Москва. 24 ноября. INTERFAX.RU - Москва может ответить Турции за сбитый военный самолет взвешенно, но достаточно жестко, в том числе затронув интересы высокопоставленных турецких корпоративных кругов, связанных с официальной Анкарой, считает политолог Глеб Павловский.
"Уверен, что меры будут взвешенными. Понятно, что не принять ответных мер нельзя. Даже если предположить, что самолет нарушил воздушные границы Турции, все равно, в таких случаях автоматически сбивать не принято. В крайне случае, можно было бы принудить к посадке. Но поскольку есть погибшие, то ответные меры нужны", - заявил Павловский во вторник "Интерфаксу".
По мнению политолога, возможность реагирования России военными средствами в данной ситуации следует исключить.
"Понятно, что ответ Москвы не должен быть силовым, поскольку нет серьезной причины для военных действий между Россией и Турцией. Иначе, это определенно был бы большой подарок для НАТО", - сказал собеседник агентства.
Реакция Москвы последует по направлениям экономического сотрудничества, чувствительных для Турции, и в меньшей для России, считает эксперт.
"Полагаю, ответные меры Москвы могут затронуть конкретные проекты и контракты. Но вопрос в том, что это не должно затронуть чувствительные для российской экономики направления, касающиеся строительного бизнеса, проектов, в которых Россия остро заинтересована", - считает Павловский.
Политолог не исключает, что Москва в нынешней ситуации может задействовать инструмент влияния на турецкие корпорации, тесно связанные с правительством Турции.
"Есть чисто финансовые взаимоотношения на уровне крупных корпораций с Турцией. Это может быть очень чувствительно для высокопоставленных корпоративных кругов Турции, которые очень тесно переплетены с турецкими правительственными кругами. Это, полагаю, также возможное поле влияния", - сказал он.
По мнению Павловского, при разработке ответных мер в отношении Турции было бы логично проанализировать последствия российских контрмер в связи с санкциями ЕС.
"Очень важно избежать печального прецедента наших некоторых непродуманных антисанкций на европейском направлении. Некоторые из этих контрсанкций были симметричны, а симметрия в таких случаях может ударить по российскому потребителю. Проблема не в том, кто больше пострадает, а в том, что может пострадать российская экономика. Полагаю, что этот принцип будет соблюден при любой форме наказания правительства Турции за происшедшее", - считает эксперт.
В свою очередь почетный председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике, декан факультета мировой политики и экономики Высшей школы экономики Сергей Караганов считает, что Москва может жестко ответить Турции за сбитый военный самолет, используя широкий арсенал инструментов политического и экономического давления.
"Последствия могут быть как политического, так и экономического характера. Набор инструментов для этого гигантский. Я сильно подозреваю, что турецкие экономические интересы на территории России могут, в определенной степени, пострадать", - заявил Караганов во вторник "Интерфаксу".
Эксперт отметил важность того, в каком именно воздушном пространстве был сбит самолет.
"Позиция турок такова, что в их воздушном пространстве был сбит военный самолет. Однако, признание того, что самолет был сбит над Сирией, означало бы, что туркам придется давать некие объяснения по этому поводу", - сказал собеседник агентства.
Постановка Анкарой вопроса вокруг сбитого самолета перед НАТО дает возможность альянсу лишний раз заявить о себе, считает эксперт.
"Турция поставила вопрос в НАТО, поскольку хочет заручиться поддержкой альянса. Ситуация для Анкары, действительно, крайне неприятная. В НАТО с большой увлеченностью займутся обсуждением этой проблемы потому, что альянсу нужно как можно чаще и громче заявлять о себе, о том, насколько они полезны и нужны", - сказал Караганов.
Вместе с тем, знаковым моментом является тот факт, что даже в самых жестких заявлениях Москвы по поводу сбитого самолета Турция упоминается, как давний и важный партнер, отмечает эксперт.