Москва. 23 марта. INTERFAX.RU - Посол Европейского союза в России Вигаудас Ушацкас дал интервью дипломатическим корреспондентам "Интерфакса" Ольге Головановой и Алексею Эйбоженко по самым актуальным вопросам взаимоотношений Евросоюза и России, включая перспективу снятия санкций, сферу энергетики, поделился своей трактовкой пяти новых принципов выстраивания отношений Брюсселя с Москвой и высказался на тему сирийского и украинского урегулирования
- Господин посол, уже довольно долго говорят о предстоящем визите главы европейской дипломатии Федерики Могерини в Москву. Может ли он состояться до июньского саммита ЕС, на котором будет решаться судьба антироссийских санкций?
- Как только визит будет запланирован, мы о нем сразу же сообщим.
Что касается санкций – или ограничительных мер, – которые ЕС ввел в ответ на нелегальную аннексию Крыма и преднамеренную дестабилизацию восточной Украины, то существуют три пакета мер, каждый их которых имеет свой срок действия. Так, меры, введенные в ответ на нелегальную аннексию Крыма и Севастополя, в настоящее время действуют до июня 2016 года. 10 марта Совет ЕС продлил срок действия ограничительных мер в отношении 146 человек и 37 организаций до 15 сентября 2016 года. Третий пакет санкций – экономические санкции или меры, регулирующие работу компаний ЕС в России в отдельных секторах экономики – действует до 31 июля 2016 года.
- ЕС увязывает снятие санкций с выполнением минских договоренностей. При этом реализация этого соглашения во многом зависит и от Киева, который по-прежнему не предпринял необходимых шагов, это касается конституционной реформы, закона об особом статусе Донбасса. Может ли ЕС рассмотреть частичное снятие санкций, если реализация минского соглашения будет буксовать по вине украинской стороны?
Вопрос о санкциях находится в процессе постоянного пересмотра, и не существует никакого "автоматизма" при продлении санкций. Снятие санкций связано с полным выполнением Минских соглашений. Все усилия должны быть направлены на обеспечение этого. ЕС призывает Россию использовать свое влияние на сепаратистов в восточной Украине и выполнить свои обязательства в этой связи. Помимо этого, существует пакет ограничительных мер в связи с нелегальной аннексией Крыма, которые также действует.
Мы часто слышим, что ЕС необъективен по отношению к Киеву. Позволю себе напомнить вам, что в январе 2016 года на заседании Совета ЕС по иностранным делам детально обсуждался процесс реформ и общая внутренняя ситуация в Украине, а не только выполнение Минских соглашений. Министры стран ЕС говорили о процессе реформ в Украине, в особенности о судебной реформе, реформе государственного управления и реформе по децентрализации.
- Как Вы оцениваете позиции Италии, Венгрии, Кипра и Греции по вопросу антироссийских санкций? Можно ли это с точки зрения Брюсселя назвать демаршем?
- Решение об ограничительных мерах – санкциях – всегда принимается в результате политического обсуждения между странами-членами ЕС. 10 марта 2016 Совет ЕС продлил действие ограничительных мер в отношении 146 человек и 37 организаций до 15 сентября 2016 года. Решение было принято единогласно.
- Какой реакции ждать от ЕС, если Надежда Савченко не будет освобождена? Санкции?
- Освобождение Надежды Савченко и ее возвращение в Украину будет соответствовать обязательствам в рамках Минских соглашений. Мы призываем к ее освобождению, так как это часть полного выполнения договоренностей.
Предложение ввести санкции в отношении еще 29 человек в связи с делом Савченко исходит от депутатов Европейского Парламента. Их предложение, направленное в виде письма, не обсуждалось на официальном уровне исполнительных институтов ЕС.
- Как оцениваете договоренности ЕС и Турции по мигрантам? Не слишком ли много уступок Анкаре?
Соглашение, достигнутое с Турцией, показывает, прежде всего, что ЕС принимает сложные решения во время непростого кризиса. Договоренность имеет своей целью остановить поток незаконных мигрантов, идущих через Турцию в Европу. Это соглашение не является панацеей; это всего лишь один из основополагающих элементов комплексной стратегии Европейского Союза. Оно сработает, только если будут реализованы другие элементы стратегии, в том числе укрепление внешних границ ЕС, закрытие восточно-балканского маршрута и возвращение к основам Шенгенского соглашения.
Взаимодействие с Турцией не означает только работу по вопросу беженцев. Наша с Турцией повестка дня многие годы остается всеобъемлющей. Ведь Турция – страна-кандидат на вступление в ЕС. Инвестируя в наши отношения с Турцией сейчас, мы инвестируем в наше будущее.
- Рассчитываете ли Вы, что после вывода части российских войск и перемирия в Сирии миграционная проблема в ЕС пойдет на убыль?
- Во-первых, мы не должны забывать о большом числе пострадавших: более 250 тыс. было убито, порядка 11 млн человек стали беженцами вынужденными переселенцами. Российская кампания внесла свой вклад в это.
Во-вторых, прекращение военных действий в Сирии позволило значительно снизить применение силы в Сирии и обеспечить гуманитарный доступ в осажденные, а в будущем, надеемся, и в труднодоступные районы. Это также позволило возобновить межсирийские переговоры в Женеве. Вывод части российской военной группировки из Сирии следует рассматривать в этом контексте. Любые шаги, которые позволяют уменьшить применение силы внутри Сирии и продлить действие режима прекращения боевых действий, крайне важны для поддержания процесса мирного урегулирования в Сирии в целом и подкрепляют усилия Спецпосланника ООН Стаффана де Мистуры по поиску политического решения сирийского конфликта. Мир в Сирии – наилучший способ облегчить кризис, вызванный наплывом беженцев, положить конец насилию и кровопролитию и снизить региональную напряженность, которая не отвечает интересами ни России, ни ЕС.
- Будет ли ЕС участвовать в экономическом восстановлении Сирии, к чему призывала Россия?
Прежде всего, хочу напомнить, что Европейский Союз является крупнейшим в мире донором помощи в целях развития (только в одном 2014 году ЕС и страны-члены ЕС вместе предоставили 58,2 млрд евро помощи в целях развития). Традиционно ЕС выступает как главный, а часто и крупнейший донор для Палестины, Мьянмы, Эфиопии, Пакистана, Кении и других стран, которые выходят из кризиса. Помощь предоставляется в различных формах: от прямой экономической помощи до помощи по восстановлению отдельных секторов (здравоохранение, образование, обеспечение продовольственной безопасности, сельское хозяйство, права человека, экология и проч.) и открытия наших рынков для торговли.
Во-вторых, Европейский Союз – ведущий международный донор, участвующий в урегулировании сирийского кризиса. На Лондонской конференции по Сирии 4 февраля, которая была организована Великобританией, Германией, Кувейтом, Норвегией и ООН и в которой участвовали лидеры многих стран, международное сообщество взяло на себя обязательство выделить 11 млрд долларов на восстановление Сирии и соседних стран. ЕС и стран-члены сделали крупнейший вклад в размере 3 млрд евро в дополнение к 5 млрд евро, предоставленным с начала войны в 2011 году. Опыт показывает, что благодаря бомбардировками можно выиграть битву, но не войну. Поэтому мы ценим вклад России в политический процесс урегулирования кризиса в Сирии. И мы бы приветствовали, если бы Россия присоединилась к ЕС и другим странам мира и, предоставив существенный финансовый вклад, участвовала бы в восстановлении Сирии через облегчение неотложных нужд, обеспечение медицинской помощи, создание возможностей для образования и работы для беженцев как в самой Сирии, так и в соседних с ней странах.
Помимо этого, мы рассчитываем, что те глубокие обеспокоенности, которые Россия часто выражает в связи с кризисом в Афганистане, смогут перерасти в совместные с международным сообществом действия по стабилизации политической ситуации и экономического развития в Афганистане. Мы, как соорганизаторы конференции по Афганистану 4-5 октября, приглашаем Россию принять в ней участие на высоком уровне и конкретным вкладом, в координации с другими международными донорами – ЕС, США, Японией, Китаем – сотрудничать во благо мира и стабильности в регионе.
- Когда стоит ждать от Еврокомиссии конкретного решения по "Северному потому 2" и какой видит Еврокомиссия целевую модель проекта? Чей газ, какой тариф? Должен ли быть обеспечен доступ третьих лиц к трубе? Каково видение Еврокомиссии по системе закупок?
Проект "Северный поток 2" находится на рассмотрении, поэтому еще рано говорить о каких-либо деталях. Однако важно помнить, что любая инфраструктура подобного рода должна строиться и работать в полном соответствии с законодательством ЕС (в частности, Третьим энергетическим пакетом). Также важно рассматривать подобные проекты с точки зрения Энергетической стратегии ЕС: ведет ли проект к диверсификации поставщиков, маршрутов, типов энергоресурсов. Еще один важный вопрос – является ли проект необходимым и экономически обоснованным с учетом избыточной мощности системы трубопроводов.
Хочу еще раз подчеркнуть, что Энергетический союз не направлен против Газпрома или иной другой коммерческой компании, как это иногда представляется в местных СМИ. Цель Энергетического союза – предоставить европейским потребителям больший выбор, более низкие цены и гарантию безопасности поставок.
- Господин посол, вы сказали, что перезагрузки отношений с РФ не будет. Означает ли это, что идеи по поводу четырех общих пространств "умерли" и теперь вообще будет новый подход к выстраиванию отношений? Как вы себе видите отношения ЕС – Россия в будущем?
Мы все хорошо знаем, насколько ЕС и Россия зависимы друг от друга в торговле, энергетике, международных отношениях и других сферах. С другой стороны, как со всей очевидностью показали трагические события последних двух лет, которые привели к 9 тыс. погибших, к почти 3 млн беженцев и вынужденных переселенцев, к аннексии территории другого государства, между нами существуют глубокие разногласия. Мы также по-разному смотрим на роль гражданского общества и правозащитников. Нам сложно найти решение, чтобы преодолеть протекционистские меры России в отношении товаров из ЕС. Тем не менее, мы остаемся крупнейшими соседями. Нам необходимо преодолеть разногласия и определить сферы, где наши интересы совпадают. Поэтому 14 марта страны-члены ЕС единогласно приняли 5 руководящих принципов касательно отношений с Россией, которые принимают во внимание новые, может быть, не всем приятные, реалии. Принципы, на которых мы будем основывать наши отношения с Россией, включают: полное выполнение Минских соглашений в качестве первоосновы любого существенного изменения наших отношений; укрепление отношений со странами Восточного партнёрства и другими странами-соседями ЕС; укрепление внутренней устойчивости Европейского Союза; необходимости избирательного взаимодействия с Россией как по внешнеполитическим вопросам (например, Иран, процесс ближневосточного мирного урегулирования, Сирия, а также КНДР, миграция, борьба с терроризмом или изменение климата), так и по другим вопросам; готовность оказывать большую поддержку гражданскому обществу России и содействовать и поддерживать контакты между людьми и обмены.
Все вышесказанное подтверждает нашу приверженность принципам международного права и ценностям, которых мы всегда будем придерживаться как в отношении себя, так и наших партнеров. С другой стороны, мы заинтересованы взаимодействовать с Россией по тем вопросам, которые отвечают нашим общим интересам. Таким мы видим выстраивание наших отношений с Россией в ближайшем будущем.