Год кино и негодное кино

27-й "Кинотавр" продемонстрировал результаты новой системы госфинансирования

Год кино и негодное кино
Год кино и негодное кино
Фото: ТАСС, Валерий Матыцин

Москва. 14 июня. INTERFAX.RU - 27-й "Кинотавр" завершился победой фильма Оксаны Карас "Хороший мальчик" - картины о взрослении, о первой любви и победе здравого смысла над страстями. Приз за режиссуру достался Кириллу Серебренникову за антиклерикальную драму "Ученик", лучшими актерами названы Наталья Павленкова ("Зоология" Ивана Твердовского) и Константин Хабенский ("Коллектор" Алексея Красовского). Лучшим дебютом объявлен документальный фильм Дениса Шабаева "Чужая работа" о московских таджиках-гастарбайтерах, спецприз жюри отошел фильму Ильи Учителя "Огни большой деревни", этот же фильм получил награду за лучший сценарий.

Девять дебютов из четырнадцати конкурсных работ – вовсе не повод для радости. Такое количество первых "проб пера" говорит не о том, что молодые победили в серьезной схватке со стариками за право участвовать в самом крупном российском кинофестивале, а лишь о том, что в мире отечественного кино не все ладно, что образовались широкие дыры, которые надо как-то латать. "Кинотавр" проводить надо при любом состоянии киноиндустрии, даже при ее отсутствии, как в России, полтора десятка новых фильмов – вынь да положь. "Кинотавр" вынул и положил. Мы потрогали и испугались.

Главное, что бросается в глаза тем, кто хоть как-то еще помнит, что кино – в первую очередь искусство и лишь в последнюю – развлечение в планшете для долгих перелетов, это удивительное отсутствие внятной литературной основы фильма. Понятие "драматургия" волшебным образом растворилось в нагромождении гэгов и сценарных штампов, которыми сценаристы все чаще и все охотнее прикрывают неумение создать четкую драматургическую канву. Даже победитель нынешнего "Кинотавра", "Хороший мальчик", начиненный отличными актерами – Михаилом Ефремовым, Константином Хабенским, Александром Палем, юным Семеном Трескуновым, - игнорирует такие необходимые вещи, как развитие характера, психологическая мотивация, логика поступков. Отмеченный призом за режиссуру "Ученик" Кирилла Серебренникова ("Интерфакс" писал о нем подробно в связи с его участием в Каннском фестивале) отчаянно прикрывается жанром современной притчи – лишь бы избежать упреков в драматургических несуразностях. Ну а обладатель приза за лучший сценарий, "Огни большой деревни" дебютанта Ильи Учителя, картина о провинциальной молодежи, решившей снять собственное кино, и вовсе могла бы стать антипримером для начинающих кинематографистов – попытка освоить жанр эксцентрической комедии разбивается о стойкое нежелание авторов выдумать хоть что-то, кроме условного "торта в лицо".

При этом справедливости ради отметим, что "Ученик" Серебренникова при всем его несовершенстве не боится поднимать болезненные для сегодняшней России проблемы. И это уже – большое дело. Тревожные проблемы изучает и Денис Шабаев в документальной "Чужой работе" - невозможность примирения "своих" с "чужими", неудачные попытки ассимиляции и как следствие – печальное заключение: есть два мира, и вместе им не сойтись. Остальные фильмы готовы судачить о чем угодно, только не о том, что беспокоит настоящего художника, что раскалывает общество и что приводит к агрессии современного человека. Косвенно затрагивает тему одиночества человека в современном агрессивном мире, не терпящем "инаковости", фильм Твердовского "Зоология", героиня которого, серенькая дама средних лет, вдруг обнаруживает у себя большой хвост. Отважная и тонкая работы Натальи Павленковой – едва ли не единственное похвальное решение жюри, поставленного в этом году в тяжкие условия и вынужденного искать компромисс там, где есть место только недоумению (другая актерская награда, Константину Хабенскому, скорее дань актерскому подвигу – на протяжении полутора часов Хабенский в кадре один, все остальные персонажи присутствуют лишь голосами в его телефонной трубке) . Но сам фильм, получивший, кстати, приз Гильдии киноведов и кинокритиков, предельно инфантилен и обнаруживает фатальную для режиссера нелюбовь к своим героям, отчего выглядит как голая арматура вместо изящного здания.

Режиссер Оксана Карас, получившая главный приз кинофестиваля за фильм "Хороший мальчик"
Режиссер Оксана Карас, получившая главный приз кинофестиваля за фильм "Хороший мальчик"
Фото: ТАСС, Валерий Матыцин

Другой жирный акцент нынешнего "Кинотавра" - победившая телевизионная эстетика. С большинства фильмов можно уйти в любой момент, вернуться через час и обнаружить, что ничего не пропустил. Едва ли не любой из представленных фильмов можно продолжить еще на час, на два или на три, можно соорудить сериал – и ничего не изменится. А если учесть, что одновременно крупные российские кинопремии – "Ника" и "Золотой орел" - учредили номинации для сериалов, а телевидение и показывает лишь сериалы – так и хочется спросить: для кого будут снимать сегодняшние хорошие режиссеры?

Господдержка российского кино постепенно превратилась в закрытые междусобойные игры, не призванные ни на йоту поддержать Кино. С некоторых пор Фонд кино, распределяющий государственные субсидии, принимает во внимание исключительно будущую прокатную судьбу фильма – ясное дело, Фонду надо вернуть деньги. Собственно, Фонд кино, созданный когда-то как финансовое подспорье кинематографу, превратился в коммерческий банк. Поэтому вопреки, казалось бы, нормальной логике, Фонд кино дает деньги лишь тем, кто по идее сам может и должен зарабатывать. При этом министерство культуры, оставившее за собой безвозвратное финансирование авторского и документального кино, быстро научилось лукавить и заносить в разряд финансируемых им авторских фильмов развесистую продукцию вроде виденных на нынешнем "Кинотавре" режиссерского дебюта Гоши Куценко "Врач" и продюсерского опыта Сергея Безрукова, снятого его женой Анной Матисон, "После тебя". По сравнению с означенными произведениями представления Цирка на Цветном бульваре – чистый философский артхаус. И попробуй докажи, что к авторскому кино эти фильмы не имеют ни малейшего отношения. Но так ведь – имена, понимаете ли. Кто-то загадочный в Минкульте наивно думает, что зритель пойдет просто на Куценко или на Безрукова. При этом, разумеется, те же мозги и не думают вкладываться в продвижение и рекламы ими же обласканных картин. А экспертные советы, скучковавшиеся вокруг распределителей госсредств, охотно помогают в этой странной практике. При этом очень большие деньги дефолтом выделяются патриотическому кино вне зависимости от его качества, и это, даже если отбросить сомнительную идеологическую часть истории, сильно бьет по нашему кинематографу экономически. Что поделаешь, в экспертных советах ведь – продюсеры, режиссеры, сценаристы. Им тоже хочется денег.

В этом году на "Кинотавре", самом презентативном смотре российского кино, мы увидели фильмы, которые затевались в начале действия новой модели госфинансирования. Сколько бы ни объясняли Минкульту несколько лет назад, что новая система пойдет во вред кино, - это были слова. Сейчас мы увидели результаты.

Организаторов "Кинотавра" упрекнуть не в чем – они отбирают из того, что есть. Даже напротив – большое им спасибо за то, что показали во всей красе нынешнее состояние нашей девятой музы. Спасибо за то, что заставили нас содрогнуться от мысли: "А что же это за фильмы, которые не попали на "Кинотавр", если ЭТО – лучшее?" И конечно, самое упоительное совпадение: агонию отечественного кинопроизводства мы имели счастье наблюдать в Год кино. O my God, как говорится. God кино в России, похоже, умер. Хороший мальчик был.

Последние новости