Москва. 9 сентября. INTERFAX.RU - Минфин РФ подготовил поправки в Налоговый кодекс (НК), устанавливающие механизм сбора налоговыми органами информации от финансовых организаций и международных групп компаний для автоматического обмена ею с иностранными государствами.
Правительство РФ в апреле одобрило присоединение России к международному соглашению об автоматическом обмене финансовой информацией о налогоплательщиках. Предполагается, что автоматический обмен может начаться уже в 2017 году, а полностью переход к нему должен произойти не позднее 2018 года.
Для того, чтобы выполнить условия этого соглашения, Налоговый кодекс дополняется двумя новыми разделами - о представлении в налоговые органы документации по международным группам компаний и по исполнению международных договоров РФ по вопросам налогообложения и взаимной административной помощи по налоговым делам.
Также Налоговый кодекс дополняется положением о праве налогоплательщиков получать подтверждение своего статуса в качестве налогового резидента РФ, а также об обязанности налоговых органов подтверждать такой статус. Поправками позволяется участвовать в налоговых проверках иностранным налоговым органам, если это предусмотрено международным договором.
Кроме того, устанавливается, что предоставление налоговой службой налоговым иностранных государств информации в рамках автоматического обмена не является разглашением налоговой тайны.
Международные группы
В Налоговый кодекс вводится понятие международной группы компаний. Это группа организаций или иностранных структур без образования юрлица, связанных между собой через участие или контроль. Для нее должна составляется консолидированная финансовая отчетность, в ее состав должна входить хотя бы одна организация, которая признается налоговым резидентом РФ (либо организация - нерезидент РФ, налогообложение на территории РФ которой осуществляется через постоянное представительство), и хотя бы одна организация, которая не признается налоговым резидентом РФ.
Участники группы обязаны представлять в налоговый орган документацию по группе: уведомление об участи
и в ней и страновые сведения по ней. При этом участники группы, совокупная выручка которой составляет менее 50 млрд рублей, освобождаются от необходимости представлять эти сведения.
Уведомление об участии в группе с информацией по всем ее участникам в налоговые органы должна представлять материнская компания группы или ее уполномоченный участник, если они являются резидентами РФ. В таком случае другие участники - резиденты РФ могут таких уведомлений не представлять. Если материнская компания группы не является резидентом, то один из участников - резидентов РФ может представить уведомление об участии с информацией на всех участников, таким образом, остальные российские участники группы также смогут не подавать уведомление.
Уведомление нужно представлять в электронном виде не позднее трех месяцев с даты окончания последнего финансового года или не позднее трех месяцев с последнего дня периода, за который составлялась консолидированная финансовая отчетность группы. Уведомление должно, в частности, содержать наименование, основной государственный регистрационный номер и идентификационный номер каждого участника.
Страновые сведения
К страновым сведениям относится информация о доходах, расходах, прибыли, убытке, основных показателях, характеризующих деятельность участников, а также суммах налогов, исчисленных и уплаченных в бюджетную систему РФ и иностранного государства. В рамках этих страновых сведений участники группы должны представлять глобальную и национальную документацию по группе и страновой отчет по государствам, налоговыми резидентами которых являются.
Страновой отчет и глобальную документацию по группе также должна представлять материнская компания группы или ее уполномоченный участник, если они являются российской организацией или иностранной организацией, признавшей себя налоговым резидентом РФ. Национальную документацию представляет участник группы, который является российской организацией или иностранной организацией, признавшей себя налоговым резидентом РФ.
Страновой отчет должен представляться в электронной форме не позднее 12 месяцев с даты окончания последнего закончившегося финансового года либо не позднее 12 месяцев с последнего дня периода, за который составлялась консолидированная отчетность. Глобальная документация и национальная документация представляются по требованию налоговых органов в течение трех месяцев после получения требования, но не ранее 15 месяцев с окончания финансового года либо последнего дня периода, за который составлялась консолидированная отчетность.
Страновой отчет должен содержать информацию об общей сумме доходов по сделкам за финансовый год, в том числе с разбивкой по сделкам с дочерними участниками и по сделкам с другими лицами, о прибыли или убытке за финансовый год до налогообложения, о сумме уплаченного налога на прибыль, об исчисленном налоге на прибыль, о размере уставного капитала, о накопленной прибыли на дату окончания финансового года, о среднесписочной численности работников, о величине материальных активов, а также идентификационные сведения о каждом участнике группы с указанием государства, где он учрежден и налоговым резидентом которого является, и основных видов деятельности каждого участника.
Налогоплательщик может не представлять страновой отчет, если входит в группу с выручкой менее 50 млрд рублей или входит в группу, материнская компания которой является налоговым резидентом страны, законодательством которой установлена обязанность представлять в страновой отчет, или страны, участвующего в международном договоре по автоматическому обмену страновыми отчетами.
Глобальная документация должна содержать информацию о структуре группы компаний, в частности, перечень взаимозависимых с налогоплательщиком лиц, описание географических рынков, где ведет деятельность налогоплательщик и его взаимозависимые лица, описание их деятельности и сделок между налогоплательщиком и взаимозависимыми лицами с описанием основных товаров, работ, услуг, которые формируют более 5% выручки группы за финансовый год, информацию о реструктуризации бизнеса, о нематериальных активах группы, о системе финансирования группы, описание методики внутригруппового ценообразования, связанной с финансированием, консолидированную финансовую отчетность.
Национальная документация участника группы составляется в отношении контролируемых сделок, одной из сторон которых является лицо, местом регистрации либо местом жительства, либо местом налогового резидентства которого не является РФ. В ней должна быть информация о деятельности налогоплательщика, о структуре его управления, об особенностях ведения деятельности налогоплательщика и рыночной стратегии развития, описание контролируемой сделки.
Автоматический обмен
Налоговый кодекс дополняется разделом с описанием механизма автоматического обмена финансовой информацией с иностранными государствами в налоговых целях. Так, организации финансового рынка (банки, страховщики по добровольному страхованию жизни, профучастники рынка ценных бумаг, НПФы, акционерные инвестфонды, УК, клиринговые организации, управляющие инвестиционного товарищества) будут обязаны представлять налоговикам финансовую информацию о своих клиентах, выгодоприобретателях и лицах, прямо или косвенно их контролирующих, являющихся налоговыми резидентами иностранных государств. Также они должны будут сообщать сведения о договорах финансовых услуг, заключенных с ними. Порядок и сроки представления этих сведений будет устанавливать правительство РФ по согласованию с Банком России.
Организация финансового рынка должна запрашивать необходимую информацию у клиентов, обрабатывать и анализировать, а также принимать меры по установлению налогового резидентства клиентов. Клиенты, в свою очередь, как физлица, так и юрлица, обязаны предоставлять запрашиваемую информацию о себе. Если клиент или будущий клиент не захочет ее представлять, банк будет вправе расторгнуть с ним договор в одностороннем порядке или отказаться от его заключения.
Предоставлять такую информацию в налоговые органы банки и другие организации финрынка смогут без согласия клиентов, так это не является нарушением банковской и другой охраняемой законом тайны. При этом правительство может установить перечень организаций и видов договоров, по которым не нужно будет направлять информацию в налоговые органы, так как риски их использования для ухода от налогов низки.
Федеральная налоговая служба сможет передавать эту информацию в налоговые органы других стран, налоговыми резидентами которых являются такие клиенты. Перечень иностранных государств, которым может передаваться такая информация, а также порядок передачи и получения страновых отчетов будет устанавливаться самой ФНС.
Штрафы
За нарушения в представлении информации в законопроекте предусматриваются штрафы. Так, за неправомерное непредставление организацией финансового рынка информации в рамках международного автоматического обмена или направление информации с нарушением порядка, объема и сроков взимается штраф в 500 тыс. рублей. За непринятие организацией финансового рынка мер по установлению налогового резидентства клиентов взимается штраф в 300 тыс. рублей.
За неправомерное непредставление участником международной группы компаний уведомления об участии в группе взимается штраф 50 тыс. рублей, за неправомерное непредставление участником группы страновых сведений или представление недостоверных сведений взыскивается штраф в 100 тыс. рублей по каждому из видов сведений.
Закон в случае принятия вступит в силу с 1 января 2017 года. Участники международной группы компаний могут добровольно представлять информацию по финансовым годам ранее 1 января 2017 года.