Москва. 23 марта. INTERFAX.RU - Министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер в преддверии своего визита в Москву дал эксклюзивное интервью руководителю редакции внешней политики "Интерфакса" Ольге Головановой, в котором ответил на актуальные двусторонние и региональные вопросы: высказал свое видение о судьбе Башара Асада, привел факты, способствующие спаду миграционного кризиса в Европе, прокомментировал ситуацию в украинском урегулировании и "деле Савченко", коснулся перспектив снятия санкций и рассказал об участии Германии в дискуссиях по проекту "Северный поток-2".
- Господин Штайнмайер, совсем недавно Россия приняла решение о выводе основной части ВКС из Сирии. Как вы оцениваете этот шаг Кремля? Как в Берлине относятся к активно высказываемым сейчас идеям "федерализации Сирии", требуют ли немедленного ухода Башара Асада или готовы согласиться на то, чтобы нынешний сирийский лидер оставался у власти в Дамаске достаточно долгий переходный период? Кстати, по некоторым сообщениям, американская сторона в качестве компромисса склоняется ко второму варианту…
- Частичный вывод российских войск из Сирии может дать новый толчок мирным переговорам в Женеве. Надеюсь, что Дамаск воспользуется этим шансом для проведения серьезных переговоров о мирном процессе политического перехода, сохраняющего государственность Сирии и перспективу мирного сосуществования разных групп населения.
О политическом будущем Сирии сирийцы должны договориться за столом переговоров. Каким бы ни было будущее руководство страны, мир и стабильность можно обеспечить только тогда, когда оно найдёт широкую поддержку во всей стране. Я лично не могу себе представить, что ввиду 250000 погибших и 12 миллионов беженцев именно Асад сможет стать той фигурой, которая окажется приемлемой для всех групп населения.
- Видите ли вы позитив в решении Москвы с точки зрения возможного возвращения беженцев в Сирию? Рассчитываете ли вы затронуть тему миграционного кризиса в ходе визита в Москву и, возможно, установить более тесное сотрудничество по этому вопросу с Москвой?
- Несмотря на существенные подвижки по достижению перемирия, настолько далеко мы ещё не продвинулись. Ведь по-прежнему сотни тысяч людей внутри Сирии отсечены от поставок продовольствия и лекарств. Если нам удастся укрепить режим прекращения огня, обеспечить снабжение людей по всей Сирии и добиться прогресса в рамках мирных переговоров, то тогда это могло бы действительно привести к сокращению потока беженцев. Этой цели мы добьемся только совместно. А влияние России на режим Асада здесь играет очень важную роль.
- Считаете ли вы, что позитивный опыт взаимодействия Запада и России в сирийском урегулировании может оказать позитивное влияние на перспективы разрешения конфликта на востоке Украины?
- Мы нужны друг другу, не в последнюю очередь при преодолении серьезных конфликтов по соседству с нами. Это касалось Ирана, это касается Сирии и, конечно, это касается и Украины.
Положение там и результаты последней встречи Германии, Франции, России и Украины в "нормандском формате", однако, не могут нас удовлетворить. Минские договоренности задали чёткий план действий по политическому разрешению конфликта. Но мы здесь продвинулись вовсе не настолько, как надеялись и как хотелось бы. В зоне безопасности и при соблюдении перемирия нам сейчас нужны решительные шаги вперёд. То же самое касается и политического процесса, включая конституционную реформу.
- Какой выход вы видите из ситуации с выборами в местные органы власти на Украине, учитывая то, что, по всей видимости, Киев не может провести конституционную реформу, которая бы закрепила на постоянной основе статус ДНР и ЛНР? Будет ли Германия как участница нормандского формата готова выступить гарантом того, что особый статус будет рано или поздно закреплен конституционно и оказывать влияние на Киев по этому вопросу?
- Во время моего последнего визита в Киев вместе с министром иностранных дел Франции Жан-Марком Эро стало ясно, что стабилизация положения в плане безопасности в Восточной Украине является очень важным элементом в том числе и для продвижения вперёд политического процесса, включая работу над законом о местных выборах. В конце–концов, безопасность и политический процесс взаимосвязаны. Мы должны добиться прогресса в обеих сферах. Времени у нас остаётся всё меньше. Местные выборы в Восточной Украине нельзя откладывать до бесконечности. Они являются основополагающим условием для того, чтобы в Восточной Украине наконец наступил мир, и приступили к работе демократически избранные представители, имеющие поддержку населения.
- Поддерживают ли в Берлине идею Киева о составлении списка санкций в отношении российских лиц, причастных к задержанию и суду над украинской военнослужащей Надеждой Савченко по аналогии со "списком Магнитского"? Президент Порошенко говорит, что Украина проводит консультации с Брюсселем и Вашингтоном по данной теме.
- Мы очень внимательно следим за развитием этого дела, не в последнюю очередь, нас тревожит состояние здоровья госпожи Савченко. Я надеюсь на то, что все стороны в этом деле смогут в скором времени договориться о гуманном решении.
- Означает ли принятие ЕС пяти принципов построения дальнейших отношений с РФ, что Евросоюз пересмотрел концепцию своих взаимоотношений с Россией и возврат к прежним формам и объему сотрудничества (существовавшим до украинского кризиса) больше не возможен? Поддерживаете ли вы вашего польского коллегу Ващиковского с идеей пригласить главу МИД РФ Сергея Лаврова в Брюссель для обсуждения отношений между ЕС и Россией?
- Россия является самым крупным соседом ЕС, намного большим, чем все остальные. Хорошо работающее соседство представляет обоюдный интерес. Именно мы, немцы, после пережитого в ХХ веке несем ответственность за то, чтобы снова и снова создавать новые каналы для диалога и искать решения в случае возникновения конфликтов. И мы это делаем на разных уровнях и многочисленных форумах. Я лично поддерживаю тесные и регулярные контакты со своим коллегой Сергеем Лавровым.
Тем не менее, мы должны иметь в виду, что между ЕС и Россией в настоящее время по ряду важных вопросов существуют расхождения в позициях, которые необходимо вместе преодолевать. Здесь требуются усилия правительств, но и гражданское общество может играть важную роль. Поэтому столь важно, чтобы мы дальше развивали миллионы контактов, существующих между Германией и Россией в области общественных связей и культуры, экономики и политики. Например, с помощью германо-российского Года молодежных обменов 2016/2017 гг., который мы с моим коллегой Сергеем Лавровым берём под свой патронаж. Или с помощью Соглашения между Ассоциацией ведущих университетов России и Германской службой академических обменов. Таким образом мы добьемся, чтобы и будущие поколения продолжали поддерживать эти отношения и, возможно, находили новые пути друг к другу.
- Италия, Венгрия, Кипр и Греция выступают против автоматического продления санкций ЕС в отношении России. Глава МИД Италии Джентилони на днях заявил, что оценки Берлина и Парижа относительно хода выполнения минских соглашений по урегулированию на Украине станут основополагающими при принятии решения о необходимости продления санкций. Каков ваш прогноз решения ЕС по этому вопросу? Может ли быть принято решение о смягчении, частичном или полном снятии санкции уже в июне этого года и если да – то при каких условиях?
- Чем больше мы продвинемся с имплементацией Минских договоренностей, тем скорее мы сможем говорить об ослаблении режима санкций. Поэтому мы должны сейчас направить наши усилия на то, чтобы как можно быстрее выполнить Минские договорённости. Для людей особенно важно немедленное и стабильное улучшение положения в плане безопасности.
- Какова нынешняя актуальная позиция правительства Германии насчет "Северного потока-2"? В состоянии ли Берлин оказать ему политическую поддержку на уровне Еврокомиссии? Как в целом вы оцениваете экономические отношения с Россией?
- Европе необходимо безопасное, диверсифицированное снабжение газом по выгодным тарифам. Россия для нас в сфере энергетики всегда была надежным партнером - в том числе и в трудные времена. Проект "Северный поток-2" в настоящее время интенсивно обсуждается между участвующими компаниями и Комиссией ЕС. И, конечно же, мы принимаем участие в этой дискуссии, в ходе которой нужно решить многочисленные сложные не только юридические, но и политические вопросы.
Что касается наших экономических отношений с Россией, то они по-прежнему очень тесные. Разумеется, на них отрицательно сказываются санкции, но, во всяком случае, в не меньшей степени - тяжёлая рецессия, которую переживает российская экономика. Я рад тому, что большинство предприятий Германии, несмотря на эту трудную обстановку, по-прежнему уверенно настроены вести бизнес в России. В этом выражается ожидание того, что обмен между нами обретет новую динамику. И над этим мы должны работать.
- Вы лично почти год назад, будучи в Волгограде, ратовали за возобновление канала связи и "горячей линии" между НАТО и Россией. Ведется ли сейчас подготовка внутри НАТО к возобновлению формата Совет Россия-НАТО, когда он может состояться и что ляжет в повестку дня?
- В качестве реакции на аннексию Россией Крыма практическое взаимодействие между НАТО и Россией было приостановлено, однако политические каналы для диалога остались открытыми – в том числе, например, между Министром иностранных дел Лавровым и Генеральным секретарем НАТО Столтенбергом. Я приветствую тот факт, что в рамках Совета Россия-НАТО в скором времени может состояться новая встреча на уровне послов. Нет ничего хуже безмолвия - это особенно верно в сфере политики безопасности.