"Пробка" из порожних вагонов образовалась в направлении Кузбасса

Простаивают около 33 тыс. вагонов

Москва. 26 января. INTERFAX.RU - "Пробка" из порожних вагонов формируется с первой декады января в направлении Западно-Сибирской железной дороги (ЗСЖД), пишет в пятницу "Коммерсантъ" со ссылкой на источники в железнодорожной и угольной отраслях.

По оценкам трех собеседников газеты, простаивают 32-33 тыс. вагонов. "(По состоянию - ИФ) на 18 января только в Кузбассе "брошены" 150 составов, то есть более 10 тыс. вагонов, еще около 20 тыс. вагонов не могут доехать в регион. После праздников их было около 8 тыс., а 12 января - уже более 24 тыс.", - отмечает издание.

С 23 по 25 января, как сообщил "Коммерсанту" представитель ОАО "Российские железные дороги", монополии пришлось ограничить оформление порожних полувагонов на ЗСЖД со всех станций. Блокировка вагонов вызвала цепную реакцию по всей ж/д сети: стоит уже до 50 тыс. полувагонов (10% парка), говорит собеседник газеты в отрасли. Из-за запрета порты не могут освободиться от разгруженных вагонов и вынуждены задерживать выгрузку прибывающих грузов.

"На станциях кузбасского региона сложилась напряженная ситуация с обеспечением погрузки угля, что обусловлено неблагоприятными метеоусловиями. 24 января общий недогруз составил 130 тыс. тонн, 25 января ожидается около 100 тыс. тонн", - сообщил изданию представитель "Российских железных дорог". При этом операторы продолжали отправлять "порожняк" на станции ЗСЖД: только в ее пределах находится более 70 "брошенных" поездов с порожними полувагонами.

В оценке пострадавших операторов собеседники "Коммерсанта" расходятся: один говорит, что стоят 6,6 тыс. вагонов АО "Федеральная грузовая компания" ("дочка" РЖД), 5,5 тыс. вагонов АО "Первая грузовая компания" (ПГК) Владимира Лисина, 4,5 тыс. вагонов "УВЗ-Логистик" (структура "Уралвагонзавода"), 4 тыс. вагонов "Новотранса" и других. Однако представитель ПГК сказал газете, что у нее простаивают только 2,7 тыс. вагонов, в "Новотрансе" говорят о 2-2,5 тыс.

Ситуация повторяется уже лет двадцать, говорит, между тем, один из собеседников издания в отрасли, только в разном масштабе: со времен министерства путей сообщения "Российские железные дороги" в последней декаде декабря либо стимулируют погрузку, если годовой план не выполнен, либо, наоборот, притормаживают ее. Угольщикам выгоднее грузить в декабре, поскольку с 1 января индексируется железнодорожный тариф, тогда как РЖД - в январе: и движение не столь интенсивное, и цена выше. В 2017 г. монополия план выполнила и сдвинула погрузку на январь. На это наложились штормы в крупных портах юга и Дальнего Востока, препятствующие выгрузке. В последнюю неделю грянули морозы, при которых смерзается уголь и замедляется погрузка.

В "Первой грузовой" главными причинами скопления порожних вагонов считают праздничный период и метеоусловия. Один из угольщиков говорит, что всему виной конъюнктурные ожидания: операторы направили слишком много вагонов в Кузбасс. Собеседник "Коммерсанта" утверждает, что самую агрессивную позицию занял "Новотранс", который на 60% увеличил количество отправок порожняка на Западно-Сибирскую железную дорогу под экспорт (в компании уверяют, что отправки идут в штатном режиме). Другой источник газеты добавляет, что Кузбасс - особый регион, где не требуется согласование заявок, чтобы направить вагон.

На фоне затора возникают проблемы с доставкой угля предприятиям ЖКХ, прежде всего в Красноярском крае и Еврейской автономной области. По данным "Российских железных дорог", говорит один из собеседников "Коммерсанта", план по погрузке таким организациям выполняется только на 91%. РЖД попросили операторов отдать простаивающий "порожняк" под перевозку угля для ЖКХ (участники рынка с неохотой согласились выделить 4 тыс. вагонов). "Российские железные дороги" ожидают нормализации погрузки угля в Кузбассе до конца текущей недели. Но источники газеты в отрасли уверены, что "пробку придется разбирать еще месяц". При этом, добавляют они, важно, будет ли РЖД штрафовать операторов за простой.

Теги: РЖД

Новости по теме

Спорт
Последние новости