Москва. 22 апреля. INTERFAX.RU - Ввод нового стандарта качества дорожных битумов с сентября 2016 года может привести к серьезному дефициту этого продукта на рынке и проблемам в строительстве дорог уже с 2017 года.
Новый стандарт битумов ГОСТ 33133-2014 был утвержден Евразийской экономической комиссией 29 декабря 2015 года среди перечней ГОСТов. Он будет действовать с 1 сентября 2016 года. Выпуск битумов по этому ГОСТу является добровольным, однако соответствие данному стандарту может стать условием для участия в тендерах "Росавтодора" и "Автодора" на поставки битума.
Как следует из протокола выездного совещания, проведенного Минэнерго в Санкт Петербурге в апреле текущего года (копия имеется в распоряжении "Интерфакса"), российские нефтеперерабатывающие заводы не готовы к производству дорожного битума по новым стандартам. Нефтяные компании активно на совещании обсуждали экономическую целесообразность введения новых требований, а также отсутствие переходного периода, в течение которого было бы возможно провести модернизацию битумных производств под новый стандарт.
Что говорят производители
По мнению "Роснефти", "новый стандарт предъявляет завышенные требования к качеству нефтяного дорожного битума, которые не имеют отношения к безопасности дорог". Компания предложила сохранить в перечне стандартов и старый, и новый ГОСТы.
"Башнефть" предложила оценить технические возможности производства битума по новым стандартам с учетом не самой благоприятной конъюнктуры рынка, сроков модернизации действующего битумного производства, его экономической эффективности и окупаемости затрат. Компания также предложила определить переходный период продолжительностью до начала 2018 года, в течение которого могли применяться оба стандарта.
Представитель НК "ЛУКОЙЛ" доложил на совещании, что закрыл производство битумов по старым стандартам на "Пермнефтеоргсинтезе" и сейчас рассматривает возможность организации выпуска битумов по новому стандарту на "ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез" и "Волгограднефтепереработке".
"Газпром нефть" сообщила участникам совещания, что запустит производство битумов по новому ГОСТу лишь в первом квартале 2017 года на "Омском НПЗ". Запуск производства новых битумов на "Московском НПЗ" и "Славнефть-ЯНОС" пока только прорабатывается.
Сколько это будет стоить
По расчётам Минэнерго, общий объем инвестиций, необходимых компаниям для модернизации битумных производств, составит не менее 2,5 млрд рублей. Между тем, требования нового ГОСТа к температуре хранения и транспортировке битумов, а также к изменению его массы и температуры после старения, не оказывают никакого влияния на соблюдение требований к дорожному полотну и на безопасность дорог.
"Низкая экономическая привлекательность реализации проектов модернизации битумного производства, вызванная стагнирующим спросом, отсутствием подтвержденных объемов потребления, ярко выраженной сезонностью и низкой фактической загрузкой действующих мощностей (до 50%) и сокращением технических возможностей нефтеперерабатывающих заводов по отгрузке битума и транспортно-логистических компаний по его доставке, наиболее вероятно приведет к изменению корзины нефтепереработки и остановке битумных производств", - отмечает ведомство в материалах.
По результатам совещания Минэнерго предложило еще раз обратиться в Минтранс с просьбой проанализировать объемы спроса на битум в России, в том числе, по новым стандартам, а также рассмотреть возможность использования двух стандартов. Ведомство также считает целесообразным учитывать ситуацию на рынке, необходимые объемы инвестиций, изменение мощности производства, сроки завершения модернизации производства и изменения стоимости производства новых битумов.
Источник, знакомый с ходом совещания, сообщил, что на текущий момент производством битумов по новым стандартам обладает Новошахтинский НПЗ, который в 2014 году построил битумную установку, и, в настоящее время, пытается обеспечить ее загрузку. Новошахтинский НПЗ также входит в некоммерческое партнерство "Росбитум", которое активно лоббировало введение нового ГОСТа. Вертикально-интегрированные нефтяные компании, производящие 90% российского битума, в "Росбитум" не входят.
Ведомства против
В распоряжении редакции имеются письма ФАС России и Минэкономразвития России, которые также не поддерживали данной инициативы Минтранса России.
Так, ФАС поддерживает предложение об использовании как старых, так и новых стандартов, поскольку это может ограничить круг хозяйствующих субъектов на рынке битумов.
Против принятия непроработанных решений по данному вопросу выступает и Минэкономразвития. По мнению министерства, существуют риски необоснованных и значительных издержек под модернизацию НПЗ.