Москва. 19 декабря. INTERFAX.RU - В середине декабря в Москве стартовал новый проект "МСК2048", который, как обещают создатели, должен объединить в себе жанры квеста, ролевой игры и променданого театра. Корреспондент "Интерфакса" выясняла, удалось ли авторам создать обещанную альтернативную реальность и так ли она, эта самая реальность, альтернативна.
Слухи о том, что на одном из заводов Москвы готовится некий грандиозный проект – не то игра, не то театр, не то квест, ходили по сети еще летом. Еще тогда я отметила для себя, что при первой же возможности необходимо там побывать: для человека, чей сознательный возраст начался где-то в конце девяностых – начале нулевых, у которого в плеере нет-нет, да проскочит доброе американское ретро из саундтреков к Fallout, а фотографии с заброшенных заводов до сих пор вызывают ностальгическую слезу, описание "МСК2048" выглядело очень заманчивым уже в силу своей постапокалиптической тематики.
Более того, одним из самых интересных игровых жанров мне всегда казался квест. В эпоху, когда из компьютерных мониторов квесты выплеснулись в реальный мир, просто "выходить из комнаты" уже становится скучно – таинственный проект обещал нечто концептуально новое.
Как это бывает, когда чего-то очень хочешь, неожиданно судьба подкинула возможность попасть на предпоказ "МСК 2048".
В декабрьских сумерках мы высадились из такси возле проходной завода "Кристалл", что ровно посередине между "Курской" и "Площадью Ильича". Миновав красивые кирпичные строения самого завода, оказались перед дверью в постъядерный мир – уже сама эта восхитительно ржавая дверь (если вы понимаете, о чем я), ведущая в тамбур старого вагона и являющая собой аллюзию не то на тот же Fallout, не то на вселенную небезызвестной книги "Москва-2033", дарит то самое ощущение, которое, наверное, испытал бы ребенок, окажись он вдруг внутри сказки, которую родители с раннего детства читали на ночь. (Какая жизнь, такие и сказки).
Попав внутрь, ты и еще 39 "братьев по несчастью" получаете робу с номером (так как память тебе сейчас сотрут) и специальный электронный браслет, на который будут записываться твои игровые параметры и достижения. Игра начинается.
И в этот момент все эти декорации – хотя нет, они настолько безупречны, что это настоящая альтернативная реальность, – отходят на второй план, так как постепенно открываешь для себя новый пласт – ты попал не просто в игру, здесь, кажется, все гораздо интереснее. Это социальный эксперимент, где на каждом шагу приходится решать: кто ты? за кем ты пойдешь? как ты поведешь себя в той или иной ситуации? ты конформист, или предпочитаешь играть против правил?
ПРАВИЛО #451
В "МСК 2048" строго запрещены создание и деятельность общественных объединений, иных организаций, цели или действия которых направлены на осуществление деятельности, противоречащей уставу города. "Держитесь подальше от провокаторов!” – гласит одно из правил игры, размещенное на странице проекта "ВКонтакте".
Знакомясь с персонажами игры, - а в проекте задействовано два состава по 12 актеров, - мы, журналисты, за плечами которых бесценный багаж "культурной хроники" московских площадей и судебных заседаний, даже пройдя через "стирание памяти", то и дело с ухмылкой переглядывались – уж очень узнаваемые перед нами предстали архетипы. И это, определенно, сделало игру еще интереснее.
К слову, режиссер всего этого "безобразия" Александр Созонов, известный по "Гоголь-Центру", учившийся у Кирилла Серебренникова и поставивший ряд спектаклей не только в России, но и в Чехии, в ответ на прямой вопрос, имеет ли сюжет что-нибудь общее с реальными событиями, лукаво улыбается.
"Вам же говорят: вы потеряли память, поэтому должны научиться делать выбор заново. Этот выбор проще сделать, не обладая памятью, которая решает за вас: как я поведу себя в этот момент? Это альтернативная реальность, не исходите из своего жизненного опыта, определяя, кто плохой, а кто хороший. И вообще, может быть, я про Маркеса говорю, когда его герои начали память терять", - говорит он.
Он поясняет, что игра нелинейна и имеет большое количество возможных исходов.
"Идея, что программируется поведение всей толпы, позволяет создать определенную "экосистему", причем, формируют ее в том числе актеры: хорошо сыграл – качнулось в одну сторону, сыграл по-другому – это может изменить весь ход дальнейших событий. Но самая жгучая идея находится внутри зала, так что для меня это своего рода социальный эксперимент. Человек должен сам обмануться, сам обрадоваться, сам повестись, чтобы получить свою дозу откровения".
Таким образом, в "МСК2048" можно и нужно играть несколько раз – каждый раз это будет новая история. Играть интересно как с друзьями, так и с совершенно незнакомыми людьми – в любом случае, интересно, как будут развиваться события, когда нужно вместе решать проблему. Авторы обещают, что квест, как живой организм, будет со временем развиваться, получая все новые и новые варианты концовок и повороты сюжета.
История рассчитана на самую разную публику. "Если папа с сыном пришел и все нормально, это самое лучшее. На мой взгляд, это может стать мостом между поколениями, потому что папа хочет поиграть, а сын хочет принимать решения. Как хороший детский спектакль, он одновременно и взрослым что-то говорит. Как мультфильм "Головоломка": рыдают больше взрослые, дети ржут. Мы подростковый спектакль. Для тинейджеров. Лет 50-60 - самые крутые тинейджеры", - сказал Созонов.
В свою очередь один из создателей и идейный вдохновитель "МСК2048" Станислав Акимов рассказал, что первоначально идея игры выросла из тех самых "квестов в реальности".
"До этого я занимался квестами, в формате квестов было не интересно - хотелось выйти за рамки этой комнаты, сделать что-то масштабное. Постепенно сформировалось представление, что если взять квест и просто его масштабировать, получится не то. Нужно вносить драматическую составляющую. Мы много слышали, что в Нью-Йорке есть шоу "Sleep no more", когда много людей перемещаются по большому сложному пространству. Но в этом формате нельзя взаимодействовать с актерами, ты все равно остаешься зрителем. Мы соединили променадную историю с историей квестов", - пояснил он.
Все это делает "МСК2048" интересным не просто как игру или коммерческий проект, а как целое культурное явление, иллюстрирующее укоренившуюся в начале XXI столетия тенденцию к синтезу различных видов искусства для поиска новых форм на замену (или в дополнение) к исчерпавшим себя и приевшимся жанрам.
Один сеанс "МСК2048" длится два часа. За это время игрок, в зависимости от собственного бэкграунда, получает шанс увлекательно повести время, окунувшись в мрачную, но красивую альтернативную реальность или попробовать найти свое место в этой очень концентрированной репетиции настоящей общественной жизни и, более того, узнать много нового о собственном характере, потому что, как мы помним, "War never changes".