Москва. 22 марта. INTERFAX.RU - Не залегших в берлоги истощенных и больных гималайских медведей фиксировали зимой в Хабаровском крае, это явление наблюдалось впервые за всю историю изучения вида, сообщили "Интерфаксу" в институте водных и экологических проблем дальневосточного отделения Российской академии наук.
"До сих пор бодрствующие зимой из-за голода взрослые особи гималайского медведя не регистрировались. Подобные факты, отмеченные в этом году, без преувеличения стали феноменом. Причина в повторном неурожае осенних кормов медведей", - сказал научный сотрудник института Сергей Колчин.
Он пояснил, что в 2015 году и следом в 2016 году в Хабаровском крае и других регионах наблюдались повсеместные неурожаи кедровых орехов и желудей, являющихся основой рациона медведей. Не было в тайге и второстепенных кормов - плодов маньчжурского ореха, лещин, элеутерококка и других. Произошло это, по словам Колчина, из-за активных вырубок кедрово-широколиственных лесов.
"Медведи не смогли восстановиться после одной аномально голодной осени, как наступила новая. В результате, стали встречаться не ушедшие в зимний сон животные. Находили и павших медведей, в том числе и в берлогах", - сказал Колчин.
Как отметил эксперт, медведи, которым удалось выжить осенью и залечь в берлоги, стали просыпаться раньше обычного - с середины февраля.
"Организм животных к этому времени просто полностью исчерпал свой ресурс. С большой вероятностью они вскоре погибнут", - считает Колчин.
В целом случаи гибели медведей по разным естественным причинам участились в Хабаровском крае. Животных отстреливают после встречи их у поселений, к которым они выходят в поисках пищи.
Сложившаяся ситуация оказывает значительное влияние на состояние популяции гималайского медведя в регионе. Похожие тяжелые для животных условия складываются и в Приморье. Чтобы избежать сокращения численности этого вида необходимо, в первую очередь, обратить внимание на проблему сохранения кедрово-широколиственных лесов.
Гималайский медведь в России обитает только на юге Хабаровского края и в Приморском крае, отдельные особи могут встречаться в ряде районов Еврейской автономной области и на юго-восточной окраине Амурской области.