свою работу.
- Но все же, в какой срок расследование может завершиться?
- Это зависит от команды следователей.
- Насколько безопасно летать над Синаем? Облетают ли российские авиакомпании Синай после трагедии? Есть ли опасения со стороны иностранных авиакомпаний?
- Это абсолютно безопасно. Все международные компании за исключением двух совершают полеты над Синаем. Даже чартерные рейсы осуществляются в обычном режиме. Все исключительно безопасно и не вызывает никаких проблем.
- Египет - одно из главных туристических направлений для россиян. Ожидаете ли Вы падение спроса из-за трагедии?
- Конечно, есть некоторые последствия этой трагедии, что абсолютно нормально, которые затрагивают в основном будущие бронирования туров, но самолеты летают по расписанию. Последствия заметны, когда это касается вопроса аннулирования туров. Это небольшой процент, но, тем не менее, я ожидаю, что в течение следующей недели или нескольких недель российские туристы вновь обретут уверенность. Египет - это лучшее направление, выгодное, знакомое россиянам.
- Действительно ли министр туризма планирует посетить Москву с визитом? На какие даты запланирован его визит, с кем будут встречи? Планирует ли президент страны осуществить визит в Москву?
- Да, это запланированный визит. Я работал над ним в течение десяти дней, и мы ожидаем визит министра в кратчайшие сроки. Министр по туризму планирует встретиться с представителями всех туроператоров, прессой, официальными представителями по туризму.
- Планируются ли визиты на высшем уровне?
- В ближайшей перспективе ничего не планируется за исключением встречи высокой комиссии двух стран в декабре.
- Глава МИД Сергей Лавров отмечал роль Египта в сирийском урегулировании. Какова вероятность того, что в Каире может быть открыт российско-египетский центр для координации действий сторон по аналогу уже существующих в Багдаде и Аммане? Рассматривает ли Египет такую возможность?
- Мы осуществляем полное взаимодействие с российской стороной по вопросу Сирии. Мы прилагаем все усилия к решению проблемы и будем продолжать диалог с российскими коллегами для продвижения сирийского урегулирования. Я думаю, в скором времени это должно принести свои плоды.
- Планирует ли Египет приобрести российские вертолеты К-52, спроектированные под "Мистрали"?
- Давайте подождем и посмотрим, как все будет развиваться.
- Когда может быть создана российская промзона в регионе Суэцкого канала?
- В настоящий момент Каир посетили две делегации министерства промышленности и торговли РФ. Они увидели выделенные участки земли. Они работают над пакетами документов и условиями с правительством Египта, и мы надеемся, что после созыва высокой комиссии двух стран до конца этого года мы будем иметь представление о том, где и когда будет создана зона.
- Какие еще аспекты двустороннего сотрудничества, например, в области энергетики, активно развиваются?
- У нас очень продуктивное взаимодействие с российскими газовыми и нефтяными компаниями, в частности с "Роснефтью". Так, глава "Роснефти" встречался с президентом Египта Абделем Фаттахом ас-Сиси в прошлом августе. Мы надеемся, что в ближайшее время наше взаимодействие в этом секторе выйдет на новый уровень.
- Каковы шансы Египта войти в ЕАЭС? Какие преимущества от вступления в союз видит Каир?
- Мы работаем над этим, но не как члены, а над составлением соглашения о свободной торговле. Мы уже ведем официальные переговоры об этом. Приблизительно это займет год или полтора, и мы ожидаем хороших результатов уже в ближайшее время.