Инфляционные ожидания при изменении цен учли чуть больше 20% компаний в РФ

Москва. 7 ноября. INTERFAX.RU - Ожидаемую инфляцию при изменении своих цен учитывают 22% российских компаний, 7% - ориентируются на фактическую инфляцию (адаптивные ожидания), большинство (71%) учитывают и то и другое, говорится в аналитической записке департамента исследований и прогнозирования ЦБ РФ на основе опроса предприятий.

Банк России в декабре 2016 года провел опрос российских предприятий для изучения механизмов ценообразования отечественных производителей, а также выявления роли инфляционных ожиданий в формировании цен, отмечается в материалах департамента ЦБ. Результаты этого опроса позволили выявить ряд факторов, вызывающих инерционность инфляционных процессов в России, то есть запаздывающий характер и растянутость во времени реакции инфляционной динамики на шоки. В исследовании приняли участие 554 предприятия всех отраслей обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства.

Инерционные механизмы инфляции

Адаптивные ожидания компаний, которые ориентируются только на изменение цен в прошлом, могут приводить к инерционности инфляционного процесса, отмечает департамент ЦБ. "В результате рост цен в предыдущем периоде при прочих равных условиях и с большой вероятностью будет формировать рост цен в будущем", - говорится в документе.

При этом в различных секторах варьируется доля компаний, ориентирующихся только на прошлый уровень инфляции. Выше среднего эта доля в производстве транспортных средств (17%), производстве мебели (10%) и химическом производстве (10%). По мнению аналитиков ЦБ, замедление роста цен на продукцию этих отраслей может потребовать больше времени, чем снижение инфляции в экономике в целом.

Департамент подчеркивает, что крупные компании в большей степени, чем малые, опираются на ожидаемое изменение цен. Среди крупных предприятий 21-24% ориентируются на прогнозы инфляции, среди малых - 15%.

К инерции инфляции также может приводить ценовая негибкость, когда цены реагируют на различные виды шоков постепенно в силу наличия ограничивающих факторов. Так, негибкое приспособление цен характерно для 45% опрошенных предприятий, из них 67% характеризуются высокой степенью ценовой негибкости: корректируют цены раз в год 41%, раз в квартал - 26%.

"Негибкость цен присуща в основном отраслям, производящим инвестиционные и промежуточные товары. Цены на потребительские товары (пищевые продукты, обувь) более гибкие и приспосабливаются к потребительскому спросу. Высокая волатильность ценовой динамики на сельскохозяйственную продукцию объясняется сезонностью производства. К тому же продовольственные и сельскохозяйственные товары торгуются на рынках с более сильной конкуренцией", - поясняет департамент.

Гибкого механизма ценообразования по коррекции цен по мере необходимости придерживается 41% предприятий. Смешанную стратегию используют 14% компаний.

"Как правило, в экономике с высокой инфляцией компании чаще пересматривают отпускные цены на свою продукцию. В условиях низкой инфляции цены являются более устойчивыми перед шоками издержек, включая шоки валютного курса, то есть меньше реагируют на такие шоки", - подчеркивают аналитики.

Кроме того, еще одним инерционным механизмом может быть постоянный рост расходов на оплату труда. "При этом в случае опережающего роста номинальных заработных плат по сравнению с ростом производительности труда предприятия, как правило, вынуждены повышать цены на свою продукцию из-за давления издержек. Это поддерживает рост цен в отрасли и экономике в целом", - говорится в аналитической записке.

Зарплаты и производительность труда

Сильную и умеренную связь зарплат с производительностью труда отмечают 64% опрошенных компаний. При этом в условиях опережающего роста зарплат по сравнению с производительностью начинают увеличиваться удельные затраты на рабочую силу. "При прочих равных условиях это ведет к увеличению отпускных цен на продукцию предприятий, а также оказывает повышательное давление на инфляцию", - подчеркивают аналитики Банка России.

Причины повышения заработных плат, не сопровождаемого ростом производительности, связаны с дефицитом квалифицированных кадров в отрасли и наличием трудовых договоров, предусматривающих ежегодную компенсацию работникам в соответствии с уровнем инфляции или выше согласно внутренней политике компании, обращают внимание они. Большинство (63%) предприятий отметили, что испытывают сильное (27%) или умеренное (36%) влияние дефицита кадров, в связи с чем они вынуждены увеличивать зарплату даже в кризисные периоды.

Ключевые факторы издержек

Опрос ЦБ также показал, что ключевыми факторами издержек компании называют затраты на сырье и материалы (95%) и изменения валютного курса (42%). Последний оказывает сильное влияние в отраслях с высокой долей импорта в затратах. Расходы на обслуживание долга в 2016 году играли второстепенную роль в формировании отпускных цен практически во всех отраслях, за исключением сельского хозяйства и производства транспортного оборудования.

Теги: ЦБ РФ
Спорт
Последние новости