Москва. 15 февраля. INTERFAX.RU - Заказчики электронных торговых площадок (ЭТП) в 2016 году увеличили объем закупок в электронной форме на 10-20%, следует из исследования рейтингового агентства RAEX ("Эксперт РА").
"Подавляющее большинство наших клиентов ежегодно увеличивают объемы закупок в электронном виде, - отметил заместитель гендиректора ОАО "Единая электронная торговая площадка (ЕЭТП)" Антон Киценко, слова которого приводятся в исследовании. - В среднем этот прирост составляет 10-15% в год".
В исследовании речь идет о крупных корпоративных заказчиках (как о частных, так и о госкомпаниях - ИФ), входящих в рейтинг RAEX-600 (в 2016 году в него вошли компании с выручкой свыше 16 млрд рублей в 2015 году).
Несмотря на рост среднего объема закупок в прошлом и в 2015 годах, этот показатель, в итоге, едва ли достиг уровня 2014 года, полагают исследователи. Так, в 2013 году средний объем закупок крупных корпоративных заказчиков в электронной форме составлял порядка 63 млрд рублей (около 8 тыс. закупочных процедур). В 2014 году этот показатель снизился до 48 млрд рублей, а в 2015 году - вырос до 49 млрд рублей (число закупок выросло до 8,8 тыс.).
По оценке RAEX, уровень проникновения услуг ЭТП среди крупных корпоративных заказчиков вырос в 2016 году незначительно - до 58% с 55% в 2015 году. При этом доля крупнейших корпоративных заказчиков, использующих электронные закупки, составила по итогам прошлого года 78,8% против 77,4% годом ранее. Стоит отметить, что в 2014-2015 годах рост числа таких заказчиков, прибегающих к процедуре электронных закупок, составил соответственно 6 п.п. и 9 п.п. То есть, часть значительная часть заказчиков организует собственные торговые площадки и проводит на них закупочные процедуры или создает соответствующие разделы на своих корпоративных сайтах.
Незначительные темпы роста средних объемов электронных закупок исследователи объясняют, в частности, непреодоленными по состоянию на начало 2016 года последствиями спада в экономике, который негативно повлиял на инвестиционный спрос со стороны крупнейших компаний.
В исследовании RAEX отмечается, что операторы ЭТП (крупные игроки, аккредитованные, в том числе, для проведения закупочных процедур в соответствии с законом "О контрактной системе") связывают дальнейшие перспективы развития своего бизнеса с продвижением своих услуг в сегменте частных корпоративных заказчиков - как крупнейших, так и средних предприятий.
"Наиболее активный рост клиентской базы ЭТП продолжается в сегменте частных компаний, закупки которых государство не регулирует, - приводятся в исследовании слова коммерческого директора ЭТП B2B-Center Андрея Бойко. - Сегмент закупок частных компаний активно растет - как по числу заказчиков, так и по числу процедур".
Впрочем, по оценкам ЭТП, работа с частными заказчиками оказывается более ресурсоемкой - операторы электронных торговых площадок считают, что привлечение и сопровождение такого заказчика обходится им в 3-4 раза дороже привлечения и сопровождения заказчиков, работающих по 44-ФЗ или 223-ФЗ.
Еще одним из перспективных направлений развития своего бизнеса операторы ЭТП называют дополнительные и сопутствующие услуги, предоставляемые и заказчикам, и поставщикам.
"Большинство крупнейших корпоративных заказчиков привыкли пользоваться услугами ЭТП безвозмездно или за ограниченную плату, - считает Киценко - Заказчики готовы платить за средства автоматизации закупок".
Еще одним сдерживающим фактором развития бизнеса ЭТП в сегменте частных корпоративных заказчиков исследователи называют отраслевую принадлежность таких компаний. Речь идет о банковском секторе, страховых компаниях, IT, оптовой и розничной торговле. То есть о компаниях нересурсоемких отраслей, для которых снижение затрат на проведение закупочной деятельности и материально-техническое обеспечение оказывает меньшее влияние на общий уровень издержек, чем у компаний промышленности, энергетики, строительства, связи и транспорта.