Москва. 10 марта. INTERFAX.RU – Президент России Владимир Путин по итогам совещания с членами правительства 18 февраля поручил кабинету министров совместно с РЖД до 20 марта проработать эффективную модель функционирования пригородного железнодорожного транспорта в стране.
Поручение опубликовано во вторник на официальном сайте Кремля.
Глава правительства Дмитрий Медведев, высшие должностные лица регионов России и президент РЖД Владимир Якунин должны принимать во внимание необходимость "регулирования тарифов по пригородным железнодорожным пассажирским перевозкам на уровне федеральных органов исполнительной власти". Также исполнители должны обеспечить эффективное использование субсидий, которые предоставляются из федерального бюджета, чтобы этот вид транспорта был доступным.
Переход на новые рельсы
Как сообщалось ранее, с 2011 года пригородные ж/д перевозки в России осуществляются по новой схеме: регионы формируют региональный заказ на транспортное обслуживание населения на основе экономически обоснованных расчетов, данные для которых предоставляют регионам локальные перевозчики. Разницу между согласованной стоимостью билетов для населения и реальными затратами пригородных пассажирских компаний (ППК) субъекты должны возмещать из местного бюджета.
При этом, чтобы снизить финансовую нагрузку на регионы, правительство приняло решение почти полностью оплачивать за них РЖД стоимость инфраструктурных услуг. Первоначально на эти цели в федеральном бюджете закладывалось по 25 млрд руб., но к 2016 году ведомства рассчитывали свести к нулю объем компенсаций, постепенно переложив оплату этой части расходов ППК на субъекты. Однако в итоге "переходный период" растянулся до 2015 года: все эти годы федеральный бюджет выделял "Российским железным дорогам" по 25 млрд руб., а пригородные компании платили только 1% от суммы инфраструктурных услуг монополии.
Между тем, часть регионов даже с учетом всех компенсаций не в полном объеме возмещала ППК стоимость их услуг, часто ссылаясь на непрозрачность структуры расходов пригородных пассажирских компаний, которая не позволяет объективно оценить размер выпадающих доходов, а также другие причины. В связи с этим РЖД заявили, что местные ж/д перевозчики (многие их них подконтрольны монополии) будут приводить объемы перевозок в соответствие с суммами, заложенными на компенсации от регулирования тарифов в бюджетах регионов.
В итоге часть электричек была отмена в 2013 году, в 2014 году, по данным министерства транспорта, из графика исчезли около 600 рейсов (около 10% от их общего числа в стране). При этом на 2015 году правительство, сохранив объем компенсаций РЖД из федерального бюджета на уровне 25 млрд руб., сократило с 99% до 75% размер инфраструктурной скидки для ППК. Это существенно увеличило нагрузку на регионы и повлекло сокращение еще более 300 пригородных поездов, а в ряде регионов - их полную отмену (многие субъекты в этой связи высказались за переход на более дешевые автобусные перевозки).
Меры поступления
В начале февраля на ситуацию резко отреагировал Путин. "Что происходит? Мы понимаем, насколько это серьезно, это же не один автобусный маршрут отменили, а перестали ходить электрички в регионы. Вы что, с ума сошли что ли? Это несерьезный подход, это же касается тысяч людей", - заявил он на совещании с членами правительства, предписав "немедленно" восстановить движение пригородных поездов. В течение следующих недель в график были возвращены составы, отмененные с начала 2015 года, однако вопросы с финансированием этого сектора остались.
РЖД оценивали возврат 99%-ной скидки за свои инфраструктурные услуги в 8,8 млрд руб. Кроме того, как заявлял начальник департамента управления бизнес-блока "Пассажирские перевозки" РЖД Геннадий Верховых, 6,5 млрд руб. может дать пригородным пассажирским компаниям обнуление ставки НДС (в дополнение к предусмотренному правительственным антикризисным планом снижению с 18% до 10%). С учетом 25 млрд руб. субсидий монополии из федерального бюджета и 8,3 млрд руб. зарезервированных региональных возмещений пригородным перевозчикам это позволяло бы обеспечить сбалансированность их бюджета в 2015 году. При таком раскладе, правда, пригородные пассажирские компании не смогут инвестировать в обновление подвижного состава, уточнял Верховых.
На прошлой неделе Медведев подписал постановление, возвращающее на уровень 99% инфраструктурные льготы для пригородных ж/д компаний. "На это потребуется дополнительно 8,8 млрд руб. из федерального бюджета. Эти средства будут выделены из антикризисного фонда в ближайшее время", - отметил при этом вице-премьер Аркадий Дворкович. При этом другим постановлением глава правительства закрепил положение о том, что одновременно должно осуществляться покрытие убытка, который возникает при регулировании тарифов на перевозку пассажиров и багажа. По словам Дворковича, принятое решение позволит ликвидировать "основную часть финансового разрыва" в обеспечении безубыточности пригородных перевозок.
Что касается НДС, то по словам чиновника, правительство "завершает дискуссию по поводу того, какая должна быть ставка - 10% или 0%". "Отраслевой блок считает, что 0%, у министерства финансов есть опасения на эту тему. В зависимости от этого решения будет определена оставшаяся сумма, которую необходимо выделить из федерального бюджета на поддержку самых проблемных регионов, а таких, скорее всего, будет порядка десяти-двенадцати", - сказал Дворкович.
"Кроме того, мы будем обсуждать с проблемными регионами, как оптимально должен развиваться местный региональный транспорт, когда будем заключать соглашение по дотации на содержание и развитие автомобильных дорог. У нас на эти цели выделено в бюджете дополнительно 69 млрд руб. за счет одного рубля акциза (дополнительно был введен на моторное топливо - ИФ). Эти средства будут выделяться при условии, что регионы заключат соглашения с РЖД по пригородным ж/д перевозкам", - добавил он.
При этом, Дворкович говорил, что правительство "в любом случаем проведет с регионами оптимизацию местных перевозок", но обойдется без массового сокращения электричек.
Кроме того, в числе основных направлений, в которых работает правительство в решении вопроса о пригородных перевозках, Дворкович назвал сокращение затрат в самой системе РЖД. В частности, инфраструктурные затраты ППК "будут чуть меньше, если РЖД будут заниматься оптимизацией издержек". До этого Путин также потребовал разобраться с тарифной методикой ППК. "Они должны раскрыть формирование и структуру этого тарифа", - заявлял он.
Наконец, дополнительной оптимизацией должно послужить новое законодательство по безбилетникам. Госдума в марте рассчитывает принять закон о судебном взыскании штрафа за безбилетный проезд в поездах, заявлял глава комитета по транспорту нижней палаты парламента Евгений Москвичев (сейчас этот вопрос решается в административном порядке).
Проверка заказов
В поручении Путина, опубликованном во вторник, также говорится, что Минтранс совместно с ФАС до 20 марта должны проанализировать эффективность закупок материальных ресурсов для нужд РЖД, в том числе железнодорожного подвижного состава, "обратив особое внимание на содержание процедур отбора поставщиков, включая иностранных".
В феврале на совещании с членами правительства президент попросил главу Минтранса Максима Соколова прокомментировать целесообразность закупки подвижного состава для РЖД в Испании. "В современных условиях так важно закупать подвижной состав за границей, не обеспечив полноценный заказ для своих собственных предприятий? Понимаете, что я имею в виду? 140 вагонов в Испании закупили. Почему именно сейчас надо это сделать?", - спросил президент.
Тот ответил, что речь идет о контракте с испанской компанией, который был заключен в 2011 году (было заказано семь 20-вагонных поездов Talgo на 135 млн евро), и "сейчас уже 85% оплат по этому контракту осуществлено". "120 из 140 вагонов уже поставлено, контракт находится в стадии завершения", - добавил Соколов. "Новых контрактов по приобретениям импортного подвижного состава, насколько мне известно, ни в инвестиционной программе РЖД, ни в его дочерних обществах нет - значимых контрактов", - заявил он при этом. "Вы проверьте, а потом скажете", - сказал в ответ Путин.
Спустя пару дней замглавы Минтранса Алексей Цыденов заявил, что ведомство не нашло в инвестиционной программе РЖД заказов иностранной техники - за исключением контракта на поставку вагонов с испанской Talgo. "После поручения президента РФ уточнили еще раз. Речь идет о контракте Talgo. Это испанские 140 вагонов. Контракт подписан в 2011 г. на Петербургском экономическом форуме. Из семи поездов шесть уже поставлено. Других закупок импортного подвижного состава сейчас нет", - отметил он. "В тот период, когда подписывался (контракт с Talgo - ИФ), не было проблем с заказом и в том числе на ОАО "Тверской вагоностроительный завод". Мы не говорим о том, что 140 вагонов в 2015 кризисном году РЖД покупают и деньги уводят куда-то на сторону. Это закрытие контракта. 85% уже выплачено было, сейчас последние 15% доплачивается", - сказал при этом замминистра.
В монополии в этой связи "Интерфаксу" также заявляли, что "компания заинтересована в локализации производства в России". Но отметили, что испанские"поезда являются инновационными, не имеющими аналогов в России, из-за наличия механизма автоматического изменения ширины колеи с 1520 мм на 1435 мм, а также системы наклона кузова, что позволяет экономить до 30% времени в пути на европейских маршрутах". Проект был призван повысить скорость движения без дополнительных капиталовложений в инфраструктуру. В составах внедрена технология принудительного наклона кузова, позволяющая проходить повороты на более высоких скоростях.
Изначально 3 состава, имеющих систему автоматического изменения ширины колесных пар для перехода с российской колеи на европейскую (1435 мм), планировалось запустить на маршруте Москва-Берлин, еще 4 - между Москвой и Киевом. Однако в середине 2014 году Верховых заявил, что монополия допускает запуск испанских поездов на маршрутах в России, если этого не произойдет в сообщении с Киевом. Позднее стало известно о запуске составов Talgo на маршруте Москва - Нижний Новгород. Три состава, как и планировалось, будут ходить в Берлин, отличаясь от "нижегородских" технологически - они будут проходить в Бресте через специальное устройство, позволяющее изменить ширину колеи без смены тележки, что позволит значительно сократить время поезда в пути.