Гендиректор Эрмитажа не стал спешить с выводами по "авторской копии Джоконды"

По словам Михаила Пиотровского, подлинник Леонардо - это понятие растяжимое

Гендиректор Эрмитажа не стал спешить с выводами по "авторской копии Джоконды"
Гендиректор Эрмитажа не стал спешить с выводами по "авторской копии Джоконды"
Фото: epa/vostock-photo

Москва. 13 декабря. INTERFAX.RU - Генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский в связи с заявлениями западной прессы об обнаружении в Петербурге "авторской копии Джоконды" призвал исследователей не создавать сенсаций, а придерживаться научного подхода в изучении истории живописи.

"Подлинник Леонардо - это понятие растяжимое, как и подлинник, допустим, Рембрандта. Леонардо, может быть, руку и приложил. Но сначала надо все тщательно исследовать", - подчеркнул гендиректор Эрмитажа и пригласил всех посетить выставку-исследование "Школа Леонардо да Винчи".

По его словам, данная выставка трех полотен стала итогом длительных научных исследований, включая научно-техническую экспертизу. Картины школы Леонардо были изучены в рентгеновских лучах, инфракрасном и ультрафиолетовом излучениях. Пиотровский отметил, что "рука Леонардо" может быть заметна в работах его учеников, однако это не позволит однозначно ответить на вопрос об авторстве картины.

На выставке в Эрмитаже представлены три картины, одна из них - "Мария Магдалина" - принадлежит кисти Джампьетрино, одному из наиболее талантливых учеников Леонардо да Винчи, а две другие - "Женский портрет" и "Мадонна с младенцем" - не имеют установленного автора.

Так, "Женский портрет" приписывался разным авторам, но ни одна из выдвинутых гипотез не была достаточно убедительной.

"Основа и подготовительный красочный слой "Женского портрета" сохранились удовлетворительно. В ИК-лучах просматривается лицо с типично мужскими чертами, отличающимися от окончательного варианта, когда художник преобразил его в женское, изменив характер скул и подбородка. Эта метаморфоза остается загадкой, как и многое в творчестве самого да Винчи", - говорится в сообщении на сайте Эрмитажа.

"Мадонна с младенцем" - также работа неизвестного мастера. Исходной точкой для образа Марии мог послужить рисунок Леонардо из Оксфорда, а для положения ножек ребенка - набросок "Мадонна с фруктами" из собрания Лувра.

Все три картины находятся в частных коллекциях.

Ранее британские СМИ сообщили, что в Петербурге в частной коллекции обнаружена "копия Джоконды", которая может являться работой либо самого Леонардо, либо одного из его учеников.

Новости по теме

Последние новости