Москва. 1 сентября. INTERFAX.RU - В первый день осени в российский прокат выходит фильм "Про любовь. Только для взрослых" - продолжение киноальманаха 2015 года, снятого Анной Меликян, про самое главное из всех чувств. В новой картине главную роль в одной из пяти историй сыграл Максим Матвеев, ранее в этом году появившийся на широких экранах в фильме "Анна Каренина. История Вронского".
Кроме премьеры ленты в начале сентября Матвеев выйдет на сцену "Табакерки" в роли Кинастона в одноименном спектакле. Ему предстоит перевоплотиться в реально существовавшего в XVII веке актера, одного из последних артистов, которые играли и мужские, и женские роли в постановках.
В интервью корреспонденту "Интерфакса" Анне Нехаевой Максим Матвеев рассказал о новом фильме, особенностях подготовки к необычной роли, ситуации вокруг фильма "Матильда", в котором он озвучил Николая II.
- Расскажите про своего героя в фильме "Про любовь. Только для взрослых" - кто он? Чем он вас заинтересовал?
- Он, как мне кажется, во всей этой истории олицетворяет любовь к самому себе. У него нет любовных отношений с кем бы то ни было...хотя, наверное, есть - с самим собой. Нарцисс, актёр, который в определённой степени является жертвой обстоятельств и помогает, вольно или невольно, решить ситуацию у определённой пары. Мне понравился этот герой, потому что дал возможность поиронизировать над собой и над коллегами. Он - набор тех качеств, которые могут отталкивать или вызывать смех, недоумение. Наделить этого персонажа такими проявлениями было любопытно. Плюс другим мотивационным стимулом стала возможность снова поработать с Фёдором Сергеевичем (Бондарчуком - ИФ) и впервые - с Викторией Исаковой, которую я считаю великолепной драматической актрисой. А в фильме у нас очень комедийная ситуация.
- А есть ли у вас что-то общее с этим персонажем?
- У всех есть что-то общее с ним. У окружающих нас людей, у меня, у вас. В той или иной степени. Любовь к себе присуща любому, это приятно - любить себя. А он немного чрезмерный в этом смысле.
- В фильме "Про любовь" 2015 года зрителям, казалось бы, уже рассказали про любовь, о том что такое любовь. Как считаете, с какой целью надо было снимать второй фильм на ту же тему?
- Ну как можно все рассказать про любовь? Сколько людей на свете, столько и ситуаций, характеров, и проявлений любви - у каждого она своя, пространство вариантов гигантское. Снимать на эту тему можно бесконечно. Интересно, что в этом проекте Анна (Меликян - ИФ) отдала авторство новелл другим режиссёрам, и в этом есть определённый творческий задор и любопытство. Они по-разному чувствуют, видят ситуации, интересно было их скомпилировать в пространстве общей темы. Вполне вероятно, что будет и третья часть. Но это уже вопрос не ко мне, а к Анне.
- На ваш взгляд, что такое любовь?
- На эту тему можно размышлять бесконечно, это тема отдельного разговора если не двух, трёх, пяти. Изначально, безотносительно частных ситуаций, это чувство прекрасно, даже когда оно приносит страдание. И эти страдания прекрасны. Это то, что даёт нам силы жить, что нас вдохновляет, также как и великих людей.
- Роль в фильме "Про любовь. Только для взрослых" помогла что-то открыть для себя, в человеческой природе?
- Вообще, таких персонажей у меня ещё не было, плюс близких по профессиональной деятельности. На самом деле таких как он я встречал неоднократно среди своих коллег. (Смеётся.) Так что есть о чем рассказать с помощью него.
- То есть какие-то черты ваших коллег вы привнесли в этот образ?
- Да, конечно.
- Это ваш второй проект с Джоном Малковичем после "Мата Хари". В этом фильме у вас есть общая сцена. Чему- то научились у него?
- Да, у нас был один день на съёмочной площадке. Он прекрасен, очень простой. Для него это было не просто приятное времяпрепровождение, а серьёзная работа. В сцене лекции он сам себе переписал текст, причём важную часть - идеологический стержень фильма, размышления на тему любви. Переделывал, добавлял что- то своё, - у него было листов восемь собственноручно исписанного текста. Он не расслаблялся, а профессионально подходил к делу. У него не было ни секунды звездности.
- Вообще из коллег с кем вы работали, кто произвел самое сильное впечатление?
- Из недавнего - Константин Хабенский, мы впервые пересеклись на площадке, невероятный человек, двигатель, талант. Много эпитетов можно применить. Но это действительно школа. Смотришь и думаешь: "я бы по- другому себя повёл и был бы идиотом'". Производство - нестабильный процесс, и Костя в этом смысле очень мудро и профессионально к нему относится.
- Смотрите сами российское кино? Что-то понравилось из недавних картин?
- Стараюсь смотреть, но не всегда получается. Из последнего что видел, хотя этому фильму почти год, - "Ученик" Серебренникова, ещё "Притяжение" Фёдора Сергеевича, "Блокбастер", "Зоология" Твердовского очень понравилась.
- Интересно, что перечисляете знаковые имена. А с кем из режиссеров, актеров хотели бы поработать?
- С удовольствием бы поработал с Кириллом Серебренниковым, будь то театр или кино, с Константином Богомоловым, было бы здорово, если удастся примкнуть к какому-то проекту Тодоровского. И Звягинцев. Вообще я оптимист, верю, что работа будет приходить интересная.
- Вы сами себя в качестве режиссёра не думали попробовать?
- Думал, конечно. Уже участвовал в производстве одной короткометражной истории, которая сейчас на стадии монтажа. Но там была задача ещё и сыграть, поэтому в режиссерское кресло сесть пока не рискнул. Я сам очень хочу снять сказку, страшную очень. Есть и другие идеи, думаю что я обязательно это реализую.
- А как вы отбираете актёрские проекты?
- Здесь много факторов. И чем старше становлюсь, тем их больше. Материал, персонаж - чтобы он не повторялся. Мне, если я уже что-то подобное делал, неинтересно. Режиссёр, партнёры играют роль.
- Как считаете, внешность артиста - это окончательная характеристика для него? Или он может как-то влиять на то, чтобы играть не только в одном амплуа?
- Сейчас далеко не все делится на положительное и отрицательное. Зритель диктует художнику свой интерес. Он подталкивает удивить его. И относительно этого меняются, стираются эти профессиональные, творческие стереотипы. Зрителю предлагают другой контент, образы, характеры. Я сам, например, никогда не был сторонником внешней истории. Меня всегда привлекали нелогичные, странные персонажи. Мы живем во время, которое стирает стереотипы.
- Давайте поговорим о пьесе "Кинастон" в "Табакерке", в которой вы играете главную роль. Пьеса получила международный резонанс после экранизации "Красота по- английски". У вас в спектакле есть какие-то переклички с фильмом?
- Наоборот - я посмотрел первые сцены и выключил, потому что не хотелось "зеркалить" и терять своё первое впечатление от прочтения. Есть существенная разница между пьесой и кино. Например, две женские роли из пьесы в фильме слиты в одну, создана тем самым романтическая линия между главными героями. А у нас в спектакле нет романтической линии, у нас спектакль не про это. Он больше про самопостижение, творчество, про то, насколько человеку позволено быть самим собой в окружающем его мире. Насколько ему это позволяют или не позволяют, и про то как он с этим справляется или не справляется. Эта тема поинтереснее. Хотя фильм прекрасен.
- Чем именно вас заинтересовала эта роль?
- Всем. (Смеётся.) Тут сложно что-то на первое место вынести. То, что это пьеса про артиста, что он странный парень, который играет женщин на сцене. Там есть несколько моментов, где он именно перевоплощается на сцене и в жизни - выходит гулять в образе и его путают с девушкой. Это хорошая амбициозная задача для меня как артиста. Ну и там заложена очень важная человеческая история - насколько человеку позволено быть тем, кем он хочет быть. Насколько общество глухо к этому или нет. Ведь часто любое отклонение от "нормы" в рамках общества считается чуть ли не преступлением. Смешно. И вот на эту тему поговорить на сцене было любопытно.
- То есть по сути эта пьеса про толерантность?
- Да, и про нее тоже.. Про толерантность, глупость и государственные истории, когда одним что-то запрещают, другим вдруг разрешают и так далее. Мне нравится, что это всеобъемлющий материал. Там есть одна конкретная тема, на которую "нанизываются" разные другие мотивы.
- Вы говорили, что стараетесь отбирать что-то неожиданное, проекты, где есть что-то что не умели делать, но чему хотели бы научиться. В случае с "Кинастоном" чему научились?
- Я бы не сказал, что уже чему-то научился, потому что работа над ним ещё продолжается, его ещё нужно постигать, находить новые мотивы. Наверное слишком амбициозным будет сказать, что я постиг женскую сущность, природу, потому что он не совсем женщина, он существо, которое привлекает своей непонятностью. В нем есть от что-то из трансвестизма, когда человек не может разгадать - женщина это или мужчина.
- В этом спектакле приходится перевоплощаться как визуально, с помощью грима и костюмов, так и в физическом плане - походкой, жестами. Непростая задача. Как готовились к роли?
- Я решил, что надо последить за хорошим актрисами в кино, например Изабель Юппер для меня один из образцов в этом плане. В фильме "8 женщин" мы можем проследить за разницей игры, стилистикой исполнения. Ещё смотрел фильм "Мисс Петтигрю" с замечательной Эми Адамс, где она играет старлетку, чего от неё совсем не ждёшь, где можно наблюдать ее женственность в манерах и поведении, возведённые в степень. И ещё смотрел "Девушку из Дании", тоже хороший пример. Я для себя смотрел покадрово картины, останавливал фильм, записывал себя на видео. Научился этому? Возможно... Но впереди еще много работы, надо оттачивать и совершенствовать.
Для нужного настроя слушал Андреа Бочелли и Pink. Ее "Stupid Girls" была моей главной темой. Вообще, у меня плейлист очень разнообразный - от любимой группы "АукцЫон" до классики или Мэрилина Мэнсона, особенно нравятся последние его несколько альбомов. Можно к музыке относиться как к некоему инструменту, ведь она несет определенный энергетический заряд.
- Благодаря роли стали женщин лучше понимать?
- Это невозможно. Также, как и мужчин. Чтобы понять одного, конкретного человека надо прожить его жизнь. Понимать почему женщины именно так сидят в платье и двигаются я начал. А в остальном каждый человек - это же своя отдельная вселенная. Нельзя всех подводить под общий знаменатель.
- Что было самым сложным в подготовке?
- В материале подобного рода, где есть довольно откровенные по смыслу сцены, очень легко скатиться в пошлость или чрезмерную манерность. Тут я полагался на вкус режиссера и его команды.
- "Кинастон" - провокационный персонаж сам по себе. К нему в его время относились неоднозначно. У вас не было сомнений, что постановку могут двояко интерпретировать? Найти пропаганду чего-нибудь?
- На самом деле тот, кто хочет найти пропаганду чего- нибудь, может найти ее в кружке чая. Я в этом материале вижу рассказ о нас. Это у нас принято воспринимать таких людей неоднозначно. Хотя это нормально и с точки зрения природы в том числе. Они были, есть и будут всегда, как бы с ними не хотели бороться. В плане исполнения это наоборот разжигает какой-то азарт, попытку понять. Я когда готовился, пересмотрел кучу материала про Эрика Курмангалиева, великого певца, который обладал женским тембром голоса. Он тоже был "неудобным" человеком. Талант его в нашей стране не был востребован, потому что это наша страна. А родись он чуть попозже или в другой стране, был бы звездой сто процентов. Вот мне кажется и Кинастон из такого рода людей.
- Говоря о провокационности. Не так давно все в театральном мире обсуждали перенос балета "Нуреев".
- Мне сложно комментировать эту ситуацию, потому что я в ней не нахожусь, не причастен к постановке и не знаю что там происходило. Но Кирилл Семенович не тот человек, который выпустит неготовый материал. Зная его отношение к делу и работоспособность, способность поглотиться материалом, не думаю, что эта постановка было неготова. Из этого делаю выводы, что это тактические, политические, творческие игры, которые за собой засасывают хороших творческих людей. Ну у нас такая реальность сейчас. Хотя мне кажется, тут людям, которые так или иначе пытаются управлять ситуацией, нужно понять одну вещь, очень простую: если зрителю не понравится, он не будет на это ходить. Если зрителю не понравится кино, он не будет на него ходить. Зритель проголосует. Он же не идиот. А так получается, что априори людей, которые придут в театр, считают за какое-то стадо, на которое как-то может повлиять та или иная постановке. Это ерунда. Еще Шекспир говорил, что актер - зеркало своей эпохи. Не более того. Творческий человек отражает то, что ему приходит извне, он не выдумывает. Если хочешь что-то поменять, начни с себя. И тогда вообще не про что будет ставить.
- А что думаете про другую резонансную тему - фильм "Матильда" Алексея Учителя? Попытки его запретить, сборы подписей?
- Это все ерунда. Я видел фильм "Матильда", озвучивал Николая II, которого играет Ларс Айдингер, шикарный артист. Я провел большое количество времени, смотря этот материал из раза в раз, изо дня в день по нескольку раз. Я вообще не очень понимаю как можно проводить экспертизу фильма. Это мнение по трейлеру, когда кино еще не готово. Кроме того, творческий процесс позволяет интерпретировать те или иные события. Как Тарантино позволили застрелить Гитлера в кинотеатре выстрелами в упор, ну было не так, зато я получил удовольствие. Потому что я в детстве именно так и представлял. С Тарантино мои мысли пересеклись. Это взгляд художника. Фильм делается на основе каких-то фактов, которые интересно было интерпретировать. Нежелание тех или иных деятелей не смотреть кино, а делать оценки - странно. Понимаю, что это может быть так же обусловлено тем, что ситуация зашла слишком далеко и человеку, который это затеял уже стыдно отказываться от своих слов, нет сил извиниться и нужно, во что бы то ни стало, "догнуть" свою линию... Грустно это. В стране полно других вопросов и задач, которые требуют решения, кроме как заказывать экспертизу на кино.
- Алексей Учитель сказал, что хочет выдвигать "Матильду" на "Оскар" от России. Если вы видели фильм, как считаете, есть ли у него шансы?
- Это очень хорошая для России картина, у которой, как мне кажется, есть все шансы. Она показывает не канонических святых, а людей. Картина о том, как сложно быть человеком у власти, как сложно такому человеку, имеющему перспективы быть царем, отказываться от своих человеческих качеств, чувств ради долга. Я только за, поддерживаю, это хорошая история.
- Возвращаясь к теме театров. Вы играете в двух - "Табакерке" и МХТ Чехова. Есть разница между ними в атмосфере?
- Мой саратовский мастер Валентина Ермакова, воспитавшая Галю Тюнину и Женю Миронова, всегда с теплотой говорила о "Табакерке", этот театр был для меня таким местом, куда надо стремиться, где все по- домашнему, комфортно. Этот театр остается для меня таким и сейчас - что-то уютное, родное. И сейчас ощущение "подвальности" переносится на новую сцену на Сухаревской. Пронзительность, которая свойственна маленьким театрам, присуща и новой сцене. А МХТ несет за собой традиции. Это для меня священное место. Мне кажется, Олег Павлович идет очень современным путем - делает из него площадку для возможностей - и режиссеров, и актеров, пробовать и реализовывать свои идеи. Он не закабаляет это место в "традиционности", а поддерживает в нем живую, непосредственную составляющую, основанную на зарубежном или своём личном опыте.
- Расскажите о ваших грядущих телепроектах. Я знаю, что вы играли в сериалах "Меморандум Парвуса" и "Троцкий"?
- Оба проекта о периоде жизни нашей страны начала прошлого века. "Меморандум", в котором играют также Евгений Миронов, Фёдор Бондарчук, - о Парвусе, который являлся одним из мощных двигателей Революции, который в силу своих амбиций решил перевернуть государство. Я играл обычного человека. Там почти все актеры с портретным гримом, играют реально существовавших людей. А мой персонаж Григорьев - другой. Интересно было взглянуть на историю с позиции человека, который не особо хотел что-то менять. Как себя ощущали обычные люди, что они после всех этих событий хотели сказать? Их же мало спрашивали, увлекали за собой. История разворачивается в разных временных периодах, а в конце главные герои встречаются, мы видим длинную рестроспективу всех событий, после чего они пытаются выяснить кому все это было нужно и зачем.
- А в "Троцком" тоже досталась роль выдуманного персонажа или пришлось воплощать реальную личность?
- В "Троцком" играю персонажа по имени Джексон, которого на самом деле звали Рамон Меркадер, который реально существовал и много чего сделал в истории. Один из главных оппонентов Троцкого, которого здесь играет Константин Хабенский. По сути это история жизни одного человека, рассказанная максимально честно. Очень любопытная история.
- Помимо работы в кино и театре вы являетесь худруком благотворительного проекта "Доктор клоун". Расскажите, как вы к этому пришли и в чем заключается суть проекта?
- Я начал заниматься этим давно, еще когда не снимался в кино. Понял, что моя профессия, которой я учился семь лет, может приносить фактический результат. Мы приходим в больницы, общаемся, стараемся поднять настроение детям, которым предстоит операция или определённая процедура, или тем, кто уже после операции. Помогаем отвлечь их внимание от тех обстоятельств, в которые они попали. Но это не просто клоунада, а терапия. В Израиле, например, существует факультет докторов-клоунов. Во Франции в прошлом году был принят закон, по которому лечение ребёнка в больнице не может обходиться без присутствия доктора-клоуна. Мы не доктора, мы отвечаем за психологическую сторону вопроса. Наши ребята, клоуны, должны знать очень много, у нас есть школа докторов-клоунов, где они слушают лекции врачей, работают с психологами, изучают этику поведения и так далее.
- И за время работы этого фонда вы значительно выросли, как минимум по своему составу.
- Да, и у нас сейчас куча проектов. Например, 24 сентября будет московский марафон, в котором мы всей командой будем участвовать и ждем всех желающих в нашу команду. Кроме того, с осени начнётся новая школа, будем пополнять ряды наших "клоунят". То есть работы предстоит много.